Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов в 2009/2010 учебном году

Разделы: Администрирование школы


На основании приказа департамента образования ЯНАО № 455 от 15.04.2010г. «О порядке завершения 2009/2010 учебного года, организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных школ округа», приказа Управления образования муниципального образования город Новый Уренгой № 467 от 20.04.2010г. «О порядке завершения 2009/2010 учебного года, организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных школ города», в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 № 1075 (в ред. приказов Минобразования РФ от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 132) – в части аттестации выпускников 9 классов и приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» от 28.11.2009 № 362 (с изменениями от 30.01.2009), в МОУ СОШ № 13 проведена государственная (итоговая) аттестация в 9-х классах с 28 мая по 15 июня, в 11-х классах – с 26 мая по 20 июня.

На конец 2009/2010 учебного года в 9 классах обучалось 126 учащихся, допущены к государственной (итоговой) аттестации 126 учащихся (100%). Аттестаты об основном общем образовании получили 126 выпускников 9-х классов, из них 1 ученица 9г класса получила аттестат особого образца (с отличием), 9 учащихся награждены похвальными грамотами за особые успехи в изучении отдельных предметов.

В 11-х классах на конец 2009/2010 учебного года обучалось 96 учащихся.

В 2010 году государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов проведена в форме ЕГЭ по единым требованиям и в обязательном порядке для всех выпускников по единой системе ФЦТ.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании получили 96 выпускников, 1 выпускница 11а класса награждена золотой медалью «За особые успехи в учении», 1 ученик 11а класса награждён серебряной медалью «За особые успехи в учении», 11 учащихся награждены похвальными грамотами за особые успехи в изучении отдельных предметов.

Анализ количества выпускников за последние четыре учебных года свидетельствует о снижении числа выпускников 9-х и 11-х классов (см. Приложение 1).

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов

Уровень обученности выпускников 9-х классов по русскому языку составил 100%, по алгебре – 100%. (см. Приложение 2)

Следует отметить, что по русскому языку после ежегодного снижения качественной успеваемости, в 2009/2010 учебном году наблюдается повышение качества обученности на 11%. Динамика качественной успеваемости по алгебре за последние годы в основном стабильная и составляет 43-44%, за исключением 2008/2009 учебного года, где качественная успеваемость составляла 35%. Итак, в 2009/2010 учебном году качественная успеваемость по письменным экзаменам – русскому языку и алгебре повысилась по сравнению с 2008/2009 учебным годом на 11% и 9% соответственно.

С 2009 года выпускники 9-х классов проходят государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку в новой форме.

В 2010 году государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку в новой форме проходили 126 учащихся 9-х классов. Справились с работой 99 учащихся (79%), выполнили работу на «4» и «5» 36 учащихся (29%). 27 учащихся (21%) не справились с выполнением экзаменационной работы по русскому языку и получили отметку «2». По результатам повторного экзамена их успеваемость составила 100%, качество7% - грамотность, 4% - содержание.

Проведём анализ качественной успеваемости по результатам письменных экзаменов по алгебре и русскому языку в сравнении с годовыми результатами.

(См. Приложение 3)

 

Количество обучающихся, подтвердивших на экзамене годовую отметку,
чел. / %

Количество обучающихся, получивших на экзамене отметку выше годовой,
чел. / %

Количество обучающихся, получивших на экзамене отметку ниже годовой,
чел. / %

9 а

13 / 48

2 / 7

12 / 44

9 б

10 / 42

2 / 8

12 / 50

9 в

20 / 74

3 / 11

4 / 15

9 г

8 / 32

4 / 16

13 / 52

9 к

7 / 30

1 / 4

15 / 65%

Итого

58 / 46

12 / 9,5

56 / 44

(См. приложение 4.)

 

Количество обучающихся, подтвердивших на экзамене годовую отметку,
чел. / %

Количество обучающихся, получивших на экзамене отметку выше годовой,
чел. / %

Количество обучающихся, получивших на экзамене отметку ниже годовой,
чел. / %

9 а

14 / 52

13 / 48

0 / 0

9 б

18 / 75

6 / 25

0 / 0

9 в

25 / 93

0 / 0

2 / 7

9 г

18 / 72

4 / 16

3 / 11

9 к

21 / 91

1 / 4

1 / 4

Итого

96 / 76

24 / 19

6 / 5

На приведённых диаграммах наблюдается повышение качественной успеваемости на экзамене по сравнению с результатами года по алгебре, понижение – по русскому языку.

Проанализируем результаты устных экзаменов по выбору за курс основной школы. На диаграмме отражено ранжирование предметов учащимися при выборе устных экзаменов. (см. Приложение 5.)

54% выпускников остановили свой выбор на обществознании (в 2008/2009 учебном году – 43%), 44% выбрали ОБЖ (в 2008/2009 учебном году – 66%), 25% выбрали Информатику и ИКТ (в 2008/2009 учебном году – 23%), географию - 13% (в 2008/2009 учебном году – 8%), геометрию – 12% (в 2008/2009 учебном году – 8%), физическую культуру – 12% (в 2008/2009 учебном году – 22%), литературу – 10% (в 2008/2009 учебном году – 0%), биологию – 10% (в 2008/2009 учебном году – 0%), русский язык – 8% (в 2008/2009 учебном году – 16%), ин.яз – 5% (в 2008/2009 учебном году – 3%), химию – 3% (в 2008/2009 учебном году – 4%), физику – 3% (в 2008/2009 учебном году – 2,5%), историю – 1% (в 2008/2009 учебном году – 6%).

Диагностика выбора предметов учащимися 9 классов для прохождения государственной (итоговой) аттестации в % (кол-во уч-ся)

Название предмета

2006-2007

2007 - 2008

2008 - 2009

2009 - 2010

1

русский язык

12% (26уч.)

14% (24уч.)

16% (9уч.)

8% (10уч.)

2

литература

12% (26уч.)

4,7% (8уч.)

-

10% (13уч.)

3

геометрия

8% (17уч.)

4,7% (8уч.)

7,5% (9уч.)

12% (15уч.)

4

история

6,6% (14уч.)

12% (20уч.)

5,8% (7уч.)

1% (1уч.)

5

обществознание

52% (111уч.)

66% (112уч.)

42,5% (51уч.)

54% (68уч.)

6

физика

6,6% (14уч.)

9% (15уч.)

2,5% (3уч.)

3% (4уч.)

7

химия

5,6% (12уч.)

3,5% (6уч.)

4,2% (5уч.)

3% (4уч.)

8

география

15% (32уч.)

19,5% (33уч.)

8,3% (10уч.)

13% (17уч.)

9

биология

11,7% (25уч.)

9% (15уч.)

-

10% (12уч.)

10

физическая культура

17% (36уч.)

18% (31уч.)

21,7% (26уч.)

12% (15уч.)

11

информатика и ИКТ

22,5% (48уч.)

24% (40уч.)

22,5% (27уч.)

25% (31уч.)

12

иностранный язык

8% (17уч.)

0,6% (1уч.)

3,3% (4уч.)

5% (6уч.)

13

ОБЖ

22,5% (48уч.)

15% (25уч.)

65,8% (79уч.)

44% (56уч.)

Результаты диагностики выбора учащимися предметов для устной итоговой аттестации показали, что выпускники основной школы реализуют свои права на выбор экзаменов. Учащиеся выбирают все предметы, предложенные для государственной (итоговой) аттестации в устной форме. В 2006/2007 учебном году наибольшее количество учащихся для итоговой аттестации выбрали обществознание, информатику и ИКТ, ОБЖ и физкультуру; в 2007/2008 учебном году – обществознание, информатику, географию и физкультуру; в 2008/2009 учебном году – ОБЖ, обществознание, информатику и ИКТ, физкультуру; в 2009/2010 учебном году – обществознание, ОБЖ, информатику и ИКТ.

Качественная успеваемость по результатам экзаменов по выбору в 2009/2010 учебном году выглядит следующим образом: см. приложение 6.

Аспектный анализ качества знаний учащихся 9-х классов по итогам государственной (итоговой) аттестации (предметы по выбору)

Название предмета

2006-2007

2007 - 2008

2008 - 2009

2009 - 2010

качество

качество

качество

качество

1

русский язык (устно)

81%

79%

95%

70%

2

литература

100%

100%

-

92%

3

геометрия

94%

100%

56%

87%

4

история

86%

75%

57%

100%

5

обществознание

78%

80%

84%

60%

6

физика

43%

47%

67%

100%

7

химия

58%

83%

80%

100%

8

география

75%

48%

40%

76%

9

биология

56%

93%

-

75%

10

физическая культура

100%

100%

100%

100%

11

информатика и ИКТ

89,6%

90%

85%

84%

12

иностранный язык

76%

100%

75%

100%

13

ОБЖ

69%

52%

68%

75%

Устные экзамены в 2009/2010 учебном году сдавали 126 учащихся. В сравнении с предыдущими учебными годами увеличилась качественная успеваемость по таким предметам как геометрия, история, химия, физика, ОБЖ, иностранные языки, география. Спад качественной успеваемости наблюдается по предметам: русский язык, литература, биология, информатика и ИКТ, обществознание. (см. приложение 7)

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов

С 2005 по 2008 год школа участвовала в эксперименте по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ проводится по 12 общеобразовательным предметам по единым требованиям и в обязательном порядке для всех выпускников.

Обязательными для сдачи были русский язык и математика, остальные предметы выпускники выбирали самостоятельно в зависимости от направления профессиональной подготовки.

В экзаменах по русскому языку и математике приняли участие 96 выпускников. Русский язык с первого раза сдали все учащиеся 11-х классов. По математике в основные сроки один учащийся 11в класса не преодолел порога, установленного Рособрнадзором, на повторном экзамене он набрал необходимые баллы.

Успеваемость по математике и русскому языку составила 100%.

Проанализируем результаты устных экзаменов по выбору за курс основной школы. На диаграмме отражено ранжирование предметов учащимися при выборе устных экзаменов. (см. Приложение 8)

67 выпускников (70%) отдали своё предпочтение обществознанию, 29 выпускников (30%) – физике, 23 выпускника (24%) – истории. 16 выпускников (17%) сдавали экзамен по информатике, 10 выпускников (10,4%) – по биологии, 7 выпускников (7%) – по иностранным языкам (6 – английский, 1 – немецкий), по 2 выпускника (2%) сдавали географию, химию, литературу.

Общая успеваемость по предметам показана на диаграмме: (см. Приложение 9).

Проанализируем результаты ЕГЭ по предметам по среднему баллу. (см. Приложение 10)

Средний балл по математике в целом по школе составил 44,7 (порог – 20 баллов).

Отметим классы, выпускники которых показали результаты выше среднего по школе: 11а – на 5,5%, 11б – на 4,9%. Ниже среднего по школе показали результаты выпускники 11в и 11к классов.

На диаграмме показан разброс баллов по математике от минимального к максимальному. (см. Приложение 11)

Лучшие результаты показали выпускники 11а и 11б класса: минимальный балл – 34; максимальный балл – 77 (11б), 69 (11а).

Средний балл по школе по русскому языку составил 58,3 (порог – 36). (см. Приложение 12)

Выше среднего по школе показали результаты выпускники 11а класса – на 6,9%, 11б класса – на 0,4%.

Анализируя результаты экзамена по минимальному баллу, следует отметить выпускников 11а и 11б классов – 51 и 49 баллов соответственно. (см. Приложение 13)

Лучшие результаты показали выпускники 11а класса: максимальный балл – 94 , 88.

Проанализируем результаты экзаменов по выбору.

67 выпускников сдавали экзамен по обществознанию, 95,5% выпускников справились с предложенными заданиями, 3 человека (4,4%) не преодолели минимальный порог. (см. Приложение 14)

Средний балл по школе составил 53,5 (порог – 39). Отметим классы, средний балл которых превышает средний балл по школе: 11а – на 8,6%, 11б – на 2,4%. Наибольшее количество баллов набрала выпускница 11 а – 77 баллов. (см. Приложение 15)

29 выпускников сдавали экзамен по физике, 100% выпускников справились с предложенными заданиями.

Средний балл по школе составил 50,8 (порог – 34). Отметим классы, средний балл которых превышает средний балл по школе: 11б – на 2%. Наибольшее количество баллов набрал выпускник 11б класса - 64балла. (см. Приложение 16)

23 выпускника сдавали экзамен по истории, 83% выпускников справились с предложенными заданиями, 4 человека (17%) не преодолели минимального порога.

Средний балл по школе составил 43 (порог – 31). Средний балл превышает средний балл по школе в 11а на 7,8%. Наибольшее количество баллов набрал выпускник 11а класса- 74балла. (см. Приложение 17) (см. Приложение 18)

Результаты экзаменов по биологии, информатике и ИКТ, литературе, английскому языку, немецкому языку, химии, географии

Предмет

Класс

Кол-во сдававших

Порог

Максимум

Минимум

Ниже порога

Средний балл

Общая успеваемость

Биология

11а

3

36

75

49

-

62,7

100%

 

11в

5

 

54

33

1

44,4

80%

 

11к

2

 

38

37

-

37,5

100%

Итого

 

10

 

75

33

1

48,5

90%

Информатика
и ИКТ

11б

7

41

82

47

-

64.4

100%

 

8

 

74

47

-

61,1

100%

 

11в

1

 

55

 

-

55

100%

Итого

 

16

 

82

47

-

62,2

100%

Литература

11а

1

29

48

 

-

48

100%

 

11б

1

 

60

 

-

60

100%

Итого

 

2

 

60

48

-

54

100%

Англ. язык

11а

2

20

47

45

-

46

100%

 

11б

3

 

54

33

-

42,3

100%

 

11в

1

 

 

13

1

13

 

итого

 

6

 

54

13

1

39

 

Немецк. язык

11а

1

20

42

-

-

42

100%

итого

 

1

 

42

-

-

42

100%

Химия

11б

1

33

42

-

-

42

100%

 

11к

1

 

28

28

1

28

 

итого

 

2

 

42

28

1

35

 

География

11а

2

35

61

59

-

60

100%

итого

 

 

 

61

59

-

60

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На диаграмме показана разница между минимальным баллом, подтверждающим освоение выпускниками основных общеобразовательных программ (порогом) и средним результатом по школе по предмету. (см. Приложение 19)

Отметим в порядке убывания результативность экзаменов:

  • литература – 25%
  • география – 25%
  • математика - 24,7%;
  • русский язык – 22,3%;
  • немецкий язык – 22%
  • информатика и ИКТ – 21,2%;
  • английский язык – 19%
  • физика – 16,8%;
  • обществознание – 14,5%;
  • биология – 12,5%;
  • история – 12%;
  • химия – 2%.

На основании вышеизложенного руководителям ШМО:

  • необходимо всесторонне проанализировать результаты государственной (итоговой) аттестации по всем предметам, выявить «слабые звенья» в изучении предметов и наметить пути решения проблем;
  • направить усилия педагогов на отработку тестовой формы контроля и освоение стандартного содержания образования по предметам всеми учащимися, повышение качества знаний учащихся.

Сравнение результатов ЕГЭ по предметным областям с результатами общеобразовательных учреждений города

Предметы

ЕГЭ - 2009

ЕГЭ - 2010

Средний балл

Средний балл

по школе

по городу

по школе

по городу

литература

54,5

48,3

54

54,9

география

51

52,1

60

52,1

математика

42,2

42,8

44,7

44,4

русский язык

54

57,2

58,3

60

немецкий язык

-

22,5

42

43

информатика и ИКТ

57,5

50,5

62,2

62,9

английский язык

47,3

51,5

39

52,1

физика

40,5

45

51

50,8

обществознание

52,2

54,6

53,5

55,2

биология

49,1

49,5

48,5

53,1

история

45,1

44,8

43

44,7

химия

46,2

50,1

35

52,1

Средний балл по школе выше среднегородского балла по предметам: география, математика, физика.

Средний балл по школе ниже среднегородского балла по предметам: литература, русский язык, немецкий язык, информатика и ИКТ, английский язык, обществознание, биология, история, химия.

Сравнивая результаты ЕГЭ 2008/2009 и 2009/2010 учебных годов, можно сказать, что понижение среднего балла по школе произошло по 4 предметам из 12: английский язык, биология (незначительно), история, химия.

Образовательную программу основного общего образования за четыре года освоили 634 учащихся. Из них программу освоили на «хорошо» и «отлично» 82 обучающихся:

  • 2006 – 2007уч.г. – 31 выпускник 9 классов – 14,3%;
  • 2007 – 2008 уч.г. – 21 выпускник 9 классов – 12,3%;
  • 2008 – 2009 уч.г. – 20 выпускников 9 классов – 16%;
  • 2009 – 2010 уч.г. – 27 выпускников 9 классов – 21%

Из них получили аттестат с отличием: 2007г. – 2 выпускника (0,9%); 2008г. – 3 выпускника (1,8%); 2009г. – 1 выпускник (0,8%); 2010г. – 1 выпускник (0,8%).

Образовательную программу среднего (полного) общего образования за четыре года освоили 484 обучающихся, из них на «4» и «5» закончили школу 104 обучающихся:

  • 2006 – 2007 уч.г. – 37 выпускников 11 классов – 26,4%;
  • 2007 – 2008 уч.г. – 21 выпускник 11 классов – 18,1 %;
  • 2008 – 2009 уч.г. – 29 выпускников 11 классов – 22%;
  • 2009 – 2010 уч.г. – 17 выпускников 11 классов – 18%.

За четыре года награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в обучении» 5 выпускников:

Учебный год

Всего награждено(чел.)

 % от общего числа

Награждены медалями

Золотая медаль

Серебряная медаль

2006 - 2007

1

0,7%

-

1

2007 - 2008

1

0,9%

-

1

2008 - 2009

1

0,8%

 

1

2009 - 2010

2

2%

1

1

Итого:

5

1%

1

4

Результаты аттестации для выпускников, проявивших особые успехи в учебе

Вид награды

2006-2007 уч.год

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

1

Золотая медаль (чел)

 

0

 

0

-

0

 

1

2

Серебряная медаль (чел)

 

1

 

1

 

1

-

1

3

Похвальная грамота (чел)

-

7

10

21

-

-

9

11

4

Аттестат об основном общем образовании с отличием (чел)

2

-

3

-

1

-

1

 

Педагогический коллектив на основании педагогических и психологических исследований, проводимых в школе, выявил возможности повышения качества образования учащихся III ступени через:

  • совершенствование структуры содержания образования;
  • реализацию программ профильного обучения;
  • организацию дополнительной подготовки учащихся 10,11 классов к сдаче ЕГЭ через проведение занятий во внеурочное время в школе, сотрудничество с ВУЗами города, а также организацию заочных подготовительных курсов другими вузами.