Учебная фирма как альтернатива организации практики студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников). Предложения социальных партнеров являются ценными для модернизации содержания и технологий профессионального обучения.

Связи с предприятиями, на которых студенты проходят квалификационную практику, включают постоянные контакты с руководителями практики на предприятии, анкетирование студентов и работодателей. Результаты практики показывают, что на сегодняшний день технологическая практика не выполняет поставленной задачи формирования компетенций будущих специалистов.

При анализе документации, результатов собеседований с социальными партнерами, студентами выясняется ряд проблем:

Предприятия и организации не несут ответственности за качество прохождения практики студентами учебных заведений. Практика зачастую сводится к выполнению мелких поручений, незначительных функций, не раскрывающих всего объема квалификационных характеристик специалиста.

Несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.

В итоге, выпускник не обладает целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения (без дополнительного тренинга) конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.

Проведенный анализ показал, что существует потребность в альтернативных формах организации квалификационной практики студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой формы и методики организации этой практики.

В качестве альтернативной формы организации практики студентов нами была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности - “Учебная фирма”.

Использование данной технологии – одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ.

Учебная фирма может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.

“Учебная фирма” выступает как фактор повышения качества практического обучения:

  • формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путем их применения на практике;
  • расширяются и углубляются знания за счет работы на имитационных моделях конкретных предприятий и учреждений;
  • происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления;
  • создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни;
  • формируются коммуникативные навыки, умения работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи;
  • обеспечивается мобильность содержания, методов обучения;
  • обеспечивается целостность учебно-производственного процесса;
  • развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Преимущества использования “Учебной фирмы” для техникума:

  • cовершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями реального рынка труда.
  • освоение информационных технологий студентами на уровне специалиста.
  • повышение социальной адаптации обучающихся.
  • повышение имиджа образовательного учреждения.
  • новые контакты с другими образовательными учреждениями, социальнымипартнерами.
  • реализация кооперативной технологии обучения.

Учебная фирма “Вакансия” - модель предприятия, в которой имитируется весь процесс управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия. В ней реализуются практические цели профессиональной подготовки. У студентов вырабатываются личностные навыки, способствующие их социальной адаптации. Прививаются навыки использования самомаркетинга и самоменеджмента, помогающие успешно конкурировать на рынке труда.

Цели фирмы.

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Вырабатывать целеустремленность, способность решать проблемы.
  3. Развивать навыки работы в команде, как в качестве служащих, так и в качестве руководителей.
  4. Помогать в поиске места трудоустройства выпускникам техникума.
  5. Помогать студентам в поиске места трудоустройства для прохождения практики.

Задачи фирмы.

  1. Проводить практические занятия в среде, имитирующей профессиональную деятельность фирмы
  2. Организовывать проведение практики для получения первичных профессиональных навыков
  3. Проводить практические занятия учебных дисциплин: менеджмент, управление персоналом, ключевые профессиональные компетенции
  4. Отслеживать процесс трудоустройства выпускников отделения, вести учет их карьерного роста
  5. Поддерживать сотрудничество с государственной службой занятости по вопросам трудоустройства студентов на практику и основное место работы

Отделы фирмы.

Отдел сбора информации. Отдел работает с Городской службой занятости, с частными агентствами по трудоустройству, со специальными периодическими изданиями.

Отдел издательства. Регулярно, 1 раза в месяц отделом издаётся бюллетень "Вакансия".

Отдел социального партнёрства. В него входят несколько групп: поддержки базы данных о выпускниках; по профориентационной работе; поддержки базы данных по рабочим вакансиям; по рабочим вакансиям на временное трудоустройство и на работу на неполный рабочий день; по работе с Союзом молодых ученых.

Отдел планирования, который ориентирован на разработку тематических мероприятий.

Преподаватель в “Учебной фирме” играет роль консультанта для студентов. Наличие квалифицированных преподавателей-консультантов – важный фактор успеха работы. Функция преподавателя Учебной фирмы – инструкционно-консультативная, стиль руководства – демократичный, стиль работы - работа в команде. Оценки – решаются задачи и проблемы. Много возможностей для самостоятельности. Допускаются ошибки. Формы контроля – беседа, наблюдения, аттестация. Преподаватель – советчик, сотрудник, сам обучаемый.

Деятельность студентов на Учебной фирме имитируется через задание игровой ситуации. Игровая ситуация - это учебное время, которое необходимо выделить на ее рассмотрение с учащимися и оформление новых документов разной сложности для каждого отдела в процессе проигрывания ситуации. Для того чтобы отработать навыки в соответствии со стандартом в пределах ограниченного времени, ситуации должны быть тщательно продуманы.