Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня, когда темпы научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Согласно определению, самостоятельность это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Моя задача все уроки по математике построить таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности.

Каждый урок предполагается строить по общей схеме:

  1. Организационный момент
    • постановка и принятие учащимися целей урока;
    • выбор средств по достижению цели;
    • выбор формы организации работы на уроке (совместная работа учителя и учащихся, автономная деятельность учащихся).
  2. Непосредственный ход урока
  3. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности на данном уроке, анализ реализованности или нереализованности поставленной цели.

Замечу также, что для того, чтобы данные занятия не рождали в учащихся уныние, ослабление внутренних сил, а пробуждали в них устремленность к деятельности, к дружбе и творчеству, учителю очень важно придерживаться ряда правил гуманистического взаимодействия: специально подчеркивать перед всеми уважение к каждому из ребят, внимательно выслушивать размышления ученика, мнение ребенка не оспаривать, а вызывать его на осмысление сказанного, налаживать доверительные отношения учащихся между собой. Рассмотрим некоторые виды самостоятельной деятельности на уроках математики и способы развития самостоятельности учащихся.

Самостоятельные работы по образцу - это один из видов обучающих самостоятельных работ, которые проверяю немедленно и не ставлю за них плохих оценок. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Самостоятельные работы по образцу представляют собой первую ступень формирования умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на овладение школьниками основными умениями и навыками, способами работы. Например, я показываю образец решения уравнения 2х2-5х-9=0 с помощью формулы корней квадратного уравнения, после чего учащимся предлагаю решить уравнения: 3хa+7х-12<0; 5х2-х-14=0 и т.д.

Другой вид самостоятельных работ, тренировочные. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например, самостоятельная работа по карточкам - заданиям с выборочной формой ответа по теме «Линейные функции». Карточки составляю в нескольких вариантах.

Например, Вариант 1.

  1. Какие из данных функций являются линейными:
    а) у = х(3+2х);
    б) у = 7х+5;
    в) у = -0,9х+1;
    г) у = 4-0,06х;
    д) у = 5х2-8?

  2. Через какие точки А, В, С, Д проходит график функции, заданной формулой: у=-0,2х+5?
    а) А(5;0);
    б) В(-5;4);
    в) С(-25;0);
    г) Д(-10;7)

  3. График какой из приведенных функций образует с положительным направлением оси Ох тупой угол?
    а) у = 3х-0,5;
    б) у = -0,2х+1;
    в) у = -4+2х;
    г) у = -7х-2

  4. Выбрать из приведенных ниже такое значение b, чтобы график функции у = -10х+b проходил через точку F(2;10):
    а) -98;
    б) 10;
    в) -10.

  5. Чему равна длина отрезка, отсекаемого на оси Оу прямой: у = 0,5х+3?
    а) -3;
    б) 3.

Карточки-задания с выборочной формой ответа способствуют выработке у учащихся устойчивых навыков в усвоении различных математических понятий, их свойств, правил, действий и т.д. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. Я разрешаю пользоваться и учебниками, и записями в тетради, таблицами и т.п.

К работам такого типа я отношу самостоятельную работу по индивидуальным карточкам, которую организую следующим образом. После изучения темы отвожу два урока для самостоятельной работы по карточкам. Они составляются в нескольких вариантах по системе нарастающей трудности. Например, по теме Действия над рациональными дробями», карточки составляются следующим образом:

  1. сложение;
  2. вычитание;
  3. умножение;
  4. деление;
  5. сложение и вычитание с умножением;
  6. сложение и вычитание с делением;
  7. возведение в степень;
  8. совместные действия с дробями;
  9. нахождение числового значения алгебраического выражения.

Аналогичные карточки можно составить и по другим темам (Действия над многочленами и одночленами, Уравнение 1-й степени с одним неизвестным, Разложение на множители и др.). В каждом задании указан параграф учебника (если ученик забыл материал, то он может его повторить). Указываются номера задач, примеров. Даются наводящие вопросы, чертежи, развернутые образцы рассуждений, инструктаж и т.д. Самостоятельная работа проводится следующим образом: каждый ученик получает сначала одну карточку, оставшиеся карточки раскладываются на столе в определенном порядке. Если ученик выполнил первое задание, то он может брать второе, а затем и третье задание. У учителя в это время есть возможность следить за работой класса, помогать отдельным ученикам, проверять выполненную работу, спрашивать правила. Допущенная при выполнении ошибка обязательно исправляется, и ученику я даю аналогичное же задание. Каждую работу оцениваю, оценки заношу в свою тетрадь, и только после выполнения всех заданий по теме они переносятся в журнал. Все ученики работают с полным напряжением, постепенно продвигаясь от легкого к трудному. Более сильные ученики некоторые легкие задания пропускают и работают с более трудным материалом, ищут более рациональные пути решения. Всякое оригинальное решение записывается на доске для общего обозрения. Работа над сложными заданиями повышает их интерес к предмету.

Использование индивидуальных карточек позволяет каждому ученику работать самостоятельно, идти своим темпом в усвоении знаний, постепенно возвращаться и повторять ранее пройденный материал, формирует навыки самоконтроля. Ученик, включаясь в посильную для него работу, испытывает удовлетворение, у него пробуждается интерес к предмету, желание и потребность овладевать знаниями.

Много разноуровневых самостоятельных работ сейчас предлагается в современных дидактических материалах по алгебре и геометрии, которые я применяю в основном на этапе закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки.

В связи с развитием учебной самостоятельности учащихся возникает проблема привития школьникам навыка самоконтроля. Умение самостоятельно контролировать свою учебную деятельность складывается из умений контролировать результаты решения отдельных задач в целом и основных этапов решения, планировать учебные действия, предвидеть трудности и намечать пути их преодоления. Для того чтобы привить учащимся привычку контролировать получаемые ими результаты решения задач, я их прежде знакомлю со специальными приёмами проверки результатов. Выполняя преобразования многочленов, имеет смысл проверить результат выполнением обратного действия. Например, правильность разложения многочлена на множители методом вынесения общего множителя за скобки или методом группировки проверить раскрытием скобок. Также раскрытием скобок можно проверить результат выделения двучлена в квадратном трехчлене. Если при изучении темы «Квадратные уравнения» первые сведения о теореме Виета сообщить сразу после вывода общей формулы корней, то этот удобный способ проверки решения можно включить в алгоритм решения и закрепить его через постановку заданий:

  1. С помощью теоремы Виета проверьте, являются ли корнями квадратного уравнения 2х2-3х+1=0 числа 0,5 и 1.
  2. Перечислите возможные способы проверки решения квадратного уравнения 2x2 -3x-2=0

При построении графиков функций можно с помощью специальных заданий обратить внимание учащихся на существенные характеристики каждого из графиков. Например, дан эскиз графика функции у = -3х2+6. Как проверить, правильно ли он построен? Имеется в виду, что ученики, прежде всего по коэффициентам должны определить направление ветвей параболы и найти координаты её вершины. Умение оценивать учебную деятельность включает также умение выбирать из нескольких возможных путей решения задачи наиболее рациональный. Так, например, после знакомства с некоторыми алгоритмами решения квадратных уравнений я предлагаю такое упражнение. Для каждого из уравнений:

  1. x2-7х=0;
  2. х2-bх+9=0;
  3. 9х2-49=0;
  4. х2+4х+4=1;
  5. 3х2-х-2=0;
  6. 6х2-5х+1=0.

укажите рациональный способ решения, заполняя таблицу.

Способы решения квадратных уравнений

Способы решения уравнения уравнения
  1     2     3     4     5     6  
По общей формуле корней уравнения            
По формуле корней уравнения с четным вторым коэффициентом            
Разложение на множители левой части уравнения            
Приведением уравнения к виду (nx+m)2=k            
С использованием теоремы Виета            

Для того, что бы научились школьники сравнивать алгоритмы, на уроке я выделяю время для обсуждения различных способов решения одной и той же задачи.

Для привития учащимся самоконтроля важно, что бы и сама их критическая деятельность получала оценку. Поэтому, во время уроков я всегда даю возможность дополнить ответы одноклассников, поощряю рецензирование. Иногда исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной работы, полезно провести в классе, обсудив ход решения аналогичных задач, т.е. по сути дела, прогнозируя возможные ошибки. Проделав это, учитель может попросить школьников ещё раз вернуться к своим тетрадям и найти ошибки. Тут же намечается и соответствующая индивидуальная работа. Итоговая оценка за данную самостоятельную работу ставится с учетом этой критической деятельности учащихся на уроке. В старших классах после выполнения самостоятельных работ в качестве специального задания учащимся можно предложить составить схему анализа. Во время выполнения этого задания учащиеся сами возвращаются к выполненной работе и исправляют ошибки.

Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое средство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания. Например, после изучения темы «Выпуклый многоугольник» в качестве домашнего задания ученики выполняли самостоятельную работу на двух альбомных листах. На одном листе учащиеся должны были наклеить вырезанные из цветной бумаги разные виды выпуклых многоугольников, а на другом - невыпуклых многоугольников. Форму и количество сторон многоугольников ученики выбирали самостоятельно. Выполнение домашнего задания является одним из самых ценных видов самостоятельной работы учащихся. Например, 1-2 раза в году я предлагаю учащимся старших классов написать рефераты по математике на пройденную тему, большую по объёму и важную по значимости. На его написание даю учащимся срок не более двух недель с тем, чтобы учащиеся не надеялись на обилие времени и повторить нужную тему в срок. Написанные рефераты проверяются учителем, и оценка выставляется в журнал. Выборочно предлагаю ученикам (об этом я их предупреждаю заранее) ответить устно на некоторые вопросы из своей работы, уметь решить любой из примеров и построить любой из графиков. Это будет стимулировать учащихся выучить все написанное и способствовать большей осознанности при написании работы. Учащимся можно предложить, например, следующий план рефератов по следующим темам: «Что я знаю о синусе?», «Что я знаю о косинусе?», «Что я знаю о тангенсе?», «Что я знаю о котангенсе?»

  1. Область определения и множество значений.
  2. Значения данной тригонометрической функции углов 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270° и 360°.
  3. Четность и нечетность.
  4. Периодичность.
  5. Формулы приведения для этой тригонометрической функции.
  6. Промежутки знакопостоянства.
  7. Интервалы монотонности.
  8. Построение угла по данному значению функции.
  9. Понятие об обратной тригонометрической функции.
  10. Решение тригонометрического уравнения sinx=a (cos x=a, tg х=а, ctg x=a).
  11. Графики данной функции у = sin х, y = 2sin x, у = sin2х, y = sinх+2, у = |sin x|, y=sin |x| (для других функций задания аналогичные).
  12. Список примеров, которые следует решить.

Учащимся я объясняю, что можно в работу включать исторические справки по теме реферата. Темы рефератов могут быть следующими:

  1. Показательная функция.
  2. Логарифмическая функция.
  3. Степенная функция.
  4. Квадратичная функция.
  5. Векторы в пространстве.
  6. Подобие.
  7. Симметрия (осевая и центральная, на плоскости и в пространстве).
  8. Векторы на плоскости.

При работе над рефератами учащимся приходится обращаться к дополнительной литературе в той или иной степени. К работе с дополнительной литературой стараюсь приобщать учащихся любого возраста: это и подготовка
докладов по историко-математической тематике, и поиск оригинальных, интересных, занимательных задач с последующим представлением их решения перед
одноклассниками. Такая самостоятельная деятельность учащихся не только прививает им навыки работы с внешкольной литературой, но и пробуждает интерес к математике, что, несомненно, влияет, в итоге, на повышение качества обучения.

Включение самостоятельности учащихся в изучение математики, да ещё с преодолением каких-то трудностей, позволяет им получать знания более глубокие и прочные. Непременным условием высокой результативности современного математического образования является активная самостоятельная работа учащихся по изучению математики, её основных идей и методов, её практического приложения. Такая работа способствует также формированию активной жизненной позиции школьников.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гиршович B.C. «Виды самостоятельных работ» журнал «Математика в школе» № 3, 1998.
  2. Составители: Е.Г. Глагольева и О.С. Ивашев - Мусатов «Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в средней школе». М. «Просвещение», 1981.
  3. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения», изд. «Педагогика», 1990.