"Первая медицинская помощь при ранениях"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • формирование первичных навыков определения типа ранения,
  • изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях,
  • воспитание милосердия, готовности прийти на помощь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Интерактивная доска, опорные конспекты, тестовые задания, индивидуальный перевязочный пакет, жгуты.

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день! Здравствуйте! Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл?

- Что такое здоровье? Виды здоровья?

Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взял слова Бернарда Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди”.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем.

- Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. Не только вредные привычки дают столь высокую смертность… По статистике из 100 погибших человек в авариях и катастрофах- 15 человек погибают из-за несвоевременно оказанной помощи, 15 – из-за несовместимых с жизнью повреждений, и 70 – из-за безразличия и неправильно оказанной помощи.

Поэтому тема сегодняшнего урока "Первая медицинская помощь при ранениях".

2. Актуализация

- Всегда любое ранение сопровождается кровотечением. Давайте вспомним , какие виды кровотечений бывают ( Работа в парах у доски. (на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)

Укажите соответствие между видом кровотечения и его признаками.

№1: Артериальное кровотечение:

  • кровь ярко-алого цвета;
  • кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей;
  • лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр.

№2 Венозное кровотечение:

  • кровь стекает пассивной струей с множеством затеков;
  • цвет крови темно-бордовый.

№3 Капиллярное кровотечение:

  • кровь сочится по всей поверхности раны.

№4 Смешанное кровотечение:

  • характеризуется признаками артериального и венозного.

№5 Паренхиматозное кровотечение:

  • наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка и другие);
  • посинение кожи в области повреждения;
  • бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь;
  • чувство неутолимой жажды.

Фронтальный опрос для всего класса

Дополните фразу:

  • “Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________” (кровотечением).
  • Назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (Наружное, внутреннее)
  • Назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)
  • Какой вид кровотечения наиболее опасен?
  • А. Паренхиматозное Б. Артериальное В. ВенозноеГ. Капиллярное
  • Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2 л.)
  • Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (Пальцевое прижатие)
  • Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (Жгут)

- Теперь посмотрим, как ответили у доски. Для закрепления работа с рисунками.

Знакомство со способами остановки кровотечения

Рассмотрите рисунок, расшифруйте обозначения. Перечислите точки пальцевого прижатия.

Рассмотрите рисунки, составьте алгоритм остановки кровотечения с помощью жгута.

- Теперь посмотрим, как ответили у доски.

3. Выход на определение темы урока и на целеполагание

Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Мы готовы перейти к следующему этапу урока. Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать цель нашего занятия. Для формулировки обратимся к видеосюжету. (Сюжет ДТП)

- “Какие ассоциации у Вас возникли?”.

- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: “Только ли в транспортных авариях мы сталкиваемся с ранениями?”.

Обратимся к статистике:

Ежегодно в России гибнет:

бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек;

в ДТП – 30 тыс. человек;

тонет – 15 тыс. человек.

Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.

- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?

Цели (назыают учащиеся):

1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения.

2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.

- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос: “ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?”

4. Формирование новых знаний

- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы: (Минилекция)

Рана – повреждение тканей организма в результате внешнего воздействия.

Классификация ран:

  • Огнестрельные
  • Резаные
  • Колотые
  • Рубленые
  • Ушибленные
  • Размозженные
  • Рваные
  • Укушенные

Признаки ОГНЕСТРЕЛЬНОЙ раны:

  1. Выходное отверстие всегда значительно превышает размеры входного. Края раны рваные, иногда с фрагментами костной ткани и внутренних органов.
  2. Входное отверстие, как правило, небольшого диаметра с ровными краями. Очень часто по периметру входного отверстия отмечается валик из кожи и следы сажи или копоти.

 

Признаки РЕЗАНОЙ раны:

  1. Ранение наносится острыми режущими предметами (стеклом, бритвой, холодным оружием).
  2. Края раны ровные. Отмечается глубокое поражение тканей с повреждением сосудов и нервов.
  3. Подобные раны сопровождаются сильным кровотечением, т.к. стенки ран долго сохраняют жизнеспособность.

 

Признаки КОЛОТОЙ раны:

  1. Рана наносится острыми колющими предметами (гвоздями, шилом, проволокой, холодным оружием).
  2. Характерна небольшая площадь раны при глубоком проникновении.
  3. Узкий раневой канал затрудняет самоочищение и обработку раны, что значительно повышает риск инфицирования возбудителями столбняка и гангрены.

 

Признаки РУБЛЕНОЙ раны

    1. Ранение наносится предметами острыми и тяжелыми (топор, лопата и т.д.)
    2. Они более глубокие, чем резаные, имеют неодинаковую глубину.
    3. Часто сопровождаются сильным кровотечением.

 

Признаки УШИБЛЕНОЙ И РАЗМОЗЖЕННОЙ ран:

    1. Ранения происходят при падениях, воздействиях тупых предметов
    2. Края раны неровные, имеют сложную форму, омертвленные ткани на значительном протяжении.
    3. Редко сопровождаются сильным кровотечением, но в них создаются благоприятные условия для возникновения инфекции.

Признаки РВАНОЙ раны

  1. Ранения происходят при сильных ударах о камни, арматуру и другие предметы без режущих поверхностей.
  2. Характерны рваные края и большая степень загрязнения.
  3. Отмечаются участки размозжения и ушиба тканей.
  4. Подобные раны в большинстве случаев не сопровождаются сильным кровотечением.

Признаки УКУШЕННОЙ раны:

  1. Ранения происходят вследствие укуса животных.
  2. Не сопровождаются сильным кровотечением, но наиболее опасны, т.к. всегда инфицированы слюной животных и не исключена возможность заражения бешенством.

Помните: все раны инфицированные!

Оказание первой медицинской помощи при большой открытой ране

  1. При артериальном кровотечении осуществите его временную остановку. Наложите жгут выше раны.
  2. Положите пострадавшего на спину.
  3. Края раны обрабатывайте йодом или бриллиантовой зеленью (полынь, подорожник и т.д.) промокательными движениями от раны к периферии.
  4. Если рана загрязнена, промойте ее дезинфицирующим раствором: перекисью водорода, слабо-розовым раствором марганцовки.
  5. Наложите на рану стерильную тампон-повязку или чистую ткань и плотно прижмите ее к ране.
  6. Наложите давящую повязку и забинтуйте ее бинтом. Завяжите или закрепите бинт. Если кровь просачивается, дополнительно наложите салфетки и забинтуйте их поверх старой повязки.
  7. Приподнимите поврежденную конечность по возможности выше уровня сердца.
  8. Следите за жизненно важными функциями пострадавшего. Дайте ему обезболивающее.
  9. Доставьте пострадавшего в лечебное заведение.

Оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах

  1. Промойте рану перекисью водорода или слабо-розовым раствором марганцовки, обработайте ее йодом.
  2. Заклейте рану бактерицидным пластырем или наложите на нее небольшую стерильную повязку.

Особые случаи.

Оказание первой медицинской помощи при проникающем ранении грудной клетки

  1. Впервые секунды необходимо плотно прижать ладонь к ране и закрыть доступ воздуха.
  2. Затем наложить лейкопластырь, целлофановый пакет или прорезиненную упаковку индивидуального пакета и плотно прибинтовать.
  3. Недопустимо извлекать из раны осколки или холодное оружие на месте происшествия.
  4. Транспортировать раненого только в положении сидя.

Оказание первой медицинской помощи при проникающем ранении живота

  1. Следует как можно скорее прикрыть содержимое раны стерильной салфеткой.
  2. Салфетка должна полностью перекрывать края раны.
  3. Прикрепить салфетку лейкопластырем.
  4. Обязательно расстегнуть пояс и ослабить поясной ремень.
  5. Ожидание помощи и транспортировка – только в положении лежа на спине с согнутыми в коленях ногами.

Раны, ссадины, проколы

В первую очередь: Выньте инородные тела (песок, щепки, осколки). Удалите грязь. Промойте холодной чистой водой. Кровь, выходящая из раны тоже не просто так течет, она промывает ее.

Традиционная медицина Народные средства
Чем обработать
    Перекись водорода, розовый раствор марганцовки, для краев раны - спиртовая настойка йода, зеленка.     Микробов на краях раны можно убить следующими подручными дезинфицирующими средствами.

Сильными:
    - Крепкие спиртные напитки.
    - Спиртосодержащая парфюмерия: одеколон, духи, туалетная вода.
        А также для "хороших" микробов.

Слабоватыми:
    - Крепкий раствор соды питьевой или соли поваренной.
    - Уксус (не эссенция!, можно получить ожог).
    - Свежий сок чеснока или лимона.

5. Закрепление

- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение № 2, Приложение № 3).

Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста.

Вторая часть заданий практическая.

Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал “Скорой помощи.

- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике.

Ученики по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи.

- Накладывание жгута.

- Наложение закрутки.

- Остановка носового кровотечения.

- Наложение повязки на голову.

- На палец.

- Крестообразная повязка на кисть.

- Наложение повязки на стопу.

Наложение повязки на грудь.

Да, мы знаем теперь виды ранений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.

Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.

- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день. Повторная демонстрация слайда №1.

Итак, возвращаемся к нашему вопросу:

Очевидец происшествия – спаситель пострадавшего?

- Ребята, поднимите руки, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?

(Обучающиеся приходят к мнению, что вместо вопросительного знака в этой фразе должен стоять восклицательный знак).

6. Домашнее задание. Подведение итогов

- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Будьте здоровы!