Эссе "Педагог моей мечты"

Разделы: Музыка


Нам говорит старинная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

Первая встреча с педагогом произошла у меня в детском саду, на музыкальном уроке. Уже тогда, будучи совсем ребенком, я твердо решила, что стану учителем музыки. Педагог, проводивший с нами музыкальные занятия, производил на меня огромное впечатление. Каждый урок для меня был праздником. Я не отрывала взгляд от рук, порхающих над клавиатурой. Возвращаясь домой, я ставила книжки на стул и проводила уроки с куклами. Представляя себя за инструментом, я в точности старалась копировать все движения учителя.

Это была любовь с первого взгляда.

Так музыка стала неотъемлемой частью моей жизни. Затем – музыкальная школа, училище, институт. Я стала педагогом по классу специального фортепиано. Сегодня моему педагогическому опыту 22 года. Много это или мало? Может быть для кого-то много, для кого-то нет. Для меня - это середина. И все же, что значит быть педагогом? Кто он – педагог моей мечты?

Казалось бы, в настоящее время вопросам образования и музыкального воспитания уделяется достаточно внимания, собирается и обобщается накопленный педагогический опыт, а также изучаются достижения современной педагогики.

Система российского образования имеет глубокие традиции в работе с детьми, особенно с одаренными учащимися. Еще Сухомлинский писал, что “распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства”.

Не вызывает возражения, что эстетическое воспитание ребёнка является важным звеном его общего воспитания. Что именно музыка способна активно эмоционально развивать способности детей, чуткость к восприятию прекрасного. Ведь музыкальное воспитание способствует гармоничному развитию личности, его интеллектуальных возможностей, приучает к трудолюбию, самостоятельности, воспитывает лучшие качества характера, укрепляет волю.

Действительно ли большинство учащихся хотят приобщиться к миру современной музыки, к прекрасной музыкальной классике? Наши дети – это дети, слушающие Диму Билана и “Ранеток”, мечтающие на уроке скорее вернуться домой, чтобы “повисеть” в Интернете и погулять с друзьями.

Сегодня многие музыкальные школы и школы искусств перешли на интересные экспериментальные программы, творчески внедряют новые методы индивидуального и группового обучения. Но… Проходит некоторое время, и ученики часто вместо увлекательного музицирования всё больше погружаются в монотонный, утомительный учебный процесс.

Мы больше обучаем ребят, которые имеют средние музыкальные данные, кто не стремится стать профессиональным музыкантом и желает научиться исполнять популярную музыку для себя. И что мы иногда слышим от выпускника, закончившего школу, иной раз и с отличием: “Я хочу продать свой инструмент….”.

Может, мы, педагоги, что-то делаем не так? Может, делаем не то? Интересный вопрос. Ведь все мы стремимся сохранить ценности и престиж серьезного академического образования.

На мой взгляд, задача педагога – найти возможность реализовать детский потенциал, осуществляя индивидуальный подход к обучению. Ученик – личность неповторимая. Увлечь ребенка, какой бы уровень способностей он не имел, заинтересовать, воодушевить, поддержать в трудностях – дело сложное, но необходимое.

Давайте порассуждаем, что такое музыкально одаренный ученик? Это ученик, обладающий комплексом музыкальных способностей: эмоциональным откликом на музыку, способностью чувствовать характер и настроение музыкального произведения, способностью к переживанию, способностью к творческому восприятию, обладающий очень хорошим музыкальным слухом, способностью вслушиваться и слышать, сравнивать и оценивать средства музыкальной выразительности. Музыкальные способности вместе с общими способностями (воображением, вниманием, волей), проявляющиеся в музыкальной деятельности, и образуют музыкальную одаренность. А много таких ребят обучается сегодня в музыкальной школе?

Всем хорошо известно, что одаренным и талантливым детям, обладающим потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей, равно как и детям со средними способностями, необходимо наличие дифференцированных программ. Мы “пишем” все новые и новые программы, “документируем” инновации, стремимся к повышению результативности. В чем же причина желания выпускника “продать инструмент”?

Не секрет, что подавляющее большинство преобразований, проведённых за последние годы в сфере “дополнительного” образования, поражают свей бессистемностью.

Я училась в советской школе. И считаю, что жизненно важно иметь твёрдую общую концепцию образования. Такая концепция, не лишенная, конечно, отдельных недостатков, существовала в годы моей учебы. Но старая советская образовательная концепция утрачена, а новая не подкреплена хорошей материальной основой.

В школе, лишенной финансовой возможности системного развития, на первый план выходит энтузиазм конкретного преподавателя, его способность создавать эффективную образовательную среду в рамках собственного урока.

Важнейшим личностным качеством педагога становится его харизма, способность заинтересовать учащихся и более полно вовлечь их в образовательный процесс. Учитель должен владеть педагогическим мастерством, тактом, должен признавать ценность детского творчества. Важны положительные эмоции, радость познания на музыкальных занятиях. Японцы говорят: “Доброе слово – уже доброе дело”

Нет от природы неспособных к познанию музыки детей. Но есть дети, не обладающие в достаточной мере способностями для занятий профессиональным музыкальным творчеством. И их большинство. Перед педагогом стоит задача подготовить активного ценителя музыки, а именно:

1.  Развивать музыкальность ребёнка, его представления, формировать опыт эмоционального восприятия классики.

2.  Обучать пианистическим навыкам в более длительный период, чем обычно.

3.  Учебный материал составлять из несложных, но интересных музыкальных сочинений с ярким характером.

4.  Уроки стараться делать увлекательными, развивающие и поддерживающие интерес к обучению, особенно на начальном этапе.

Основными формами работы на уроке, на мой взгляд, могут стать:

- чтение с листа,

- ансамблевая игра,

- аккомпанемент (как ансамблевое музицирование),

- практика эскизного исполнения,

- игра по нотам в достаточном темпе, сохраняя художественный замысел фортепианного произведения.

Репертуар необходимо составлять с преобладанием пьес яркого и образного характера, сочетая классику с танцевальными мелодиями, пьесами различных стилей и разных по сложности, включая обработки народных песен и современных композиторов. Эти формы работы должны стать основными, а критерии оценки учащихся - грамотное эмоциональное исполнение музыкального произведения с правильными игровыми пианистическими движениями и  с глубоким  проникновением  в музыкальный образ.

Между учителем и учеником должно быть доверие, взаимопонимание. Диалог с современным ребенком должен строиться как с равным, с собеседником, с партнером.

А для этого необходимы тщательная работа учителя, творческое содружество и сотрудничество, при котором ученик испытывает счастье от познания мира, самого себя.

Учитель, на мой взгляд, должен избегать директивных приемов, быть терпимым к ошибкам, поощряя критичность мышления и суждений, их инициативу в творческой деятельности.

Мне близка китайская пословица:

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником, и я пойму.

К сожалению, наша образовательная система слишком сильно увлеклась результатами, развитием конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. При этом мы совершенно забыли, что в педагогике нельзя все мерить результатами — процесс часто важнее. Из школы ушло творчество — его вытеснили, заменив развитие личности натаскиванием ребенка на результат. Я думаю, учить и учиться нужно не для того, чтобы победить в очередном конкурсе, поступить в музыкальный вуз, а просто так, ради удовольствия. Буквально: музыкальная школа нужна для радости детям! Это легко проверить как результат: ДЕТИ НЕ БРОСАЮТ ШКОЛУ, они ведут в школу своих друзей, при анкетировании положительные отзывы родителей. И роль педагога как учителя радости здесь является решающей!

Преподавание в школе должно строиться, прежде всего, через выстраивание партнерских отношений с детьми, смену модели обучения на ту, где упор делается на развитие навыков самостоятельного мышления, на всестороннее и гармоничное развитие личности.

В заключение хочу сказать:

Педагог моей мечты – это личность, наставник, который любит детей, уже сегодня заботится об их будущем, защищает, воспитывает, учится сам всему и учит учиться, побуждает беречь и любить, понимать и ценить, быть самостоятельными, вообще делает ЧЕЛОВЕКАМИ!

Педагог моей мечты – это человек, которому покой только снится, как в песне, как в этих стихах:

А нам и снится только непокой,
И годы, как испуганные птицы,
Все рвутся ввысь – с надеждой и тоской.
Мы время измеряем не годами –
Людские судьбы – времени отсчет…
“А это было в том, когда учились с  вами…
А это – в том… Как время-то течет!”
Учили. Учим. Будем – бесконечно! –
Учителями – с головы до пят.
Искусство наше вечно, человечно:
Глаза детей об этом говорят!
И не надо подводить итоги:
Школьный день равняется годам,
А учителя бессмертны словно боги,
Глаза детей об этом говорят.

В качестве Р.S.: притча “Выбор за тобой”

"Это невозможно!" - сказала Причина.

"Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость.

"Попробуй..." - шепнула Мечта.