Аммиак и его свойства по технологии проблемно-диалогического обучения. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.

Задачи:

  1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
  2. Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
  3. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.

Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.

Оборудование и реактивы: водный раствор аммиака, раствор соляной кислоты, лакмусовая бумага, аммиак (газ), вода с фенолфталеином, пробирки, кристаллизатор, круглодонная колба, резиновая пробка со стеклянной трубкой.

Ход урока

Этапы урока Формы и методы работы учителя Виды деятельности учащихся
Подготовка к восприятию. Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп Фронтальная работа..

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала.

Проблемно-диалогическая технология.

1. Предлагает сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть?

2. Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?

 

 

 

 

3. Проводит обсуждение решения проблемного вопроса.

Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?

 

 

4. Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?

 

5. Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде?

6. Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?

 

7. Демонстрирует опыт “Фонтан”, предлагает объяснить, что интересного заметили?

1. Проводят опыт. Наблюдают разную окраску лакмуса.

Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах).

 

2. Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению атомов хлора и азота).
Составляют план решения проблемы:
– составить электронно-графические формулы атомов азота и водорода;
– составить схему образования молекулы водородного соединения азота;
– составить уравнение реакции между аммиаком и водой;
– установить причину появления в растворе гидроксид-ионов;
– определить какой еще ион образуется в растворе.
(План записан на доске)

3. Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться учебником, слабые работают с текстом учебника).
Выходят на новую проблему и формулируют ее с помощью учителя.

4. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь).

5. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой.

6. Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс.

7. Обсуждают увиденное, вспоминают физические свойства аммиака.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? – Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства;
– механизм образования донорно-акцепторной связи;
– выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем.

– Тема урока “Аммиак и его свойства” формулируется учащимися в конце урока.

Домашнее задание Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака.  

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.

Задачи:

  1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
  2. Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
  3. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.

Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.

Оборудование и реактивы: водный раствор аммиака, раствор соляной кислоты, лакмусовая бумага, аммиак (газ), вода с фенолфталеином, пробирки, кристаллизатор, круглодонная колба, резиновая пробка со стеклянной трубкой.

Ход урока

Этапы урока Формы и методы работы учителя Виды деятельности учащихся
Подготовка к восприятию. Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп Фронтальная работа..

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала.

Проблемно-диалогическая технология.

1. Предлагает сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть?

2. Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?

 

 

 

 

3. Проводит обсуждение решения проблемного вопроса.

Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?

 

 

4. Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?

 

5. Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде?

6. Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?

 

7. Демонстрирует опыт “Фонтан”, предлагает объяснить, что интересного заметили?

1. Проводят опыт. Наблюдают разную окраску лакмуса.

Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах).

 

2. Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению атомов хлора и азота).
Составляют план решения проблемы:
– составить электронно-графические формулы атомов азота и водорода;
– составить схему образования молекулы водородного соединения азота;
– составить уравнение реакции между аммиаком и водой;
– установить причину появления в растворе гидроксид-ионов;
– определить какой еще ион образуется в растворе.
(План записан на доске)

3. Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться учебником, слабые работают с текстом учебника).
Выходят на новую проблему и формулируют ее с помощью учителя.

4. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь).

5. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой.

6. Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс.

7. Обсуждают увиденное, вспоминают физические свойства аммиака.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? – Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства;
– механизм образования донорно-акцепторной связи;
– выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем.

– Тема урока “Аммиак и его свойства” формулируется учащимися в конце урока.

Домашнее задание Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака.