Педагогический проект "Познавательная игротека"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Приложение 1

Слайд 1. Название проекта, автор.

Слайд 2. Краткая характеристика проекта.

Слайд 3.

Обоснование выбора темы проекта. Актуальность проекта.

Современные задачи образования сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для 21 века, представленным ЮНЕСКО.

Слайд 4. Проблемы.

В условиях современной многогранной жизни востребованными во всех областях оказываются творческие, активные люди, способные к самореализации. Повышению мотивации учащихся к изучению школьных дисциплин, пробуждению у них активной заинтересованности как в самом учебном процессе, так и в его результатах, появлению стремления к самореализации, к достижению социально значимых результатов способствует активная самостоятельная творческая деятельность, как интегрированная собственно в процесс обучения, так и в рамках дополнительного образования. Вместе с тем педагоги и психологи в последние годы наблюдают ослабление мотивации учащихся к приобретению знаний и умений. Результаты международного сравнительного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА показали, что российские подростки испытывают трудности в ситуациях, требующих умения применять знания в реальной практике, не умеют работать с различными источниками информации (текстами, таблицами, рисунками, диаграммами), низок уровень развития коммуникативных умений, что выражается в нежелании выполнять задания с открытым ответом; учащиеся плохо владеют интеллектуальными умениями: анализом, обобщением, оценкой, умением строить.

В начальной школе также учителя сталкиваются с проблемами:

  • Низкий уровень развития учебной мотивации учащихся, познавательных интересов, творческого мышления, коммуникативных способностей.

(снижается учебная мотивация во 2 классе у учащихся с преобладанием игровой и внешней мотивации, утрачена привлекательность школьной атрибутики, учебный труд требует волевых усилий. Появляется мотив «отметка». Важно развивать познавательную мотивацию, интерес к учебному труду).

  • Недостаточный уровень развития умений самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
  • Отсутствие наглядно-активной, деятельностной образовательной среды, доступной для учащихся в свободное от уроков время

К сожалению, состояние предметно-игровой среды наших городов, школ, детских уч­реждений и оздоровительных лагерей далеко от совершенства: игровых площадок и познавательных игро­тек крайне мало. Кроме компьютерных клубов и клубов азартных игр, практически отсутствуют места отдыха детей и подростков, куда можно пойти и в одиночку, и с друзь­ями, поиграть в умные настольные игры, разобраться в сложной научной игрушке, разга­дать логическую головоломку, полезно провести досуг.

Слайд 5. Негативные факторы (причины выявленных проблем).

  • Преимущественно академическая ориентация содержания образования.
  • Преобладание пассивных форм обучения.
  • Недооценка педагогами и родителями роли игры в развитии личности ребенка.

Российские дети сегодня прощаются с игрой слишком рано. Они погружаются во взрослую» школьную жизнь и виртуальный компьютерный мир, недополучив интеллектуально-творческий игровой заряд на важном этапе становления личности. Эти потери невосполнимы. В ходе последнего международного тестирования образовательных достижений учащихся (PISA) наши дети показали низкие результаты. Эксперты отметили, что особенно сложно российским ребятам даются задания, требующие творческого подхода, умения анализировать, фантазировать, искать. Именно эти качества пробуждает и раз­вивает в человеке игра.

  • Слабая ориентация на возрастные и индивидуальные способности и склонности учащихся.
  • Недостаточная материальная база школы

Комплекс этих факторов свидетельствует о необходимости поиска новых способов развития и разработки новых моделей образования школьников.

Как превратить процесс обучения из принудительной работы в свободное исследование мира?

Как возбудить интерес детей к познанию мира и не дать ему угаснуть?

Слайд 6. Цель проекта:

  • Создание наглядно-активной, деятельностной образовательной среды, ориентированной на выявление и развитие творческого потенциала, познавательных и коммуникативных способностей детей.

Слайд 7. Объект исследования: - образовательный процесс, направленный на развитие функционально грамотной, творческой личности младшего школьника.

Предмет исследования– влияние наглядно-активной предметно-развивающей образовательной среды на развитие творческого потенциала, познавательных и коммуникативных способностей детей.

Слайд 8.

Гипотеза:

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы особую актуальность приобретает создание концепции образовательной среды, ориентированной на поддержку освоения целостной картины мира, наук и технологий учащимися.

Основная идея нашего подхода основана на трудах (М.Монтессори, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского) и состоит в предположении, что можно создать такую образовательную среду, «живя» в которой и занимаясь разнообразной деятельностью, ребенок реализует процесс учения, максимально близкий к естественному. Элементами среды являются специальные объекты, помогающие ребенку играть, думать действовать. В то время как взрослый

(учитель, родитель) облегчает, поддерживает и направляет развитие ребенка с учетом его изменяющихся потребностей. Источник развития ребенка следует видеть не только в обучающих действиях взрослого, но и в саморазвитии и самостроительстве ребенка при его интерактивном взаимодействии с развивающей средой. Наглядно-активная образовательная среда должна обеспечить образование на основе современной науки, технологий, педагогики. Основным признаком такой среды является насыщенность различными интересными играми и объектами, выполняющими роль активизации, «опредмечивания» осуществления познавательной деятельности. Наглядно-активная среда способствует активной познавательной, исследовательской деятельности учащихся, мотивирует ее.

Слайд 9. Задачи.

  • Изучить опыт создания интерактивных образовательных сред в школах России и зарубежных стран.

Во многих развитых государствах существуют национальные ассоциации игротек, ре­гулярно проводятся международные встречи организаций, которые пропагандируют игру как средство познания, общения и сотрудничества. Интересен опыт создания игротек в Швеции, Англии, Швейцарии, США, Франции, Германии, Новой Зеландии.

  • Создать модель наглядно-активной, деятельностной предметно-развивающей среды, способствующей реализации творческого потенциала каждого ребенка.
  • Разработать и апробировать систему работы с детьми в созданной образовательной среде.
  • Использовать в работе активные методы обучения, современные образовательные технологии.

Слайд 10. Ожидаемые результаты.

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития учащихся.
  • Рост познавательной активности, учебной мотивации, творческого потенциала детей.
  • Установление активного, эффективного общения, взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями.

Слайд 11. Новизна проекта.

  • Интегрированный подход в организации и оборудовании предметно-развивающей среды, отказ от дублирования школьной кабинетной системы.
  • Использование современных активных форм организации обучения младших школьников.
  • Сотрудничество педагогов, детей и родителей в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Реализация проекта:

Слайд 12.

I этап - (подготовительный) сентябрь- октябрь 2004 года - этап запуска проекта.

1.1. Изучение литературы по теме проекта.
1.2. Отбор эффективных методов и приемов диагностики познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.
1.3. Создание дизайн-макета развивающей предметной среды игротеки.

Слайд 13.

II Этап - (диагностический)
октябрь - декабрь 2004г.

2.1.Диагностика.
2.2.Формирование базы данных по результатам диагностики.
2.3. Составление плана реализации проекта.

Слайд 14.

III этап - (практический)
январь 2005г.- апрель 2008г.

3.1. Оборудование познавательной игротеки.
3.2. Планирование и организация работы игротеки.
3.3. Промежуточный контроль (ежегодно апрель-май).

Слайд 15.

IV этап (Контрольно-оценочный)
апрель-сентябрь 2008г.

4.1. Итоговая диагностика
4.2. Анализ результатов, соотнесение их с заявленными целями, оформление результатов проекта.

Слайд 16.

Слайд 17. Результаты проекта:

Изучив опыт… из всех видов развивающей среды выбрали «Познавательную игротеку».

Игра - важное средство воспитания человека. Для детей игра - это не только способ отдыха и развлечения, но и необходимый вид деятельности, особая форма жизни, в которой осуществляется связь ребенка с окружающей действительностью. Игра - одно из важных средств умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей, процессе игры дети вовлекаются в свободную творческую деятельность, в которой участвуют разнообразные компоненты психики: ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание, воля, эмоции. Игра - важный и любимый тип деятельности у детей, в том числе и у младших школьников.

  • Оборудована познавательная игротека.

Игротека объединяет в себе экологическую комнату, библиотеку, мини-музей. Подобное объединение больше соответствует младшему школьному возрасту и не дублирует по своей организации школьную кабинетную систему. Ребенок еще не делит мир на отдельные содержания и направления (экологическое, социальное и др.). Ребенок знакомится с целостной картиной мира. Развивающая среда игротеки динамична. Игротека укомплектована наборами специальных развивающих игр фабричного производства и сделанных руками детей и родителей.

В игротеке планируются разные виды активности детей. Здесь созданы условия для наблюдений (за рыбками в аквариуме; за растениями и пр.); для проведения элементарных опытов и экспериментов (с песком, глиной, водой, магнитами и пр.); для рассматривания различных объектов (работа с микроскопами и лупами, коллекции минералов, бабочек; гербарии; отдельные интересные экспонаты, плакаты и репродукции и пр.); для познавательных игр (дидактические игры разной тематики; работа с магнитными и бумажными панно и т.п.); для практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации, развития мелкой моторики рук (материалы для изодеятельности, плетения, мозаика и пр.). Предусмотрена работа с аудиоплеерами, с помощью которых дети прослушивают готовые аудиокассеты (со сказками, стихами, песнями) и записи, специально сделанные педагогами. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности. Все материалы игротеки обязательно снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. Записки крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры и пр. Особенно важны пояснительные записки для родителей. В пояснительных записках даются: - описание правил игр; - лаконичная познавательная информация; - задания и упражнения; - вопросы.

  • Разработана и апробирована система работы с детьми в познавательной игротеке.

Игротека открыта для детей и родителей.

Дети могут посещать игротеку в свободное от уроков время (по расписанию), можно составить расписание индивидуальных и групповых игровых заня­тий. Занятие может длиться 45-60 мин. и сочетать самостоятельную игру ребенка и зада­ния от педагога. По специальному расписанию проводятся семейные игровые сеансы, клубная работа, досуговые мероприятия, занятия по дополнительным образовательным курсам.

Виды работы в игротеке:

  1. свободное посещение (ознакомительное и тематическое);
  2. тематические программы работы с группой (классом);
  3. выставка развивающих игр и головоломок;
  4. методические лекции для родителей;
  5. командные и индивидуальные игры; соревнования;
  6. мастерские;
  • В работе с детьми используются современные педагогические технологии (игровые, проблемно-диалогические, проектная, здоровьесберегающие, ТРИЗ).

Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей (все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть). В игротеке обеспечена свободная самостоятельная, мотивированная игровая деятельность детей с самопроверкой результатов. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».

  • Создан банк диагностических методик для оценки познавательных и коммуникативных способностей, творческого потенциала учащихся.
  • Оформлен электронный каталог оборудования игротеки.

Слайд 18. Оборудование игротеки

  • Библиотечный фонд – 460 экз.
  • Фонотека – 67 экз.
  • Видеотека- 70 экз.
  • Развивающие игры - более 250.
  • Гербарии – 20 экз.
  • Коллекции – 14 экз.
  • Картины и иллюстрации - более 500.
  • Оборудование для элементарных опытов.
  • Материалы для ручного труда и изодеятельности.

Абонементный фонд игровых пособий предусматривает возможность взять напрокат понравившуюся ребенку игру, игрушку, инвентарь.

Слайды 19-21. Фото игротеки.

Слайд 22.

  • Повысилась мотивация учащихся к обучению, интерес к исследовательской деятельности.
  • Увеличилось количество учащихся - участников и призеров исследовательский проектов, предметных олимпиад, творческих конкурсов.
  • Повысилось качество знаний учащихся.
  • Сформированы навыки взаимодействия в коллективе.

Слайды 23-28. Графики по результатам блока 2.

Слайд 29. Результаты 3. Публикация, обобщение опыта.

Сдайд 30. Литература. Дальнейшие перспективы проекта.

Продолжится работа по оснащению игротеки с вновь набранными учащимися и их родителями. Планируется создание общешкольной познавательной игротеки, перспектива - школьная медиатека.