Применение современных образовательных технологий на уроках химии: "Аминокислоты"

Разделы: Химия


Цели:

  • знать определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения;
  • уметь составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот.

План урока.

  1. Определение аминокислот. Общая формула, пептидная связь.
  2. Аминокислоты образующие белки.
  3. Изомерия и номенклатура.
  4. Применение.
  5. Физические свойства.
  6. Химические свойства.
  7. Получение.

Домашнее задание:  § 37

«3»   упр 1 2
«4»   упр 12 + 13
«5»   упр 1 2, 13 + .1

Иллюстрации:

1. Лягушка
2. Мухомор
3. Бледная поганка
4. Лютик
5. Анчар
6. Яйцо, курица

ХОД УРОКА

I. По плану давайте попробуем сформулировать цель урока.

II.

В пустыне чахлой и скупой
На почве зноем раскаленной
Анчар как грозный часовой
Стоит – один во всей вселенной.

Яд, каплей сквозь его кору
К полудню растопясь от зноя,
И застывает в вечеру
Густой, прозрачною смолою.

                 А.С. Пушкин. Анчар

– Как вы думаете почему я начала урок с этого стихотворения?

– В некоторых живых организмах есть два сильных яда: сакситоксин, батрахотоксин

Состав:

Яд сакситоксин содержит южноамериканская лягушка – пятнистый древолаз или кокой.
Ее яд годами остается активным и не имеет противоядия. Попадая в царапины и порезы кожи человека в количестве 0,001 мг, он приводит к смертельному исходу из-за нервно-мышечного паралича сердца.
Пожалуй эта лягушка самое ядовитое животное на Земле. Даже яд кураре в 30 раз менее активен (яд гремучей змеи).
Один из сильнейших растительных ядов – аконитин содержится в ядовитых лютиках и других растениях. Смертельная доза для человека 2,5мг. Анчар о котором писал Пушкин – тропическое южноазиатское дерево из семейства тутовых, выделяющее ядовитый млечный сок.
В красном мухоморе находится яд мускарин.
Бледная поганка содержит два яда: аманитоксин, вирозин.
Яды являются кольцевыми пептидами, т.е. состоят из аминокислот и выдерживают нагревание до 200оС. Отравление бледной поганкой приводит к смерти. Удивительно, что вместе с этим бледная поганка является «складом» многих витаминов и полезных аминокислот: триптофана, глутаминовой кислоты, аргинина, лизина.
Так вот сегодня мы поговорим об этих интересных органических веществах. С одной стороны являющимися кирпичиками жизни, а с другой сильными ядами.
Таким образом аминокислоты строят белки. А жизнь есть форма существования белковых тел.
Итак – аминокислоты, что это за вещества.

III. Вопрос-загадка

Почему.

  • уксусная кислота + лакмус – красная
  • метил амин + лакмус – синий
  • аминоуксусная кислота – фиолетовый.

Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока.

IV. Работаем в режиме взаимопередачи тем

  1. Прочитать текст (Приложение 1)
  2. Ответить на вопросы I и II уровня и попытаться ответить на вопросы III уровня.
  3. Обсудить результаты работы с соседом по парте, с которым работаете в паре.
  4. Поменяться вариантами текстов и ответить на вопросы противоположного варианта.

V. Первичная проверка понимания (Презентация)

1) Выбрать общую формулу аминокислот

2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот

3) Назвать аминокислоту.

4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота.

5) Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями.

6) Почему аминокислоты относятся к полифункциональным соединениям.

7) Какие аминокислоты называются незаменимыми. Почему. Приведите примеры.

VI. Итак переходим к тесту (Приложение 2)

I в. (6 ответов)

1 а, б
2 а
3 б
4 б
5 в

II в. (6 ответов)

1 б, г
2 а
3 а
4 б
5 а

«6» – 5       «5» – 4               «4» – 3

VII. Подведение итогов

  • Итак, почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил.
  • Почему на доске девиз урока взято стихотворение.
  • Почему аминокислоты можно называть веществами и для жизни и для смерти.
  • В чем смысл картинки которая  на слайде

VIII. Домашнее задание:

§ 40.3  упр 1, 2               «3»
упр 1, 2 + 6                     «4»
упр 1, 2, 6 + 10               «5»

Сигналы (при выходе):

– Спасибо за урок!