Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина "А душу можно ль рассказать?"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: упрочить интерес учащихся к личности Сергея Есенина, к его судьбе, его творчеству; эмоционально воздействовать на учащихся.

Оборудование:

  • портреты Сергея Есенина и его друзей и родных;
  • выставка книг поэта;
  • мультимедийный проектор, компьютер и экран;
  • телевизор, DVD– плейер.

Слайд 2 Приложение 1

Ход мероприятия

1-й ведущий: Две даты: 3 октября 1895 года – 27 декабря 1925 года.

2-й ведущий: Первая – дата рождения, вторая – смерти. Еще одна трагически оборванная жизнь. Тридцать лет, прожитых поэтом на земле… Много это или мало? В старину говорили: “Жизнь ценится не за длину”. “Ведь я мог дать не то, что дал”, – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это очень много, это целый мир, он живет, движется переливается всеми цветами радуги…

1-й ведущий: Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

Слайд 3

Ученик читает стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…” Приложение 2

Слайд 4

1-й ведущий: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии.

Талант Есенина, темы его творчества, эстетические пристрастия – все это корнями уходило в детство. Сергей Александрович родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. Бабушка водила внука в монастырь за сорок верст! По субботам и воскресениям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Но по природе своей Есенин был “забиякой и сорванцом”.

2-й ведущий: “Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах” (из автобиографии)

Эта двойственность – стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность – выразилась в его лирике.

Слайд 5

Звучит романс “Отговорила роща золотая” Приложение 3

Слайд 6

3-й ведущий: Семейные традиции были дополнены образованием. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем бала страсть к чтению. К тому же он рано открыл в себе поэтический дар – писать стихи начал еще в земском училище. “Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам “ (из автобиографии)

Ученик читает стихотворение “Вот уж вечер…” Приложение 2

Слайд 7

3-й ведущий: В 1912 году Есенин приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он поэт! Стихи его прокормят!

Самым ярким впечатлением этих лет стала встреча с Александром Блоком. Как вспоминал потом сам Есенин, с него пот капал, потому что он первый раз видел живого поэта.

А Блок в своем дневнике записал: “9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…”

В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина “Радуница”. За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Слайд 8

4-й ведущий: Любое из стихотворений поэта – это иллюстрация его влюбленности в красоту родной природы, и любое из них этой любовью заразит.

Лирика Есенина – тонкое объяснение в этом чувстве всему, что окружает его.

С раннего детства входит в его душу не проходящее с годами чувство восхищения и преклонения перед ни с чем не сравнимой красотой родного края.

Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского поэта, очеловечивал ее.

Ученик читает стихотворение “Край любимый! Сердцу снятся…” Приложение 2

5-й ведущий: Стихотворения Есенина – это песнь о России, которая всегда была для него началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: “Россия”… Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, “синее” что-то…”

Ученик читает стихотворение “Запели тесаные дроги…”. Приложение 2

Слайд 9

5-й ведущий: Для нее берег он самые заветные эпитеты и метафоры:

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай,
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Ученик читает стихотворение “О пашни, пашни, пашни…” Приложение 2

Слайд 10

3-й ведущий: “Маленькая поэма”, созданная в 1914 году, – “Русь” – соединила в себе и образы далекой, милой сердцу поэта патриархальной старины, подчеркнутые народно-фольклорным началом, и картину “грустной России в пору великой народной страды – войны. Это стихотворение Сергей Александрович читал 22 июля 1916 года на концерте в Царскосельском лазарете.

Представим себе эту заблудившуюся в снежных сугробах деревеньку, избенки которой смотрят на мир подслеповатыми глазами огоньками, из-под застрехи, как исподлобья, взглядывают, нахохлившись соломой, на прикрывающую их с головой снежную шаль.

1-й ученик читает 1-ю часть поэмы “Русь” “Потонула деревня в ухабинах…” Приложение 2

1-й ведущий: Становится понятным противительное начало второй части “Но люблю тебя, родина кроткая!”

2-й ученик читает 2-ю часть поэмы “Русь” “Но люблю тебя, родина кроткая!” Приложение 2

Слайд 11

3-й ученик читает 3-ю часть поэмы “Русь” “Понакаркали черные вороны…” Приложение 2

4-й ученик читает 4-ю часть поэмы “Русь” “Затомилась деревня невесточкой…” Приложение 2

5-й ученик читает 5-ю часть поэмы “Русь” “Ах, поля мои, борозды милые…” Приложение 2

Слайд 12

5-й ведущий: Летом 1917 года опьяненный свободой Есенин, всегда мечтавший о земном рае, создает небольшую религиозно-революционную поэму “Отчарь”, за которой последует целый цикл произведений такого содержания. Поэт как будто предпринимает попытку создать свой Новый Третий Завет. Под его пером рождается образ идеальной Руси, той, что жила в его воображении, в его мечтах. Потому что настоящая Русь, реальная, его, есенинская, деревня кипит и корчится, но он этого словно не замечает, витая в облаках земного рая.

Ученик читает отрывок из поэмы:

Вот она, вот голубица,
Севшая ветру на длань.
Снова зарею клубится
Мой луговой Иордань.
Славлю тебя,голубая,
Звездами вбитая высь.
Снова до отчего края
Руки мои поднялись.

Слайд 13

3-й ведущий: Одни из самых замечательных стихотворений Сергей Александрович посвящает своей матери Татьяне Федоровне Титовой. В юности она считалась лучшей песенницей на деревне

Слайд 14

Звучит романс “Письмо матери” Приложение 4

5-й ведущий: Есенин знал многих, со многими расстался. Но сам он говорил, что по-настоящему любил только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих детей и Айседору Дункан.

Айседора Дункан, прославленная американская танцовщица, приехала в Россию в 1921 году для создания в голодной и разрушенной стране школы, где дети смогут обучаться танцу будущего. Айседора не признавала технику классического балета. Истинно прекрасны лишь естественные движения, красоту которых знали древние греки.

2-й ведущий: Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921 года. Ему – 26, ей – за 40. Несмотря на возраст , Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни – что-то скандально-трагическое.

В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре, много отчаяния и грусти.

Ученик читает стихотворение “Пой же, пой. На проклятой гитаре…” Приложение 2

4-й ведущий: Они расстались. Исидора ненадолго пережила Сергея Есенина, нелепо погибла в 1927 году во время поездки в открытом автомобиле: ее задушил длинный шарф, обмотавшийся вокруг колеса.

Звучит романс “Айседора”. Приложение 5

Слайд 16

5-й ведущий: В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Америке и Европе, Есенин писал немного стихотворений, но в каждом из них – тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Ученик читает стихотворение “Да! Теперь решено. Без возврата…”. Приложение 2

4-й ведущий: Возвращение на родину не спасло от одиночества: Русь стала для Есенина “бесприютной”, Москва – “кабацкой”, а сам поэт казался себе опавшим кленом.

Слайд 17

Звучит романс “Клен ты мой опавший”. Приложение 6

Слайд 18

3-й ведущий: Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось. Психика Сергея Александровича настраивала его на мрачные мысли, на безнадежную тоску.

Ученик читает стихотворение “Не ругайтесь. Такое дело!” Приложение 2

5-й ведущий: “Свои замечательные стихи 1925 года, – вспоминает Анатолий Мариенгоф, – Есенин писал в тот единственный час, когда был человеком. Он писал почти без помарок. Это было чудо, в молодые добрые времена он не работал так легко и быстро”

Ученик читает стихотворение “ Видно, так заведено навеки …” Приложение 2

2-й ведущий: Сергей Есенин был тяжело болен. Пришла последняя осень поэта…

Фрагмент из фильма “Есенин” (С. Безруков в роли С.Есенина на поединке с В Маяковским читает стихотворение “Мне осталась одна забава…”)

Слайд 19

3-й ведущий: А в конце декабря 1925 года Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”. Встречался с Клюевым, читал “Черного человека”. Очень боялся оставаться в номере один – ему мерещились преследователи.

5-й ведущий: 27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку). Оно стало предсмертным, последним.

Ученик читает стихотворение

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Слайд 20

3-й ведущий: 28 декабря 1925 года поэт Сергей Александрович Есенин покончил с собой.

Ученик читает стихотворение “Мы теперь уходим понемногу” Приложение 2

Слайд 21

4-й ведущий: Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Слайд 22

Звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу” Приложение 7

Библиография:

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. – М., 1990
  2. Бондаренко М. “А душу можно ль рассказать?”// Литература в школе – М., 2003. – № 10; 2004.– № 1, 2.
  3. В мире Есенина. Сборник статей. – М., 1986
  4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. – М., “Наука” – “Голос”, 1995.
  5. Малофеева Г.А.Тема дома в лирике Сергея Есенина // Литература в школе – М., 2004. – №2.