Экранный медиатекст как одна из форм работы с дошкольниками в нравственном воспитании (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В своей работе для достижения целей и задач по нравственному воспитанию, я активно использую следующую форму работы как экранный медиатекст. Медиатекст – это сообщение, изложение в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, фильмы художественные и документальные, мультфильмы и др.).

Работая с медиатекстом ребенок учится думать, анализировать и высказывать свои суждения. Медиатекст позволяет развивать креативность детей. Когда перед детьми ставится следующие задачи:
– изменить конец сюжета;
– предположить чем закончится сюжет;
– придумать свою историю, сказку;
– дать название медиатексту;
– сделать иллюстрации;
– подобрать пословицу или поговорку при анализе поступка, поведения героя.

В ходе бесед дети усваивают нравственные понятия: “трудолюбие, честный, справедливый” и их противоположности: “ленивый, нечестный, несправедливый” и т.д. Вместе оценивая конкретные ситуации, поступки дети пробуют перенести их в реальную жизнь. Дошкольники учатся объективно и аргументировано оценивать поведение героев. Этот опыт ляжет в основу умения оценивать поступки сверстников и собственные действия.

Большое значение в беседах имеют вопросы, которые задаются педагогом. Вопросы должны заранее продумываться, могут изменяться в ходе беседы. Главная задача вопросов – выяснить понимание детьми нравственной проблемы и дать возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию медиатекста и свое понимание сюжета.

В беседе важно сохранить интерес детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение. Вопросы должны заранее продумываться, могут изменяться в ходе беседы. Опираясь на высказывания детей, я подвожу итог, который максимально приближен к уровню детского понимания образа, ситуации, поступка. Осмысление нравственной стороны жизненного явления способствует сопоставлению понятий “добро – зло”, то есть сравнение поведения положительного героя с поведением отрицательного.

В беседах после просмотра мультфильмов, сказок детям легче освоить нормы и правила нравственного поведения. Дети убеждаются в необходимости таких норм, учатся в жизненных явлениях выделять нравственную сторону, осмысливают собственный образ Я. В ходе беседы дети, могут увидеть внутренний мир героя, его переживания и мотивы поведения. Яркие образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Из всех видов медиатекста дошкольники предпочитают мультипликацию. Нереалистические герои и персонажи, вымышленные, необычные больше привлекают внимание детей. Среди анимационных героев детям больше нравятся те, которые обладают выразительной внешностью и ярко выраженным характером . Для просмотра и обсуждения, я использую советские мультфильмы, например: “Зеркальце”– о девочке хвастунишке; “Жила была пчелка”– о трудолюбивой пчелке и дружной семье ; “Лень” – о том как Мишка подружился с ленью ; “Подарок для самого слабого”– внимательное отношение друг к другу и другие.

Приложение 1. Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей 5 лет (с использованием медиатехник).

Возраст детей 5 лет (старшая группа).

Педагог: Трефилова Зиля Хафизовна

Воспитатель I квалификационной категории

г. Пермь МДОУ “Детский сад №77”.

Цель. Расширение знаний о сверстниках, закрепление правил доброжелательного отношения к сверстникам, формирование понятий “дружба, друг”. Понимание дружеских отношений.

Задачи.

  1. Образовательные: раскрыть понятия добра и зла, через поступки и действия героев мультфильма.
    Подвести к пониманию, что быть другом, значит помогать друг другу, когда это необходимо, выручать в сложных ситуациях.
    Учить способам доброжелательного взаимодействия друг с другом: улыбнуться, пожать руку, слушать внимательно друг друга.
  2. Воспитательные: создавать условия для воспитания внимания к состоянию другого человека, желание совершать хорошие поступки.
  3. Развивающие: развивать зрительную память, формировать предпосылки логического мышления на основе анализа и сопоставления поступков, действий героев и складывающихся событий с помощью медиатекста.

Материал и оборудование.
Аудиозаписи песен: “Дружба начинается с улыбки” (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Мультфильм “Приключения поросенка Фунтика”.

Предварительная работа.
Просмотр мультфильмов. Выучить стихотворение “Дружат все на белом свете”. Чтение художественной литературы о дружбе, о взаимоотношениях детей.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы пришли в киносалон “Премьер” посмотреть мультфильм и побеседовать.
Давайте послушаем песню, и вы сразу догадаетесь, о чем будем говорить.
Молодцы, ребята с чего начинается дружба (с улыбки). Мы с вами тоже друзья.
Давайте подарим, друг другу улыбку, посмотрите на соседа справа и слева и улыбнитесь. Все подарили улыбку? (Да.).
Ребята, а что такое дружба? А у вас есть друзья? Почему ты дружишь с ним?
Сейчас мы посмотрим мультфильм. Смотрите внимательно, потом нужно будет ответить на вопросы.
Вопросы после просмотра мультфильма “Приключения поросенка Фунтика”.
Каких героев вы запомнили? (По мере ответа детей выставляются картинки героев.)
Кто вам из героев понравился? Почему?
Среди этих героев есть друзья? Кто?
Как вы догадались, что они друзья?
Ребята мы вспомнили не о всех героях. Кого мы забыли? (Белладонна, сыщики, выставляются картинки.)
У Белладонны есть друзья? Почему?
Белладонна любит Фунтика? Может все таки они друзья?
Почему Белладонна не может подружиться?
Вы хотите дружить с Белладонной? Почему?
Вывод. Ребята вы хотите чтоб у вас было много друзей ? Что нового вы узнали о дружбе? Что вам понравилось из нашей встречи?
Игра “Солнышко”
Ребята наша дружба, как солнышко – светит, греет нас, протягивает нам лучики свои. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и тихонько пожмем друг другу руки. И передадим свое тепло и дружеское отношение. Я очень рада, нашей встрече.