Формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ

Разделы: ОБЖ


Цель урока: ознакомить с природным явлением "наводнение" и выявить порядок действий для сохранения жизни, здоровья и имущества в случае его возникновения.

Задачи:

  • рассмотреть подробнее природное явление "наводнение", выявить его особенности и характеристики;
  • сформировать логические универсальные учебные действия (далее УУД): выявлять главное-существенное, анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать критерии для изучения материала;
  • разработать порядок действий населения при наводнении и отобразить его в виде плаката;
  • воспитание качеств ситуационного лидера, умения работать в команде.

Оборудование: фломастеры, ватман, чистые листы бумаги (А4), картинки (приложение 1), ножницы, клей, скотч, компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрируемый опыт: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ.

Мультимедийная презентация (приложение 2): составлена на основе презентации, взятой с сайта www.kollegi.kz/load/obzh_quot_navodnenie_quot/, переработана и дополнена в соответствии с задачами урока.

Аннотация. Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения [3]. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только узкопредметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования [4], эти результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают большой перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование всех УУД в рамках одного предмета невозможно. В рамках освоения курса ОБЖ, исходя из собственной практики, можно реализовать работу по формированию логических и познавательных УУД. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по задания на формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД вкупе с работой по изучаемой теме. Также отражается связь с предыдущим уроком, результаты которого продемонстрированы классу на представленном уроке.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является "готовый продукт", о котором всё чаще говорят современные педагоги [1], и который будет использоваться на дельнейших уроках.

Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

Ход урока

Презентация.

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о метеорологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать наводнение (слайд 1). Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение? (заслушиваются ответы учеников). А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (выслушиваются версии). Затем показывается слайд 2, на котором отображается определение понятия "наводнение". Чем же опасны наводнения? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели. Постольку поскольку мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то целью изучения этого явления в рамках нашего урока будет что? Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии). А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения).

Обучение элементам классификации. На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему "Классификация наводнений", используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся). Затем учитель даёт правильные определение: "Классификация - это распределение на группы по каким-либо признакам" [5]. Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними - названия, виды. Вашему вниманию представлена лучшая схема на параллели 7-х классов (авторы лучшей схемы сообщаются) (слайд 3).

Примечание: на предыдущем уроке ребятам предлагалось в группах составить схему "Виды наводнений" на основе материала учебника А. Т. Смирнова за 7 класс [2, с.93-95], после чего учителем проверялись выполненные работы, выявлялась наиболее верная по логике и содержанию и отображалась в презентации на слайде 3.

Вашему вниманию представлены на слайде виды наводнений, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся). Ваша задача - ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды наводнений (заслушиваются версии по первым двум признакам). А вот третья группа признаков не была описана в учебнике, поэтому подумайте, что может быть в третьей ячейке? (заслушиваются версии, показывается ссылка на виды, слайд 4). Затем показываются названия признаков.

Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения наводнения - это определение порядка действий в случае его возникновения. Как вы думаете, что нам необходимо знать о наводнении, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются.

Работа в группах по систематизации материала. Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при наводнении зависят от вида наводнения, от того, началось оно или нет, от того, что или кого необходимо спасти. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат "Действия при наводнении", используя предложенные картинки (картинки из приложения 1 распределяются поровну в четырех группах), а также материалы учебника на с.102 - 106 или печатной тетради на с.52-54. Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями (приложение 3). Но если вам не нравятся предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС (слайд 5).

Распределение по ролям: для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: "мозговой центр", который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям).

Защита плакатов, обсуждение. От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату, который приклеивается на ватман. После ответов показываются слайды 6 и 7. Комментарии учителя сопровождаются слайдами 8, 9 (при необходимости). Комментарий учителя: полученные плакаты, просьба, не выбрасывать, а хранить в классном кабинете и принести на следующий урок в качестве "помощника" при написании самостоятельной работы по теме "Наводнение".

Рефлексия. После ответов учащихся по действия при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими качествами?

Подведение итогов урока. Ребята отвечают на вопросы фронтально: что нового узнали на уроке, что запомнилось? Когда можно применить полученные знания? Оценки за урок. При наличии времени - показ слайдов о наводнении (10, 11, 12).

Список литературы

  1. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие / М. М. Поташник. - М., 2007. - 272с.
  2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 189с.: ил.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М. : Просвещение, 2008. -21 с. - (Стандарты второго поколения).
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.ю В. Козлова, А. М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с.
  5. Челпанов Г. И. Учебник логики. - М., 2000. - 107с.