С.Маршак. "Двенадцать месяцев"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;

– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь;

– способствовать обогащению словарного запаса детей;

– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;

– воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая гимнастика.

– Отгадайте мою загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).

– Как ласково называем его? (Солнышко).

– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

(Расслабление.)

– Подул холодный ветер, вам холодно.

(Напряжение.)

– Опять засверкало солнышко.

(Расслабление.)

– С таким солнечным настроением мы проведём наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.

Ребята подготовили сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем ребят.

2. Выставка книг С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный характер).

Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.

3. Восприятие текста.

– С каким произведением С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).

– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)

– К какому жанру относится? (сказка)

– Докажите, что это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).

– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.

Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

Назовите действующих лиц пьесы.

– Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия.

– Есть авторские указания-ремарки. (Это пояснения, которыми автор определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации).

III. Словарная работа.

(Толкование лексического значения слов)

– КАНЦЛЕР … и другие слова (читаем в учебнике)

На доске: МАЧЕХА – неродная мать

ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов

ПОДСНЕЖНИК – травянистое растение с цветками светлой окраски,

распускающимися сразу после таяния снега.

(Сначала своими словами: это первоцвет)

– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)

– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.

IV. Работа с произведением. Понимание прочитанного.

1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.

– Скажите, где происходит действие? (Дворец… )

– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?

На доске:

Королева Учитель
капризная умный
ленивая терпеливый
надменная выдержанный
бессердечная робкий

– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).

– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)

(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)

(Звучат фанфары)

V. Физкультминутка.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до мысочков.

Раз – цветок, два – цветок.

А потом сплетём венок.

VI. Работа с произведением. (Продолжение)

1. Дифференцированная работа. ( Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)

1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.

2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра

3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца

ПРОВЕРКА

1 ряд.

– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).

– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).

– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)

2 ряд. (ремарка)

– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)

3 ряд.

2. Прослушивание аудиозаписи.

– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?

– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.

3.

– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)

– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)

4.

– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.

5.

А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.

(Дети рисуют под музыку).А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.

– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”

(Инсценирование с использованием реквизита)

VII. Итог.

– Назовите произведение, с которым работали?

– К какому жанру относится?

– Кто решил прочитать всю сказку?

VIII. Дом. задание.

В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.

Тетрадь стр. 32-33.

Литература

  1. Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 3., Вентана – Граф, 2007.
  2. Рабочая тетрадь: Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 2., Вентана – Граф, 2010.
  3. Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Методическое пособие Вентана – Граф, 2005.

Презентация