Новые подходы и методы обучения физике в современной школе

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


В общеобразовательных школах проблема обучения физике сегодня усложнилась. Учителям достаточно часто приходится прилагать немало усилий для того, чтобы вызвать и постоянно поддерживать интерес к изучению такого далеко не гуманитарного предмета как, как физика. Известно, что человек тянется к знаниям, когда осознает их значение в собственной жизни. Эта проблема решается через гуманизацию учебного процесса, начиная с первых уроков физики. На последующих этапах изучения физики ученики используют накопленный материал для написания рефератов, докладов и других работ.

Все это требует новых подходов к содержанию и организации учебного процесса в школе и предполагает переход к личностно-ориентированной модели обучения, согласно которой личность ученика воспринимается как творческая индивидуальность. В связи с этим приобретают новое значение проблемы развития мотивации и познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности ученика и учителя, организации контроля и самоконтроля, практического применения полученных знаний. При преподавании физики весьма большую роль играет эксперимент, посредством которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой, являющейся объектом их изучения.

Самым важным мотивом к обучению ученика выступает познавательный интерес, который является основой активной самостоятельной деятельности ученика, его отношении к учению вообще. Познавательный интерес является одним из важных факторов учебного процесса. Проблема развития познавательной активности учащихся связана с поиском нового в теории и практике обучения. Результатом творческого поиска оригинальных решений разнообразных методических проблем являются специфические формы и методы обучения. Первое место, по праву, занимают технологии обучения, которые базируются на развитии познавательного интереса учащихся.

Технологии, которые активизируют процесс обучения, опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление и общение, активные формы и методы обучения.

Но показ даже большого количества опытов на уроке сам по себе не обеспечивает получения осознанных и активных знаний, т. е. тех знаний, которые можно использовать самостоятельно для решения практических вопросов. Чтобы наблюдение за ходом эксперимента было осознанным учитель при планировании должен не просто подбирать возможные к постановке по данной теме опыты, а исходить из необходимости, во-первых, показать новое явление, во-вторых, исследовать его для выяснения закономерностей, в-третьих, проверить результаты теоретических выводов практикой. Постановка экспериментальных задач показывает учащимся физические законы в действии, выявляет объективность законов природы.

В своей работе я использую творческие экспериментальные задачи, данные для решения которых получаются экспериментально, непосредственно на глазах учащихся или самими учащимися. Эти задания требуют от ученика объяснить какое-нибудь новое явление или найти способы достижения какого-нибудь эффекта на основании использования тех или иных закономерностей. Творческие задания выполняются учениками на основе знаний физических законов без каких-либо указаний на то, какими законами надо пользоваться. Творческие задания не только развивают способности учеников использовать знания в новых условиях, но и создают условия для формирования мировоззрения человека. В процессе обучения ученик должен не только усваивать предложенный учителем материал, но и познавать мир, вступая с ним в активное общение, самостоятельно искать и находить ответы на вопросы, уметь применять полученные знания на практике. На уроках целесообразно предложить ученикам для решения экспериментальные задачи, которые предполагают знание не только материала данной темы, но и использование знаний прошлых лет.

Вашему вниманию предлагается цикл обобщающих уроков подготовки к контрольным работам для учащихся 8 классов именно с использованием экспериментальных задач и задач творческого характера.