Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста в условиях групп кратковременного пребывания

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Вы страха видели глаза?
В них горькая живет слеза,
В них ужас и кошмар сидят
И злобу на людей таят.
Куда бы спрятаться от них,
Нет ничего страшнее их!
Ты в них с улыбкой посмотри
И носовым платком протри.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игры с целью коррекции страхов и тревожности у детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, И.П.Воропаева, Н.П.Еренкова, О.А.Карабанова и другие). Накопленные знания позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей – дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому тема коррекции детских страхов актуальна в наши дни и заслуживает внимания.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.

Страхи и тревожность детей дошкольного возраста – это очень увлекательная для нас, взрослых, тема. Я погрузилась в изучение данной проблемы, будучи студенткой МИОО. Исследования проводила, работая воспитателем старшей группы. Потом, после защиты диплома по данной теме, работая в должности социального педагога, я имела возможность усовершенствовать свою программу по снижению страхов и тревожности. По моему опыту наилучший вариант – это совместная работа педагога-психолога и социального педагога, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож. И, прежде всего – это социальная адаптация ребенка-дошкольника и профилактика школьной дезадаптации. Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития и это позволяет наиболее четко и своевременно выявить возникающие проблемы.

Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога в условиях ГКП (групп кратковременного пребывания)? Необходимо учитывать то, что ГКП – это, как правило, разновозрастные группы; кроме того – в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия надо планировать таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться. Ну и конечно – включение родителей в систему работы для проведения аналогичных элементов игровых занятий в домашних условиях.

А теперь собственно о коррекции страхов. Коррекционная программа, над которой я начала работать, будучи студенткой МИОО, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с повышенным количеством страхов и высоким уровнем тревожности и составлена из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой, Е.В.Куличковской и О.В.Степановой.

Цель программы – профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка.

В качестве методик исследования я использовала:

– наблюдения за игровой деятельностью;
– методика “Опасения и страхи у детей” А.И.Захарова;
– методика “Страхи в домиках” модификация М.А.Панфиловой;
– тест тревожности Тэммла, Дорки и Амена.

Результаты исследований, проведенных до начала коррекционных занятий показывают, что ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти; сказочных персонажей; стихии – бури, наводнения, землетрясения; огня, пожара, войны; болезни. Эти страхи наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста и имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде.

Дошкольникам, имеющим большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями, как правило, характерен высокий уровень тревожности. Игровые занятия с детьми позволяют снизить высокий уровень тревожность до среднего показателя. При взаимодействии с психологом школы (в рамках преемственности), в которую поступили дети, участвовавшие в программе и имевшие прежде повышенный уровень тревожности выяснилось, что в результате проведенных коррекционных занятий адаптационный к школе период у этих детей практически не отличался по продолжительности от адаптационного периода у детей с низким и средним показателем уровня тревожности.

Техники, используемые в работе: драмтерапия, музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия. Кроме того можно использовать игры с водой и песком.

Особое место в игровой деятельности детей, испытывающих различные страхи, занимает сюжетно-ролевая игра, т.к. она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чаще бывают воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

Чтобы научить детей – следует научиться самому взрослому. Поэтому я хочу не только рассказать о результатах своей работы, но и познакомить с играми, которые так необходимы нашим детям:

– У каждого из нас – будь то взрослый или ребенок есть свой страх, о котором мы знаем, а может нет, а может просто боимся самим себе признаться… Я предлагаю представить свои страхи как живое существо…

1. Упражнение “Чудовищная загадка”

Слушаем и рисуем:

Живет в пещере чудовище
Хранит в лапах сокровище
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Блестящи его усищи!
……………………………………………………………
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.

Подводим итог: Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

2. Упражнение “Парикмахерская”

А теперь представьте себе, что страшное существо, которое вы нарисовали – девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и пр.

Задание: Вам предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою девушку как можно лучше.

Подводим итог: Подводим к пониманию того, что, несмотря на внешний вид, это может быть вполне доброе и безобидное существо.

3. Упражнение “Расскажи сказку”

Работа в подгруппах (5-6 человек).

– Задание: Вот говорят, Баба Яга злая, страшная, но она не всегда такая, Я очень люблю слушать старые сказки по-новому, пусть там злые герои станут добрыми…

Задание: “Расскажи сказку, сделав Бабу Ягу хорошей…”. Вам предлагается рассказать сказку по заранее подготовленным картинкам, сделав образ Бабы Яги светлым.

4. Приручаем свой страх

Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул:“Ах!”
Совсем наоборот!
Я крикнул: “Ха!” – и мигом Страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово “Ах!”
Я позабыл с тех пор.

– Участникам предлагается взять черную бумагу, нарисовать свой страх и потом вырвать его из темноты. Далее, сажаем (приклеиваем) свои страхи на заранее приготовленную веревку, нитку.

Подводим итог: Теперь мы можем управлять своими страхами – можем их дергать, вести за собой, посадить, привязать куда захотим. Можем поместить их в саквояж для страхов… То есть победить их.

5. Релаксация “Избавление от тревог”

Цель: снятие тревоги, беспокойства.

Звучит спокойная, тихая музыка.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищаюшим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!