В гостях у зимней сказки. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Я вас видеть рада! (музыкальное приветствие).

- Здравствуйте!

Тема нашего урока – “В гостях у зимней сказки”. И мы на уроке постараемся приблизиться к Новогоднему празднику. Мы выучим скороговорку о зиме, разучим новую песню и попробуем создать свой оркестр.

СЛАЙД 1.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

- Посмотрите пожалуйста на фотографию, может кто-нибудь вспомнит стихотворение о зиме, о зимнем празднике?

- Какая зима на фотографии? Снежная, красивая, пушистая…..

- Правильно. А давайте представим себе, что мы с вами окажемся в такой зимней сказке, какие звуки природы мы можем услышать?

- Хруст льда, завывание ветра….

СЛАЙД 2. (Тройка лошадей)

- А что мы услышим, если к нам приблизится такая сказочная тройка лошадей?

- Цоканье копыт, звон бубенчиков.

- Давайте попробуем изобразить звуки природы голосом, как мы можем изобразить лошадку?

(Логопедическое упражнение “Лошадка”) – выполняем вместе, ритмично, по моей команде; нам это умение пригодится чуть позже, когда мы с вами превратимся в музыкантов оркестра.

- Ветер завывает…. Каким гласным звуком мы его можем озвучить?

-У-у-у….

-Правильно. Вытяните губки трубочкой, но звук “У” не произносите. А теперь подуйте на ладошку тонкой-тонкой струйкой воздуха, представьте, что на ладони лежит пушинка и улетать от нас она не должна. Наш ветерок ещё не очень сильный, легкий…

- Спасибо. А теперь добавим звук “У”, послушайте пожалуйста меня: (Распевка на звук “У” по полутонам, с “выбросом” звука “У” вверх “в трубу”)

- Спасибо. А как будут звенеть наши бубенчики? Сядьте ровно, спинки красивые. Распевка “Динь-динь-дон” (мелодия припева песни “Бубенчики”).

-Зима у нас красивая, морозная. А если зимой всё-всё замерзнет, наш ветерок подует по веткам деревьев, какой звук веточки будут издавать? (тихонько звенеть)

СЛАЙД 3 (Берёзы)

ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА
НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЁЗЫ.

- Мы с вами сейчас выучим эту скороговорку, а для того, чтобы лучше и быстрее запомнить её – наши пальчики будут нам помогать. Они на каждый слог скороговорки будут “здороваться “ друг с другом.

Сначала послушайте меня, а теперь вместе со мной…

- А теперь вообразим себя волшебниками и превратим эту скороговорку в песенку. Послушайте пожалуйста мелодию этой песенки.

МНОГО РАЗНЫХ ЗВУКОВ В НЕЙ?

- Правильно, всего один звук.

- Сели красиво, приготовились, давайте споём…

- Скажите, а зимой какая погода? Теплая?

- Нет, холодная.

- А если мы представим, что сильно замёрзли, как это можем показать? Встаньте, пожалуйста, чтоб было удобнее. (обхватить себя руками. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой). Давайте, чтоб нам быстрее согреться, будем эти движения делать резче, а дышать энергичней! А теперь сильно-сильно подуйте на ладони, чтоб они согрелись!

- Внимательно слушайте моё стихотворение и повторяйте движения за мной:

ЕСЛИ ЗАМЕРЗАЮТ РУКИ, медленно растираем ладонь о ладонь
НАЧИНАЕМ ИХ ТЕРЕТЬ.
БЫСТРО МЫ СУМЕЕМ РУКИ
КАК НА ПЕЧКЕ РАЗОГРАТЬ.
СНАЧАЛА ЛАДОШКИ
СОВСЕМ КАК ЛЕЫШКИ,
ПОТОМ КАК ЛЯГУШКИ,
ПОТОМ КАК ПОДУШКИ растираем ладони всё быстрее…
НО ВОТ ПОНЕМНОЖКУ
СОГРЕЛИСЬ ЛАДОШКИ.
ГОРЯТ , И ВЗАПРАВДУ, вытянуть раскрытые ладони вперёд…
А НЕ ПОНАРОШКУ! встряхнуть руки.

 - Согрелись? Садитесь на места.

А вам знакома игра “Угадай мелодию”? Знаете правила игры? Нужно угадать песенку по нескольким нотам. Давайте начнём с пяти нот (первые пять нот песни “В лесу родилась ёлочка”)

- Правильно, это действительно песня про ёлочку. Все её знают? Давайте споём только ПЕРВУЮ ФРАЗУ (Распевка “В лесу родилась елочка” - по полутонам)

- Наша ёлочка выросла, посмотрите, какая она красивая!

СЛАЙД 4 (ЕЛОЧКА)

Музыку к этой песне написал композитор Леонид Бекман, а как вы думаете, если бы это была русская народная песня, к какому жанру р.н.п. она могла бы относиться?

СЛАЙД 5 (жанры р.н.п.)

- Выберите нужный жанр.

СЛАЙД 6 (ХОРОВОДНАЯ)

- Правильно, хороводная. Ведь именно под эту песню мы на Новогоднем празднике водим хоровод.

СЛАЙД 7

А вы знаете. Раньше славяне встречали Новый год 1 марта, или по новому стилю, 14 марта.

А кто основал наш город? Петр 1. Именно он издав указ, велел “перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых и стоять тому украшению от января по 7 число того же года. Жителям велено отмечать встречу Нового года, зажигать в новогоднюю ночь костры, фейерверки, поздравлять друг друга”.

- А сегодня я принесла для вас одну новогоднюю песню, я думаю, что её мелодия вам хорошо знакома (наиграть). Эта песня пришла к нам издалека, из-за океана. Это американская народная песня. Она имеет множество переводов с английского языка, в том числе и на русский язык.

Исполнение.

- Понравилась песня? Из чего состоит, из каких частей (куплет и припев). Значит форма какая? Куплетная.

Работа над разучиванием песни.

СЛАЙД 8

- Обратите внимание, что необычного в тексте на слайде? Почти все согласные в конце слов выделены, нельзя про них забывать! Замыкаем слова!!!

Все слова понятны?

(Значение слов “В лад” - ладить – дружить. А скажите, пожалуйста, зима с кем дружит? С морозом, снегом, сугробами….)

СЛАЙД 9

- Ребята, давайте попробуем создать свой оркестр и украсить его звучанием нашу песню!

Как называется человек, который управляет оркестром? Правильно, дирижёр. И музыканты дирижёра слушаются. Не играют без его команды. Я сейчас на каждую парту положу инструмент, ОДИН на парту. Скажите, а могут ли музыканты и играть и петь одновременно? Нет. Поэтому мы сейчас разделимся. Половина класса – хор, половина класса – оркестр.

Объясняю, кто за кем играет, у какого инструмента какая партия. Бубен – на “РАЗ”, на сильную долю. Ложки – (имитация цокота копыт) - “РАЗ - ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ”. Во время репетиции в каждом варианте выбирается дирижёр ложкарей и дирижёр для бубнов. Эти ребята выходят перед классом. Инструменты играют только на ПРИПЕВ.

Главное требование – и музыканты, и певцы – СЛУШАЮТ ДРУГ ДРУГА, НЕ ЗАГЛУШАЮТ!

-Итак, мы разучили партии оркестра, разучили слова. Нам не хватает праздничного, весёлого настроения!

ИСПОЛНЕНИЕ.

- Понравился вам оркестр? Скажите пожалуйста, па песня лучше, интереснее или нет звучит с инструментами?

- Итак, что мы с вами на уроке сегодня нового сделали? Что узнали?

(Возможные ответы детей: выучили скороговорку, вспомнили жанры р.н.п., выучили новую песню, играли на инструментах…)

Ну, и конечно же, побывали в гостях у зимней сказки и чуть-чуть приблизились к самому волшебному празднику – Новому году! И я хочу вам пожелать всего хорошего в Новом году, исполнения всех желаний!

И в заключение у меня к вам просьба, я вам раздам смайлики, но на них не хватает рта. Дорисуйте, пожалуйста, человечку ротик, в зависимости от того, понравился вам урок или нет. Спасибо. До свидания.

По вопросу презентации обращайтесь к автору.