Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"

Разделы: История и обществознание


Цели.

1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.

Основные понятия урока: человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность.

Тип: урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями.

Генрих Гейне назвал человека “аристократом среди животных”. Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”. (Таким образом идет отработка навыков написания эссе)

2. Биологическое и социальное в человеке.

Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

Биологическое в человеке Социальное в человеке
   
  1. Наличие кровеносной системы.
  2. Инстинкт самосохранения.
  3. Способность создавать орудия труда.
  4. Обмен веществ между организмом и природой.
  5. Способность к абстрактному мышлению.
  6. Умение говорить.
  7. Субъект познания и изменения мира.
  8. Пищевой инстинкт.
  9. Строение клеточной и мышечной системы.
  10. Творческая деятельность.

Познакомьтесь с текстом учебника и охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность.

В качестве мотивации учащимся дается следующее задание:

Какое суждение верно?

А) Понятия “индивид” и “индивидуальность” означают одно и то же.

Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий “индивид” и “индивидуальность”, поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21).

Перейти к отработке понятия “личность” поможет работа с высказыванием В. Гаврилова:

“Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр”, а также работа с текстом А.Н. Леонтьева “Индивид и личность” (Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001, с.10-11)

Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части “А” ЕГЭ: Какое высказывание верно?

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

4. Социальное поведение и социализация личности.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

  • Какое поведение человека называют социальным?
  • Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека?
  • Что такое социализация? Назовите стадии социализации.
  • Назовите сферы социализации индивида.
  • Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (Привести аргументы к точкам зрения)

5. Самосознание и самореализация.

Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. “Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри”.

Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация.

6. Единство свободы и ответственности.

Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний: “Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев

“Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель Мунье

Работа с текстом документа на с. 75 учебника.

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Как сочетаются свобода и ответственность?

7. Закрепление.

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;

Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;

В) “некая целостность способностей”;

Г) “это то, что все мы знаем”;

Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;

Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть”.

8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе.

Список использованной литературы

  1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
  2. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001
  3. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006
  4. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс, 1999
  6. ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008
  7. Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2005