Логопедическое занятие "Состав слова. Корень слова, однокоренные слова"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

– совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;

– активизация и совершенствование словарного запаса;

– развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;

– формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.

Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), каточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: – Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.

(Дети называют слова и садятся).

2. Основная часть:

Совершенствование звукового анализа и синтеза:

(На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)

Логопед: – В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”. Посмотрите, что растёт на древе?

Ученики: – На дереве растут буквы.

Логопед: – Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.

(Дети называют буквы).

Логопед: – Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.

(Дети убирают буквы, и получается слово “ворона”).

На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.

Логопед: – Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Развитие навыка словообразования:

Логопед: – Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались. Нам нужно помочь птице собрать их.

(На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).

Логопед: – Ребята, можем ли мы понять значение этих слов?

Ученик: – Нет.

Логопед: – Почему?

Ученик: – В этих словах нет корня.

Логопед: – Что нам необходимо сделать?

Ученик: – Нужно вставить в слова корень.

Логопед: – Возьмите каточки с корнем слова и поставьте их на место.

(Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).

Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила.

Логопед: – Что вы можете сказать об этих словах?

Ученик: – Эти слова однокоренные.

Логопед: – Почему?

Ученик: – У этих слов одинаковый корень “ворон” и они близкие по значению.

(Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).

Логопед: – Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

(Дети выполняют задание).

Логопед: – Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.

Ученик читает стихотворение:

Корень – это слова значимая часть.

Родственные связи дарит корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова!

Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:

Логопед: – Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке. Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?

Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
(На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут певца…(Скворец)
(На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)

Логопед: – Посмотрите на слова – отгадки, что заметили?

Ученик: – В словах пропущены буквы.

Логопед: – Какие буквы пропущены?

Ученик: – В этих словах пропущены бездарные гласные.

Логопед: – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

Ученик: – Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное проверочное слово , чтобы безударная гласная стала ударной.

Логопед: – Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.

(Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).

Физминутка:

Расправили крылья,

Руки вверх – потянулись.

Разлетелись в стороны

Руки на плечи.

Галки,

Круговые движения руками.

Синицы,

Взмахи руками.

Воробьи

Взмахи кистями.

И вороны.

Взмахи руками вверх – вниз.

Присели отдохнуть.

Присесть.

Пёрышки встряхнуть

Потрясти руками.

И скорее в путь!

 

Развитие умения выделять на слух родственные слова.

Логопед: – Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат:
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку муху и козявку!

(Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).

Логопед: – Почему вы решили, что это родственные слова?

Ученик: – У этих слов одинаковый корень “сквор”, и они близкие по значению.

Логопед: – Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

Игра “Найди родственников”:

Логопед: – Ветер разбросал по лесу слова, все они перепутались между собой. Посмотрите внимательно на цепочку слов и скажите, какое слово “лишнее”?

Нос, носит, носатый, носик.

Крылышко, крылечко, крылья, крылатый.

(Дети называют лишнее слово, доказывают, что оно лишнее, составляют и записывают словосочетание с “лишним” словом).

Работа с текстом:

Логопед: – Ребята, скажите, легко ли приходится птицам зимой?

Ученик: – Птицам зимой трудно приходится, потому что нет корма, морозный день для птицы – смерть.

Логопед: – Как могут люди помочь птицам?

Ученик: – Люди могут подкармливать птиц, развешивать кормушки.

Логопед: – Красногрудый снегирь принёс нам письмо от птиц.

(Детям раздаются карточки с текстом).

Зимой птицам голодно и холодно. Им нечем ____________ . Дети решили ____________ птиц. Они сделали _________ и насыпали на них ___________. Ребята __________ их крошками, семечками и зерном.

Логопед: – Прочитайте текст, скажите, понятен вам смысл текста?

Ученик: – Нет, не понятен, потому что в тексте пропущены слова.

Логопед: – Прочитайте слова помощники, которые даны ниже текста.

(Дети читают слова: кормиться, покормить, корм, кормушки, кормили).

Логопед: – Что вы можете сказать об этих словах?

Ученик: – Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень “корм” и они близкие по значению.

Логопед: – Мы знаем с вами то, что однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи. Среди слов – помощников найдите имена существительные, слова – действия (глаголы).

(Дети называют имена существительные: что? – корм, кормушки; слова – действия: что делать? – кормиться; что сделать? – покормить; что делали? – кормили).

Логопед: – Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, запишите текст в тетрадь, выделите корень в однокоренных словах.

Развитие навыка словообразования:

Логопед: – Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. А вот клёст не улетает. Эта птица не боится грозной зимы. В самые сильные морозы она выводит птенцов. Как вы понимаете выражение “грозная зима”? Как можно сказать по – другому?

Ученик: – Зима морозная, холодная, суровая.

Логопед: – У вас на карточках написаны слова, подберите к ним однокоренные, относящиеся к разным частям речи.

(Карточка №1)

Что?

Какой?

Что делает?

Зима

   

(Карточка №2)

Какая?

Что?

Что делает?

Морозная

   

(Карточка №3)

Что?

Какой?

Что делает?

Радость

   

(Дети вписывают слова в карточки, объясняют, почему эти слова являются однокоренными).

3. Итог:

Логопед: – Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? Что нового узнали?

(Дети повторяют определение “корень слова”, “однокоренные слова”).