Повторение изученного по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


Цели этого урока:

  • повторить, обобщить полученные знания по данной теме, подготовиться к диктанту,
  • опознавать местоимения и  правильно употреблять в речи (устной и письменной);
  • правильно писать местоимения;
  • совершенствовать способность выразительного использования в речи имен и местоимений в составе фразеологизмов.

Задачи:

1. Обучающие:

Обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Научить находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Научить отличать местоимения от союзов. Распознавать приставки не, ни в отрицательных местоимениях. Обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил. Расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, речь, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. Воспитательные:

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку. Воспитывать в детях доброжелательность.

4. Коррекционная:

Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

  1. Орг. момент.
  2. В начале урока предлагаю ребятам отгадать ребус.

Начало урока направлено на мотивацию темы. Этот этап урока активизирует внимание учащихся, их мышление, логику, наблюдательность, обеспечивает более качественное повторение материала.1 слайд (по щелчку)

- Вы правильно назвали слово и определили тему нашего урока. Это урок обобщающего повторения. Сегодня мы с вами должны проверить ваши знания, умения, навыки, полученные при изучении этой темы.

3. Действительно, не учась и лаптя не сплетёшь. Предлагаю вам найти в пословицах местоимения и определить их разряд.  2 слайд     (по щелчку)

1) Всякому овощу своё время.

2) Своя земля и в горсти мила.

3) Это не ученье, а мученье.

4) Мелят день до вечера, а послушать нечего.

5) А где щи, тут и нас ищи.

6)  Всё хорошо, что хорошо кончается.

  • Объясните значение пословиц.
  • Запомните понравившиеся вам пословицы.

Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, памяти, устной речи, внимания.

  4. Подберите наибольшее количество фразеологизмов, включающих местоимения каждого разряда (в любом роде, числе и падеже). Например: личное (только его и видели); возвратное (постоять за себя); притяжательное (своим умом жить); указательное (не без этого); неопределённое (каким-то чудом); отрицательное (ничего подобного).

Если у ребят возникают трудности, то предлагаю им воспользоваться фразеологическим словарём.  3 слайд  (по щелчку)

В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, способность выразительного использования в речи фразеологизмов.

5. Составьте предложения с указанными ниже словами.

Например: В доме никого нет. – Ни у кого не было нужной мне книги. 4 слайд  (по щелчку)

Некого     –  не у кого

никого     –  ни у кого

нечем      –  не за чем

кое-кому –  кое у кого

ничему    –  ни к чему

никем       –  ни с кем

не кем      –  не с кем

ничто       –  ни за что

нечто       –  не за что

Это задание требует от каждо­го ученика и воспроизведения теоретического материала, и сопос­тавления, сравнения учебного материала  и  обобщения  его.  Это способствует отработке навыка аналитического мышления и  сис­тематизации знаний учащихся.

6. В приведённых ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями.

5 слайд  (по щелчку)

1. Целый вечер мы украшали ёлку.

2. По краю скамейки полз неизвестный жучок.

3.Теперь уже любой ученик нашего класса решит такую задачу.

4. Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть.

5. Ни акварельной, ни масляной краски у нас не было.

6. Ни дождь, ни буря нас не остановят.

Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов.

7. Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их.

6 слайд  (по щелчку)

1. Гусь среди их был самый старый и степенный.

2.  Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

3. Я укорял меня за невнимательность.

4. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

5. Мы с ими давно дружим.

6. Они ждали него.

Учащиеся исправляли ошибки, допущенные в предложениях. Такое задание развивает у ребят орфографическую зоркость, логическое мышление.

8. Составьте предложения с указанными словами.   7 слайд  (по щелчку)

Потому   – по тому

затем      – за тем

поэтому – по этому

также      – так же

  • Почему различно написание этих слов?

В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность; обогащается словарный запас учащихся.

9. В конце урока предлагаю ребятам вопросы-шутки: 8 слайд  (по щелчку)

1) Какое местоимение можно записать одной буквой?

2) Какие два местоимения мешают автотранспорту?

3) Какие три местоимения самые чистые?

4) Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?

5)  Какой газ отрицает личное местоимение?

В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления.

10. Подведение итогов.

  • Итак, сегодня на уроке мы убедились, что вы научились находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать.
  • Интересно ли было вам на уроке?
  • Какие его этапы вам понравились?
  • Какой вывод вы сделали для себя сегодня?

11.  Домашнее задание: упр. 451. диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Местоимение».

Презентация