Организация лексической работы с учениками-билингвами

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Если в мире есть вещи, достойные
названия "чуда", то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский

Лексическая работа по русскому языку с учениками - билингвами способствует сознательному и прочному усвоению материала школьной программы.

Под усвоением лексических единиц обычно понимается, с одной стороны, сохранение слов в памяти учащихся в состоянии готовности и, с другой, - умение свободно и гибко пользоваться ими в продуктивной речевой деятельности.

Степень качества понимания и глубина усвоения изучаемой лексики во многом зависят именно от выбора того или иного способа семантизации, наиболее рационального, эффективного в каждом конкретном случае. А это представляется возможным при строгом учете следующих факторов, играющих существенную роль в восприятии и усвоении школьниками предъявляемого материала неродного языка.

  • Во-первых, это возрастные особенности учеников, непосредственно влияющие на организацию процесса обучения. Например, раскрытие значения иноязычных лексем с помощью предметной наглядности, успешно применяемое на начальном этапе обучения, в дальнейшем уступает по эффективности таким более сложным приемам семантизации как синонимия и антонимия, догадка по контексту, словообразовательный анализ и др., активизирующим и развивающим мыслительную деятельность школьников.
  • Во-вторых, это ступень обучения, имеющийся у учеников опыт в изучаемом языке. Если на начальном этапе он минимален и возможности использования сементизации в значительной мере ограничены объемом знаний учащихся, то в последующие годы именно их использование приобретает систематический характер.
  • В-третьих, большое влияние на выбор эффективных приемов семантизации оказывает характер предлагаемого для усвоения материала, его трудности для учащихся в связи с действием внешней лексико-семантической интерференции.

Семантизация предлагаемых для усвоения единиц лексики представляет собой лишь первый шаг к овладению ими. После объяснения новых для учащихся слов должно следовать их закрепление, которое достигает путем выполнения лексических упражнений.

Цели и задачи:

1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи;

2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма;

3. Освоение лексики, обеспечивающей общение в рамках обозначенных тем, овладение лексикой основных предметов.

Этапы работы:

1. Работа над произношением, интонацией, техникой чтения.

Упражнения с использованием языковых игр, заучивание небольших стихотворных фрагментов, скороговорок, считалок, поговорок и пословиц, устные ответы на вопросы, пересказ текста.

2. Говорение и слушание (формирование навыков правильного говорения)

3. Чтение:

  • учащийся должен прочитать и выполнить сформулированное задание;
  • изучающее чтение (скорость чтения не ниже 40-45 слов/мин. Количество воспроизведенной информации - 80-90%);
  • ознакомительное чтение (текст читается про себя со словарем. Скорость чтения - не ниже 70-100 слов/мин. Количество воспринимаемой информации - не менее 70%)

4. Аудирование (текст объемом 150-200 слов; пересказ с опорой на вопросы);

5. Говорение:

  • учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме;
  • учащийся должен устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (схемы, таблицы, тематическая картинка);
  • учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.

6. Письмо:

  • записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания, тексты (диктант).
  • составлять в письменной форме план прочитанного или прослушанного текста;
  • излагать в письменном виде полученную в письменной или устной форме информацию (изложение);
  • уметь составлять самостоятельно тексты описательного и повествовательного характера (сочинение).

Система упражнений для детей с неродным русским языком.

1. Выписать из словаря слова на одну из тем, например, "труд - верстак, долото, инструмент, металл, стамеска:

2. Выборочные диктанты. Из предложений выписать словарные слова:

"Врач выписал больному рецепт. Лекарство получают в аптеке. Паспорт является документом для каждого гражданина.

3. Составляем вопросы, ответом на которое является словарное слово. (как называются засушенные растения? - гербарий)

4. Даем предложения, в которых нужно дописать слова по смыслу:

У ученика красивый : (подчерк). Поезд подошел к :(платформе).

5. Собери слоги: ти, сан, метр (сантиметр), си, ве, пед, ло (велосипед).

6. Найди выпавшие гласные: к_ нст _т _ ц _ (конституция), _ск_ ств_

(искусство)

7.Объясните значения слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова (разбить сад - разбить чашку)

8. Найдите как можно больше значений слов (например, фигура в геометрии, положение в движении, скульптурное изображение, в шахматах)

9. Подберите как можно больше слов, сходных по смыслу (например, жестокий - бессердечный, безжалостный, беспощадный)

10. Вставьте на место пропусков недостающие слова (несмотря на :час на улице много народу; как вчера, так и :стоит теплая погода.)

11. Дополните словосочетания, угадав недостающие слова (лебяжий :(пух), задорный :(смех), лютый : (мороз).

12. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

Адекватный - вполне соответствующий чему - либо, совпадающий.

Закоснелый - утративший подвижность, гибкость, устарелый, отсталый.

Криминальный - относящийся к преступлению, уголовный.

Сентиментальный - тщательный до мелочей, точный.

13. Найди соответствие между словом и его лексическим значением:

Акваланг Открытый искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.
Аквариум Сплетение в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы.
Акварель Устройство для дыхания человека под водой.
Бассейн Искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб или растений.
Галерея Клеевые краски, разводимые в воде.
Гимнастика Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, также длинный балкон вдоль здания.
Гирлянда Совокупность упражнений для физического развития организма.

14. Найдите синонимы к слову подарок, (презент, сувенир) и др.

15. Какой темой объединены слова? (памятник, обелиск, постамент, пьедестал, стела, мемориал, монумент)

Последовательность заданий позволяет овладеть лексическим материалом, формирует речевые умения и развивает навыки свободного пользования усвоенной лексикой в речи.