Урок "Пути в графах"

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные:

  • закрепить понятие графа и отработать навыки использования графов для решения задач;
  • проверить уровень усвоения понятия графа через умение применять имеющиеся знания для решения новых задач
  • научить применять знания на практике.

Развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление учащихся, сообразительность, наблюдательность, интуицию и адекватность при оценке работы одноклассника;
  • формировать активный познавательный интерес к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность, внимательность и взаимоуважение;
  • воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи при работе в малых группах;
  • воспитывать нравственные качества: доброту, внимание, заботу, желание творить добро

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор и компьютер, также маркерная доска, стилизованная под интерактивную доску.

В нашей школе нет интерактивной доски и поэтому, чтобы уроки проводить в активной форме, появилась идея использовать маркерную доску как интерактивную, но с малыми возможностями. Задания проецируются на маркерную доску как на экран, на доске они выполняются и тут же проверяются. Напоминает интерактивную доску, но пишем маркерами и стираем тряпкой – время уходит, но все равно уже не мел, а все ярко и красочно и ребятам нравится.

Вырабатываемые умения и навыки: учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки при работе с графами.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока:

  • Презентация к уроку (Приложение 3)
  • Раздаточный материал для работы в малых группах (Приложение 1)
  • Маркерная доска, стилизованная под интерактивную доску
  • План-конспект урока
  • Образец родословной. (Приложение 2)
  • Заготовка родословной. (Приложение 4)

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Работа с графами через презентацию на маркерной доске
  3. Работа в малых группах
  4. Проверка результатов работы групп
  5. Закрепление материала
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов урока

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение графов и познакомимся с еще одним методом решения задач. В течение урока вы будете выполнять задания, и проверять результат их выполнения на доске, где работать будем в представленной презентации. Правильность выполнения заданий будет проверять Кот Леопольд, который сопровождает всю презентацию.

II. Работа с графами через презентацию на маркерной доске

Посмотрите на экран-доску и постарайтесь правильно решить поставленную задачу. Кто-то из вас пойдет к доске и нарисует ответ, а потом Кот Леопольд проверит, насколько правильно вы выполнили его задание. (Ребята чертят ребра графов и заполняют таблицы – сначала для первого способа, а затем для второго)

Слайд 3

Задание 1.

Прежде чем Кот Леопольд задаст вам новую задачу, посмотрим, как из одной буквы получается другая.

Слайд 5

А теперь задание: Слайд 6, Слайд 7

Класс разбивается на группы (2 группы) и выполняет задание. Какая группа справится первой – представитель этой группы идет к доске и представляет свой вариант решения задания.

Проверка происходит после того как будут маркером на маркерной доске на презентации, спроецированной на экран, вписаны пропущенные буквы. После выполнения задания на экране, рядом появится правильный ответ.

Физкультминутка.

Мы поработали, устали – нам необходим отдых.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!

Задание 2

Кот Леопольд приготовил вам новую задачу, но опять же он хочет, чтобы вы потренировались в решении подобных задач.

Слайд 9, Слайд 10

А теперь задача Леопольда № 2

Слайд 11

Кот Леопольд хотел бы узнать больше о вас и ваших взаимоотношениях в классе и приготовил следующее задание. Кто скажет, что это такое? (Образец родословной. Приложение 2)

Правильно – генеалогическое древо или древо родословной.

Задание № 3

Слайд 14

Задание на дом

Сделать родословную своей семьи и вписать ее в заготовку. (Заготовка родословной Приложение 4)

Литература, использованная при подготовке к уроку

  1. Материалы, подготовленные Прокопенко Альбина Николаевна, учителем информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сосновоборска.
  2. Учебник А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» 4 класс.