Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА

Цель: закрепление  знаний учащихся о правописании сочетаний ЧА-ЩА.

Задачи:

  • Формирование навыка правописания   гласных после шипящих ( ЧА-ЩА).
  • Уточнить представления учащихся о звуках [ Ч’], [Щ’], как всегда мягких.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.
  • Патриотическое воспитание на материале содержания урока, экскурсии по   Москве.
  • Обогащение словарного запаса и развитие речи.

Оборудование: ИКТ (мультимедиа), веера согласных звуков( на каждого учащегося), индивидуальные карточки для самостоятельной работы , наглядный материал «карточки букв», рабочая тетрадь, учебник.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.

Учитель объявляет начало урока.  Дети записывают число в тетрадях.

– Сегодня мы с вами отправимся  в поход  по стране ОРФОГРАФИИ. Перед вами карта нашего пути. (На экране  карта сказочной страны «Орфографии»). На каждой остановке  вы будете получать  задание, а выполнив его – пропускную карточку-букву  к следующему этапу. В конце нашего похода  вам необходимо составить слово. Это слово является пропуском к следующему уроку.

2. Актуализация знаний

– Прежде чем начать  путешествие, необходимо получить карту нашего маршрута. А для этого выполните  следующее  задание – разминку.

На доске записаны буквы: А   У   Ч  О  Я Щ   Ш 

– Ребята, прочитайте буквы. На какие 2 группы можно их  разделить ? (Гласные и согласные)
– Какую особенность вы заметили в согласных звуках ? (Все согласные обозначают  шипящие звуки)
– Какой из согласных звуков лишний? (Ш)
– Почему? Что вы можете сказать об оставшихся буквах?
– Дайте им характеристику.

Чистописание: буквы  ч, щ  и соединения с ними.

– Составим слоги этих согласных с данными гласными. Какой слог нельзя составить ? (Слог-слияние с гласной Я)
– Почему? (Ответы детей)

На экране появляется тема урока.

– Это и будет названием  вашего маршрутного листа .  Получайте карту и смело отправляйтесь в дорогу.

3. Работа по теме урока

1) Первое задание – «Тайны звуков» (фонетический разбор слова).

– Отгадайте слово, которое   состоит из первых звуков слов (кадр 3): СОЛОВЕЙ     ЧАЙКА      АИСТ (час) и выполните его фонетический разбор.

Ч
А
С

2) Второе задание – работа в парах. Кто больше соберет слов  с сочетаниями ЧА-ЩА?
–  Составьте слова, на правило, используя предложенные слоги (кадр № 4), и запишите в тетрадь.
Проверка учащимся у доски.

3) Третье задание – «Все умею делать сам» (самостоятельная работа каждого учащегося по вариантам  с использованием  индивидуальных карточек с разноуровневыми заданиями)

Физкультминутка

Зарядка для глаз.

4) Четвертое задание – «словарная работа».

– Запишите в столбик словосочетания  с теми словами, что  вы увидите на экране (слайд №5).
Задание: выделить орфограммы, которые встретятся в словах. Объяснить их правописание.

Тетрадь                            рабочая тетрадь
Класс                               дружить с классом
Карандаш                        цветные карандаши
Город                               чудесный город

.Беседа с учащимися

– О каком городе можно сказать ЧУДЕСНЫЙ ГОРОД?. (Ответы детей. Составление рассказов учащихся о Москве по картинке (слайд № 6) или с опорой на  свои впечатления после проведенной экскурсии)
– Какая главная достопримечательность нашего города? (Ответы детей) (слайд № 7)
– Что вы можете рассказать о ней?  Составьте предложение со словосочетанием  Красная площадь.

Главная достопримечательность нашего города – Красная площадь.

Запись на доске предложения с  комментированием

Задание: разделить на слоги, поставить ударение.

Физкультминутка (музыкальная)

4. Повторение пройденного материала

1) Пятое задание – «Загадка слов»

– Какие орфограммы прячутся в словарных словах?
– Расскажите правило правописания парных согласных, подтверждая его своими примерами.

Работа с веерами согласных. Учитель называет слова, а дети показывают букву – парную согласную.

Слова: лёд, снег, снеговик, сугроб, след, дед , мороз, снежок, снегокат.

2) Шестое задание – «Бег с препятствиями» (работа с учебником). Самостоятельное списывание текста после его анализа и объяснения написания орфограмм.

5. Итог урока

– Вы успешно справились с трудными заданиями.
– Какие знания помогли вам выполнить задания сегодняшнего урока?
– Давайте теперь составим слово из полученных букв. (Чудеса)
– Догадались ли вы о теме следующего урока? (Правописание слов с сочетаниями чу-щу)