Логопедическое занятие "Дикие животные. Медведь"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе. Закрепить знания о них.

Задачи:

  • закрепить знания о диком животном - медведе;
  • продолжить работу по обогащению лексики;
  • учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией;
  • продолжить формировать навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть;
  • упражнять в образовании родственных слов;
  • закрепление навыков звуко - слогового анализа слов;
  • развивать память, мышление, воображение.

Ход занятия

Организационный момент:

Презентация 1. Слайд №1

Логопед:

Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья. [5]

Артикуляционная гимнастика.

Презентация 1. Слайд №2

Логопед: - Ребята, я вам сейчас буду рассказывать сказку, а вы слушайте и одновременно выполняйте движения. Сказка называется "Невоспитанный мышонок" [6,7]

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил "доброе утро" и "спокойной ночи". Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: "Как мне помириться со всеми зверями в лесу?" Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

"Почистим зубки". Рисунок 1[3]

причесался.

"Расческа". Рисунок 2[3]

Видит, зайчик на качелях качается.

"Качели". Рисунок 3[3]

Пошел он и громко пропищал: "Доброе утро!"

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

"Язык-силач". Рисунок 4[3]

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

"Бублик". Рисунок 5[3]

Мышонок громко закричал ей: "Доброе утро!" Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал "доброе утро" и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

"Горка". Рисунок 6[3]

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

"Заборчик". Рисунок 7[3]

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. "Доброе утро!" - кричит ей мышонок. "Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!" И мышонок засвистел весело, как паровозик.

"Паровозик свистит". Рисунок 8[3]

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго (по ходу сказки демонстрируются картинки - символы).

Логопед: - Вот какая поучительная и добрая сказка. Нужно всегда быть вежливым и доброжелательным, не забывать говорить "Здравствуйте" и "До свидания", "Доброе утро" и "Добрый вечер" :

Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, кого вы видите (животные)

- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)

- Где живут дикие животные?

- А где живут домашние?

- У каждого животного, как и у человека, есть свой дом. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру "Есть у каждого свой дом"[2]. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить его, договаривая слова по смыслу. Презентация 1. (Слайды № 3, 4, 5, 6)

Это Шарик, умный пёс.
Шарик ночью службу нёс.
И решил поспать с утра
Ждёт собаку ::. (конура)

Дятлу крикнули грачи:
Дятел, дятел, не стучи!
Я стучу не вам назло,
Белкам делаю :: (дупло)

Бурый мишка, милый мой,
Спать не холодно зимой?
- Я же спал не на дороге,
Я же спал в своей ::(берлоге)

Сверху пискнула синица:
- Ты куда бежишь, лисица?
Солнце село, спать пора,
Хорошо, что есть :..(нора)

Физкультминутка.

"Обезьянки"

Презентация 1. Слайд № 7

Словарная работа.

Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Отгадайте слово, которое здесь зашифровано[4]. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

- Какое слово вы составили? (медведь)

- Кто такой медведь? (это хищное дикое животное, которое живёт в лесу)

- Давайте запишем это слово в тетрадь и сделаем его анализ.

Логопед: - Молодцы! Вот сегодня, ребята, мы с вами поговорим об этом удивительном животном, узнаем о нём много интересного и поучительного.

Презентация 2.

(Просмотр презентации)

Логопед: - Вот как много интересного мы узнали о медведе.

Физкультминутка

"Медвежата".

Презентация 1. Слайд №8

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так! Вот так!
Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Во так! Вот так!
Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так! Вот так!
И из речки воду пили.

А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так! Вот так!
Дружно лапы поднимали.

Работа с карточками.

Логопед: - Сделайте звукобуквенный анализ каждого слова.

Медвежонок, медведица, медведушка, медведище, медвежий.

Выделение родственных слов к слову "медведь".

Логопед: - Посмотрите на доску и прочитайте слова. Найдите родственные слова к слову "медведь".

медпункт медуза
медвежонок медведушка
медведица мёд
медленно медаль

Логопед: - Что общего в этих словах?

- А теперь выйдите и уберите лишние слова. Объясните свой выбор.

Итог урока.

Логопед: - Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень внимательно слушали.

- О каком же животном мы с вами говорили сегодня?

- Давайте подведём итог нашего урока, а подведём мы его, рассказав стихотворение "Лакомка - медведь"[1].

 Играет летний ветер
Верхушками берёз.
Забрался на рассвете
Медведь в густой овёс.

Он любит угоститься
Метёлкам овса.
Звенят над полем птицы,
Блестит в траве роса.

Он спуститься в долину,
Где зверобой цветёт,
Душистую малину
Положит мишка в рот.

А если мимоходом
Пчелиный мёд найдёт -
Полакомится мёдом -
Топтыгин любит мёд!

Лентяй не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.

Забудет все тревоги,
И там где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом.

Логопед: - Молодцы! Я ставлю вам всем хорошие оценки и дарю каждому раскраску с изображением медведя, которую вы должны будете раскрасить. А на следующем занятии вы принесёте их и мы с вами увидим, кто как раскрасил.

- До свидания!

Использованная литература.

  1. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?!: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2008. - 96 с. - (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
  2. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-6 лет / М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2007. - 80 с.
  3. Репина З.А., Буйко В.И. "Уроки логопедии" / Екатеринбург: "Издательство ЛИТУР", 2000 - 208 с.
  4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2, 3 класс / М.: "Издательство Владос", 2004 - 215 с.
  5. https://urok.1sept.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  6. http://logoped-center.com
  7. http://www.logoped-sfera.ru