Число и цифра 7

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • познакомить с числом и цифрой 7, с получением и составом числа7,упражнять в написании цифры 7;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • воспитывать качества ,необходимые для успешной учёбы

Оборудование: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, презентация.

Наглядность: числовой отрезок, таблица «Состав числа 7», таблички со словами, характеризующими качества ученика, числовой домик

Ход урока

I. Организационный момент

СЛАЙД 1

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

– Ребята,на нашем уроке сегодня присутствуют гости, все повернитесь и посмотрите на них.

– А теперь прошу садиться и работать не лениться

– Ребята, скажите какими качествами должен обладать ученик, чтобы хорошо учиться в школе?

– Постарайтесь применить все названные качества на нашем уроке. И тогда учёба вам будет не в тягость, а в радость.

– А теперь вперед, за дело, математика нас ждет, начинаем устный счет

II. Счёт

А) Мальчики сосчитайте пожалуйста от 1 до 10, обратно – девочки.

Все теперь вместе сосчитаем от 1 до 20.

– Какое число стоит перед числом 4?

– Какое число следует за числом 5?

– Какое число стоит между числами 2 и 4?

– Какие числа являются “соседями” числа 6?

– Кто сможет сосчитать от 6 до 11? от 14 до 5?

– Какое число стоит справа от 17? Слева от 11?

Какое число находится между числами 14 и 15?

Б) Задачи на логическое мышление

– За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?

– На ветке сидели 6 птиц. Две птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?

III. Постановка проблемы

– Что вы видите на доске ?

– Давайте выполним задание, используя числовой отрезок.

          1           2           3           4           5           6
  • 2+2=
  • 4-1=
  • 3+3=
  • 6-1=
  • 5+2=
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

– Проблема!

– Что случилось?

+Мы не знаем, как обозначается ц.7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного единичного отрезка.

– Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

+Научиться писать ц.7 и изучить состав числа 7.

– Кто сможет назвать тему нашего урока?

+Число и цифра 7 СЛАЙД №2

IV. “Открытие” нового знания

Историческая справка.

Число 7 издавна считается магическим и большим почётом была окружена ещё в древности. И наверно поэтому существует много пословиц и поговорок, в которых употребляется это число.

– Может, кто знает пословицы, связанные с числом 7?

  • Лук от семи недуг
  • За семью морями
  • На седьмом небе от счастья
  • Семеро одного не ждут

– А как вы понимаете смысл пословиц?

– Волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: в Древнем Риме было семь главных богов, в Древней Греции семь чудес света. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Нередко приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах и советовали пить их 7 дней.

– А в каких сказках встречается число7?

+Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о царе Салтане и семи богатырях, Цветик-семицветик.

Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (дни недели)

– Сколько дней в неделе?

Назовите хором названия дней недели (…) Назовите 1 день недели, 3, 5, 7, 6, 2.

V. Физминутка

В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.

– Что ещё связано с числом 7?

+7 нот, 7 цветов радуги, СЛАЙДЫ 3-4

ЗАГАДКА

Над лесами, над рекой
Если б мог я встать на мост,
Семицветный мост дугой.
Я б рукой достал до звезд. (Радуга.)

– В радуге действительно 7 цветов. А кто помнит волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

– А во Франции запоминают цвета радуги с помощью такой фразы: «Как однажды Жак-звонарь, городской сломал фонарь»

– Посмотрите, тело обыкновенного фазана напоминает дом. птицу – курицу, от которой отличается только длинным хвостом. Фазан очень осторожен и пуглив; только среди густых зарослей он чувствует себя в безопасности. Эти птицы живут в тёплых странах, они не могут выжить в нашем климате, т.к. зимы у нас очень суровые, а кого можно увидеть у нас круглый год? Зимующих – как мы можем им помочь пережить зиму?

+Подкармливать, делать кормушки и скворечники

– А что страшнее зимой птице: голод или холод?

– А ещё на флаге нашей республики в центре белой полосы золотым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков. Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков — семь родов, положивших начало дружбы народов Башкортостана. СЛАЙД 5

VI. Работа с учебником

Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7

Как показано число 7 на стр. учебника? (печатная цифра 7, 7 гномов, числовой отрезок, с помощью домино)

– На что похожа цифра 7?

Вот семёрка-кочерга, у неё одна нога.

Семь точно острая коса, коси коса пока остра. СЛАЙД 6

– Назовите числа, которые меньше 7

VII. Демонстрация написания ц. 7

– Посмотрите, как будем записывать ц. 7 СЛАЙД 7

– Из каких элементов состоит ц.7? (объяснение написания цифры 7)

  • – Напишем в воздухе её
  • – Пропишите красиво три раза цифру 7 на клеточной строчке.
АККУРАТНОСТЬ

– Теперь вернёмся к нашему заданию на доске, где возникло затруднение.

– Можем ли мы теперь записать результат?

– Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке?

– Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)

– Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)

– Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)

– Что интересного заметили в примерах?

+Начало следующего примера является ответом предыдущего

VIII. Место цифры 7 в числовом ряду

– За каким числом следует при счёте число 7?

– Как можно получить из 6 число 7? (Нужно сделать один “шаг” вправо из точки 6.)

– На сколько 7 больше 6?

– На сколько 6 меньше 7?

IX. Состав числа 7

– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?

Возьмите кружочки двух цветов и получите в сумме 7

X. Первичное закрепление

А) Отработка состава числа 7. Работа по учебнику – тетради. № 1, с. 2.

– Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета.)

– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено “целое”? А какими цифрами – “части”?

– Объясните равенства к этому отрезку. (Если сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять “часть” 6, то останется другая “часть” 1 и т.д.)

– Пользуясь числовыми отрезками, заполните “окошки” в оставшихся равенствах.

Самостоятельность

– Поменяйтесь тетрадями . Проверьте вычисления с записью на экране. СЛАЙД 8

Внимательность

XI. Задание на смекалку

СЛАЙДЫ 9-10

– Из каких фигур состоят гномики?

Смекалка

– Какого гномика надо поставить в пустой квадратик? Почему?

Последовательность числового ряда от 1 до 7

– Гномик доволен вашим правильным выбором и предлагает выполнить задание №6 вместе с ним. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будет I вариант, а развешивать фонарики - II варианта

– Кто быстрее? Выполнившие задание – встаньте.

XII. Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
постучали и открыли!

XIII. Самостоятельная работа №3, с. 2.

– Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить два числа с помощью фигур в “мешочках”; поставить знаки: >, <, =.)

СЛАЙД 11

XIV. Итог урока.

– Какому числу был посвящён урок?

– Что нового узнали? Чему научились? Какие задания вам понравились больше?

– Какие задания были для вас самыми трудными?

– Назовём ещё раз, какие качества необходимы вам для успешной учёбы в школе?

  • “Внимательность”
  • “Любознательность”,
  • “Наблюдательность”,
  • “находчивость”,
  • “смекалка”,
  • “Аккуратность”,
  • “Самостоятельность”
  • “Трудолюбие”

– Сегодня очень хорошо потрудились …

– Поднимите руку у кого веселое настроение. Объясните, почему у вас веселое настроение?

+У меня все получилось.

+Я хорошо отвечал.

+Я правильно выполнил все задания.

– А у кого грустное настроение? Почему?

+У меня не все получилось.

+Я не смог выполнить все задания правильно.

Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение-залог успеха в любом деле. Урок окончен. Вы славно потрудились и я вами довольна. Молодцы! Урок окончен, отдыхайте.