Эпоха А.П. Платонова. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели: углубить знания учащихся о личной и творческой биографии А.П. Платонова; стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам; повышение эффективности урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Задачи: воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

Оборудование: портрет А.П. Платонова, издания его произведений, компьютер, презентация “Эпоха А.П. Платонова”, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

Словарная работа. Определяем значение слова эпоха.

Эпоха – длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию ( С.И. Ожегов Словарь русского языка М, “Русский язык” 1986, с. 790).

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить об эпохе А.П.Платонова. Какое время досталось Платонову? Каким человеком и писателем он стал? Как он пережил все трудности и превратности судьбы?

В “линии судьбы” Платонова никаких резких поворотов не было. Его творческая биография оказалась даже слишком “типична” для его времени. Типична для пролетарского писателя: она легко укладывается в классический для начала 20-х годов сюжет о талантливом и самобытном писателе из гущи масс, “от станка” пришедшего в новую литературу. Типична для писателей, подвергшихся проработке в 30-е годы: тогда последовала целая серия критических разносов со стороны партийной номенклатуры и обвинения Платонова в создании “контрреволюционных”, “клеветнических” произведений. И ещё – арест единственного сына в 1938 году. И годы вынужденного молчания, когда зарабатывать на жизнь Платонову приходись переложениями народных сказок и рецензиями на чужие книги в литературных журналах. И в Великую Отечественную Платонов – тоже “как все”: он ушёл на фронт военным корреспондентом газеты “Красная звезда” и много писал о войне. А потом, как часто случалось в нашей стране, - посмертная слава, миллионные тиражи и переводы на все основные европейские языки. И всё это – судьба писателя, чей художественный дар уникален и чьи творческие открытия так и остались недосягаемы.

Презентация коллективного проекта учащихся “Эпоха А.П. Платонова”. (слайд № 1)

Цели и задачи проекта: духовно-нравственное просвещение учащихся на примере жизни и деятельности А.П. Платонова; изучить творческую биографию писателя; результаты исследовательской деятельности отразить в литературной газете; развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.

Технологическая карта проекта

  1. Этап проектной деятельности
  2. Алгоритм деятельности учащихся
  3. Алгоритм деятельности учителя

I. Этап первый – поисково-исследовательский

Учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся.

Учитель: Ребята, после изучения рассказа А.П. Платонова “Возвращение” у нас будет урок-проект “Эпоха Андрея Платонова”. Результатом нашей исследовательской работы будет литературная газета. Давайте обсудим, как может выглядеть газета, какие там могут быть статьи, рубрики.

Распределяются обязанности: корреспонденты работают над интервью, авторы – над статьями, отражающими жизненный и творческий путь писателя, художники – над иллюстрациями к

понравившимся произведениям А.П Платонова; фотокорреспонденты подыскивают фотографии с статьям газеты. Ответственный редактор формирует “редакционный портфель” и отбирает лучшие материалы для публикации

II. Этап второй – технологический

Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. Это может быть как домашняя работа, так и классная, спланированная в рамках уроков по развитию речи. На уроке русского языка учитель знакомит учеников с такими жанрами, как очерк, интервью, фельетон, репортаж, путевые заметки, эссе, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в газете.

Учитель в данном случае выступает в роли консультанта, помощника.

III. Этап третий – практическая реализация проекта. Ученики самостоятельно работают над оформлением газеты, верстальщик текста набирает его, корректор – вычитывает текст, исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты. Газета может быть размещена в электронном виде на сайте школы. Учитель консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.

IV. Этап четвертый – внесение необходимых изменений

Выпускающий редактор редактирует номер газеты, еще раз проверяет орфографию и пунктуацию, работает со стилистикой и смысловой направленностью текста. Учитель контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся.

V. Этап пятый – заключительный. Представление проекта в форме презентации.

Учитель помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности

Срок работы над проектом: 2-3недели.

Обеспечение проекта: школьная библиотека, сельская библиотека, доступ в Интернет, CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”, CD “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.

Описание проекта: Вот какие статьи могут быть в газете.

Корреспондент 1. Мне было поручено рассказать в своей статье и детстве Платонова и его родителях.

“Я бы в лётчики пошёл…”

“Истинного себя я никогда никому не показывал и едва когда покажу”, - записал П. Платонов в 1926. (слайд № 2)

Отчётливо нестандартный взгляд на собственную биографию заметен в письме Платонова краснодарскому издательству “Буревестник” в 1922 году. Начинается “Автобиографическое письмо” вроде бы по законам жанра: “Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже”. Однако дальше вместо традиционных сведений о семье Платонов даёт очерковую зарисовку быта и нравов своей родины.

“Уже 10 лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню я же до слёз любил, не видя её до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол “Чугунной” церкви был всею музыкою слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я.

Отец писателя – Платон Фирсович Климентов (1870-1952) – родом из шахтёрской семьи; работал слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. Из неанкетной информации известно лишь то, что он очень любил рыбную ловлю, был настолько предан своему увлечению, что в одной из автобиографической заметок Андрей Платонов написал: “Я был сыном рыбака… Потом стал писателем, потом инженером…” (Платонов А. Епифанские шлюзы. М., 1927. с. 266).

Однако в Воронеже Платон Фирсович Климентов был человеком известным: о нём неоднократно писали в местных газетах о его рационализаторских предложениях. О талантливом писателе-самоучке газета “Коммуна” 7 ноября 1922 года писала: “его чаще называют просто Фирсыч, Кирсаныч. На железной дороге он проработал 25 лет, получил грыжу, потерял зрение и почти оглох. Климентов изобрел прибор для сгибания колец, укрепляющих бандажи на всех типах паровозных и вагонных колец. Свой прибор т. Климентов приспособил к токарному станку и сконструировал его так, что работа по сгибанию колец совершенно механизировалась”.

Изобретательские таланты унаследовал и Андрей. В 13 лет он из подручных материалов попробовал в сарае сделать вечный двигатель. На протяжении всей жизни он будет постоянно что-то изобретать и, самое главное, внедрять в жизнь так, в 1923 году он получил патент на изобретении “электрического увлажнителя корневых систем и корнеобитающего слоя почвы”. В “Рассказе о многих интересных вещах” (1923) Платонов приписал это изобретение главному герою – Ивану Копчикову.

Мироощущение “технического человека” не покидало Платонова никогда. Незадолго до войны он даже обмолвился: “Если бы теперь пришлось начинать жизни, то я был бы лётчиком!”

О матери писателя неизвестно почти ничего. Из точных сведений – лишь то, что она была дочерью часовщика.

Мать и отец – важнейшие категории в художественно философской системе Платонова. Отец для любого из платоновских героев будет всегда связываться с духовным, историческим началом, обозначать связь с человечеством, а мать – с природой, чувством, естеством.

Традиционный пункт любой анкеты – “образование”. Школьные годы описаны у Платонова так: “Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зелёноё земле…”.

Только в 1965 году будет опубликован рассказ Платонова “Ещё мама” - рассказ о первой учительнице Аполлинарии Николаевне Кулагиной.

После церковно-приходской школы Платонов переходит в городское училище, а с весны 1914 года начинает работать. “Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была в одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду”. Трудовую деятельность Платонов начал рассыльным в страховом обществе “Россия”, затем работал литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста на локомобиле в имении Усть помещика Я.Г. Бек-Мармачёва, затем в различных мастерских, на паровозорементном заводе, в горячем цехе по 14-16 часов – “за хлеб”. Именно тогда приходит к Платонову его совершенно особое, “душевное” отношение к технике. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу”.

Корреспондент 2. Я в своей статье рассказал о литературном дебюте Платонова.

Инженер, поэт, журналист

1918 год оказался наполнен важными для Платонова переменами. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Тогда же начинается и активная писательская жизнь Платонова – в воронежской прессе появляются его первые публикации. Кроме того, в 1918 Платонов вступает в РКП(б). Партийная карьера Платонова, впрочем, закончилась не начавшись: уже в 1921 году он был исключён из партии – за отказ участвовать в плохо организованном субботнике. Новое заявление – о повторном приёме в партию – он подал в 1926 году, однако решение по его вопросу было отрицательным.

Литературным дебютом Платонова стал рассказ “Очередной”, опубликованный в воронежском еженедельнике “Железный путь” (1918, № 2).

Корреспондент 3. Тема моей заметки “Участие А.П. Платонова в Гражданской войне”

На войну Платонов был призван по своей основной специальности: как железнодорожник. В 1919 году он был приписан к ЧОНу (Части особого назначения) помощником машиниста бронепоезда. “Дважды участвовал в бою с частями генерала Шкуро под Воронежем”, - лаконично сообщит Платонов в автобиографии 1942 года. Однако служить ему довелось в основном по “смежной” специальности – журналиста и писателя. Платонов получает назначение в Новохопёрск как корреспондент газеты “Известия Совета обороны Воронежского укреплённого района”. Только за июль город 6 раз переходил из рук в руки, всё время оставаясь в прифронтовой полосе.

Не оставляет Платонов во время Гражданской войны занятия литературой, философией, историей. Круг его чтения – работы Н. Бердяева, П. Флоренского, Н. Фёдорова, произведения русских классиков. Между тем Платонов становится в Воронеже всё более и более популярным: он – “рабочий философ”, писатель, журналист.

В начале 20-х годов к газетным и журнальным публикациям добавляются наконец и две книги: “Электрофикация” (1921), сборник стихов “Голубая глубина” (1922).

Корреспондент 4. Я постаралась рассказать о тех событиях в жизни Платонова, когда он с семьёй переехал в Москву.

В Москву… (слайд № 3)

Летом 1922 года Платонов поступает в Коммунистический университет Воронежа. Проучится он в нём недолго – зато познакомится со своей будущей женой Марией Александровной Кашинцевой. В 1923 году в семье Платоновых появится сын – Тотик. Особо трепетное отношение было у писателя к детям. “Слишком любимое и драгоценное мне страшно – я боюсь потерять его”, - писал Платонов о трёхлетнем сыне. Поэтому впоследствии особенно страшным стал для писателя его арест. В 1926 Андрей Платонов будет отозван в Москву.

Выразительной и ёмкой характеристикой Платонова стала “Справка об авторе Платонове”, составленная в секретно-политическом отделе ОГПУ: (слайд № 4).

“Среду профессиональных литераторов избегает. Непрочные и не очень дружеские отношения поддерживает с небольшим кругом писателей. Тем не мене среди писателей популярен и очень высоко оценивается как мастер. Леонид Леонов и Б. Пильняк охотно ставят его наравне с собой, а Вс. Иванов даже объявляет его лучшим современным мастером прозы”.

Эксперт из ОГПУ бесстрастно воссоздаёт “литературный портрет” Платонова. Он замкнут, молчалив, скромен. Платонов скорее похож на мастерового начала века, чем на респектабельного современного писателя. Как подметила однажды Е. Таратута, сотрудница одного из журналов, где печатался Платонов, “среди нарядных писателей в ярких галстуках, велюровых шляпах, импортных пальто Андрей Платонович… казался слесарем, пришедшим починить водопровод: простая кепка, москвошвеевский синий плащ, стоптанные ботинки…”

“Уединение” же Платонова было следствием напряжённой творческой работы: именно тогда, в конце 20-х начале 30-х годов он создаёт свои главные произведения – “Сокровенный человек”, “Чевенгур”, “Котлован”, “Джан”, “Ювенильное море”.

Однако была, пожалуй, и ещё одна причина, по которой Платонов не стремился попасть в литературный бомонд Москвы: он умел хранить верность своим друзьям, вместе с которыми пришёл в литературу, - независимо от степени их известности или влиятельности. Одним из тех, кто во многом определил литературную биографию Платонова, был Г.З. Литвин-Молотов (1898-1972). Платонов познакомился с ним весной 1919 года в Воронеже: Литвин-Молотов был тогда главным редактором газеты “Воронежская коммуна”. Хотя он был всего на год старше Платонова, тот относился к нему не только как к самому близкому другу, но и как к своему учителю в литературе. Именно при поддержке Литвина-Молотова увидели свет первые книги Платонова. В 1921 году Литвин-Молотов возглавляет издательство “Буревестник” в Краснодаре, где помогал Платонову издать сборник стихов “Голубая глубина”, а переехав в Москву и став главным редактором издательства “Молодая гвардия”, готовил к публикации том прозы – “Епифанские шлюзы”. О той роли, которую сыграл друг Андрея Платоновича в его творческой судьбе, свидетельствует дарственная надпись на одной из книг Платонова – уже известного писателя: “… человеку, которому я обязан своим лучшим и чистым прошлым, и, может быть, буду обязан будущим. С глубокой любовью, которую ничто не встревожит, - Андрей Платонов. 11/УП-27 г. Москва”.

Корреспондент 5. Я в своей статье рассказала о тяжелом времени для Платонова, когда на него обрушилась критика, когда он был объявлен “классовым врагом”.

“Классовый враг”

После первой книги рассказов “Епифанские шлюзы”, вышедшей в Москве в 1927 году, Платонов завоевал известность в литературных кругах. В следующем году появились в печати “Луговые мастера” и “Сокровенный человек”. О Платонове заговорили как о зрелом “писателе. Однако после публикаций его сатирических рассказов “Государственный житель” и “Усомнившийся Макар” проза Платонова получила резкие, отрицательные отзывы. Его перестали печатать. Чтобы спасти роман, Платонов решается обратиться к Горькому. Вмешательство официально признанного мэтра советской литературы могло бы помочь с публикацией, тем более что Горький обратил на Платонова внимание ещё в 1927 году, отметив его”Епифанские шлюзы” в числе лучших произведений современной литературы: “…должен сказать, что русских “Молодых” читаю более охотно, даже с жадностью. Удивительное разнообразие типов у вас и хорошая дерзость. Понравились мне – за этот год – Андрей Платонов, Заицкий, Фадеев, Олеша”.

В августе 1929 года Платонов отдаёт рукопись “Чевенгура” Горькому. – и вскоре получает

ответ, который отметает всякую возможность публикации романа. Горький писал: “Человек вы – талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что обладаете очень своеобразным языком… Но, при неоспоримых достоинствах вашей работы, я не думаю, что её напечатают, издадут. Этому помешает ваше анархическое настроение… при всей нежности вашего отношения к людям, они у вас окрашены иронически, являются перед читателями не столько революционерами, как “Чудаками” и “полоумными”.

“Вы его не переделаете, потому что Платонов – гениальный писатель!”

“Началось всё с того, что номер “Красной нови” с “бедняцкой хроникой” “Впрок” Платонова попал в руки Сталину. Ознакомившись с произведением, он зачеркнул на первой странице слово “бедняцкая” и исправил; “кулацкая хроника”. Рядом с фамилией автора приписал “Подонок”.

Так был дан сигнал к травле.

Только что занявший пост главного редактора “Красной нови” Александр Фадеев был вызван к Сталину. Выговор за публикацию “кулацкого и антисоветского рассказа Платонова” Фадеев получил едва войдя в кабинет. Кроме того, провинившемуся редактору написать статью, которая бы разоблачила “антисоветский смысл рассказа и лицо его автора”.

Статья Фадеева, буквально уничтожившая Платонова появилась уже на следующее утро.

В 1937 году, когда на Пушкина изливались потоки официального славословия, Платонов сумел рассказать о Пушкине без пафоса, но зато с глубоким пониманием внутренней логики его судьбы. Недалеко от дома, где жил Платонов, стоял памятник поэту, и Андрей Платонович, “встречавшийся” с Александром Сергеевичем каждое утро, любил говорить: “Из соседей это мой самый любимый писатель, а из писателей – самый любимый сосед”. А о гибели поэта он написал так: (слайд № 5) “Пушкин никогда не боялся смерти… он считал, что краткая, обычная человеческая жизнь вполне достаточна для свершения всех мыслимых дел и для полного наслаждения всеми страстями. А кто не успевает, тот не успеет никогда, если даже станет бессмертным”.

Тем временем материальное положение Платонова становилось угнетающим. Вынужденное молчание обходилось всё дороже для него и его семьи.

Итоги проработки Платонова партийной критикой блистательно резюмировал Виктор Шкловский. Отвечая Л. Авербаху он сказал: “Вы хотите переделать Платонова? Вы его не переделаете, его нельзя переделать, потому что Платонов – гениальный писатель!”

Корреспондент 6. Меня очень затронула судьба сына Платонова, поэтому я в своей статье рассказал о нём.

В 1938 году писателя ожидало новое потрясение: был арестован его сын Платон. Тоше не исполнилось ещё и 16 лет; он ушёл к своему товарищу вечером – и не вернулся. Как оказалось, его забрали прямо на улице. Обвинения Платонову было предъявлено традиционное – участие в заговоре против Сталина. Как выяснилось уже гораздо позже, поводом к аресту послужил донос, написанный его одноклассником. Оба юноши были влюблены в одну и ту же девочку, но ей более симпатичен был Тоша. Тогда отвергнутый влюблённый решил устранить соперника – самым надёжным способом… Долгое время Андрей Платонович вообще не знал, где находится его сын. А Тошу после нескольких месяцев пребывания в тюрьме отправили на Север, в шахты, где он очень скоро от непосильной работы заболел туберкулёзом.

Помочь писателю спасти сына мог только … Сталин: его личного распоряжения или даже устного указания было достаточно для того, чтобы вытащить человека оттуда, откуда живыми не возвращались. Но после “кулацкой хроники” имя Платонова произнести в присутствии вождя вряд ли бы кто решился. И лишь благодаря содействию М.А. Шолохова после нескольких лет заключения, смертельное больной, он был освобождён. 4 января 1943 года его не стало. Скорая смерть горячо любимого сына подкосила писателя.

Корреспондент 7. Великая Отечественная война оставила глубокий след в жизни Платонова. Моя статья об этом времени.

Военкор “Красной Звезды”

В 1942 году Платонова утвердили военным корреспондентом газеты “Красная звезда”, и он - в чине капитана – отправляется на фронтовые позиции. К этому времени он уже болен туберкулёзом, которым заразился от сына, ухаживая за ним.

Литературные дела Платонова тем временем несколько поправляются. В 1942 году в Уфе выходит сборник рассказов “Под небесами родины”, а в Москве – сборник “Одухотворённые люди. Фронтовые очерки Платонова публикуются не только в “Красной звезде”, но и в других газетах и журналах – “Краснофлотец”, “Труд”, “Дружные ребята”.

О своих фронтовых впечатлениях Платонов писал жене. (слайд № 6)

Всего за годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: “Одухотворённые люди” (1942), “Рассказы о Родине” (1943), “Броня” (1943), “В сторону заката солнца” (1945).

1944 год внес радостные изменения в жизнь Платонова: 11 октября у него рождается дочь Мария. (слайды № 7, 8).

Война заканчивается и Платонов в феврале 1946 года из военкоров возвращается снова в писатели.

Корреспондент 8. На уроке литературы мы познакомились с рассказом Андрея Платонова “Возвращение”. Он затронул меня, поэтому моя заметка в газету посвящена этому рассказу и последним годам жизни писателя.

Возвращение и “Возвращение”

Среди военных рассказов Платонова Есть несколько рассказов о любви, и среди них – подлинные шедевры: “Афродита” и “Возвращение”. Последний был опубликован в “Новом мире” (№10 и 11) под первоначальным заглавием – “Семья Иванова”.

Рассказ вновь вызывает поток критики. Застрельщиком новой атаки на писателя выступил критик В. Ермилов. Увидев, что Платонова опять “Бьют”, не мог остаться в стороне и Фадеев. Не проходит и месяца, как в “Правде” появляется его статья о “Семье Иванова”.

Платонов к тому времени был очень болен. Измученный, похудевший, сильно ослабевший, он редко выходил из дома.

Великая Отечественная война до конца дней осталась для него сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбёжку, которая не прошла для него бесследно: оказались повреждёнными легкие. 5 января 1951 года А.П. Платонов скончался от туберкулёза в своей квартире на Тверском бульваре. Похоронен был рядом с сыном. В некрологе, подписанном И.Е, Эренбургом, А.А. Фадеевым, К.А. Фединым, Б.Л. Пастернаком, М.А. Шолоховым, Н.С. Тихоновым, А.Т. Твардовским, читаем: “Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему он посвятил все силы своего сердца, ему отдал свой талант”. Писатель ушёл из жизни, но оставил нам свои книги, полные добра и человечности. (слайды № 9,10)

Фотокорреспонденты. Нашей задачей было разыскать фотографии к статьям нашей газеты. В книгах встречались фото писателя очень мало, и мы обратились к возможностям Интернета. К сожалению, мы так и не смогли найти фотографии родителей А.П. Платонова и его сына, но зато в газете “Коммуна” мы нашли фотографию его внука. Наша заметка посвящена ему.

“Спасибо Вам за эту память!”

Внук писателя Андрея Платонова Антон Мартыненко побывал в “Коммуне”, где почти 90 лет назад начинал работать его знаменитый дед. “Имя Андрея Платонова нам очень дорого, - сказал главный редактор “Коммуны”, член Союза писателей России Виталий Жихарев, обращаясь к Антону Мартыненко, - На страницах “Коммуны” появлялись заметки и корреспонденции, статьи и обзоры, рассказы и стихи будущего классика отечественной литературы. Поэтому мы решили учредить Всероссийскую литературную премию имени Андрея Платонова. На вопрос о судьбе научного издания полного собрания сочинений Андрея Платонова Антон ответил так: “Я передал архив моего дела в ИМЛИ имени А.М. Горького, где уже сформирована группа молодых профессиональных текстологов творчества Платонова. А возглавляет её крупнейший платоновед, член-корреспондент РАН Наталья Васильевна Корниенко.. Скоро будет представлена первая книга “Архив А.П. Платонова”. Издание же полного собрания сочинений может растянуться до 17 лет. “Я очень рад, что на родине дедушки установлен ему памятник, что его здесь чтят и любят, - сказал на прощание журналистам “Коммуны” Антон Мартыненко. – Спасибо вам за эту память!”

Также в газету могут войти ученические отзывы на одно из прочитанных произведений Платонова (“В прекрасном и яростном мире”, “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Возвращение”)

4. Слово учителя. Ну а теперь, ребята, давайте подведем итоги. Понравилось ли вам работать над проектом? Что особенно запомнилось или поразило вас в биографии Платонова? Какое из прочитанных произведений оставило след в вашей душе?