Экспериментальные индивидуальные задания по физике в 7-м классе

Разделы: Физика


Тема урока

Задание

Оборудование

Измерение физических величин

– Измерьте длину, ширину, высоту бруска с учетом погрешности измерений и определите объём бруска.

– определите цену деления, верхний предел и объём воды в мензурке с учетом погрешности измерений

– брусок

– термометр, мензурка с водой

Строение вещества.

– В мензурку с водой бросьте крупинку марганцовки, перемешайте воду, перелейте 20 мл подкрашенной воды в сосуд с чистой водой. Сравните окраску воды в мензурке и в сосуде, объясните наблюдаемое явление

– в мензурку налейте воды и измерьте объем, затем опустите 4-5 кусочков сахара, опять измерьте объем воды с сахаром, растворите сахар, перемешивая воду, и опять измерьте объем сладкой воды. Объясните наблюдаемое явление.

– Мензурка и сосуд с водой, марганцовка

– мензурка с водой, 4-5 кусочков сахара

Взаимодействие молекул

– возьмите 2 куска пластилина, соедините их. Разломите кусок мела пополам, соедините половинки. Сделайте выводы из опытов.

– возьмите мяч, нажмите на него пальцем и отпустите. Что произошло? Объясните результат опыта.

– растяните полоску резины. Что произошло? Объясните результат опыта.

– Куски мела, пластилина.

– мяч

– полоска резины

Агрегатные состояния вещества.

Возьмите широкий сосуд с водой, переверните стакан вверх дном на поверхность воды и медленно погружайте стакан в воду. Что произошло? Попытайтесь изменить объем деревянного бруска. Сравните результаты опытов. Деревянный брусок, широкий сосуд с водой, стакан

Механическое движение.

– Возьмите машину, приведите её в движение. Относительно каких тел она находится в движении? Относительно каких тел она находится в покое? Какой вид движения совершает машина? Какую траекторию описывает машина? Какую траекторию описывает ось колеса при движении машины? Какую траекторию описывает точка на ободе колеса?

– Толкните машину по поверхности стола, после остановки машины определите среднюю скорость её движения

– Детская игрушка в виде машины

– машина, линейка, секундомер

Инерция

– На тележку поставьте брусок. Что произойдет, если тележка наткнется на препятствие?

– На тележку поставьте брусок. Привяжите к тележке нить. Дерните резко за нить. Что произошло с бруском? Сравните результаты опытов.

– Тележка, деревянный брусок, нить, препятствие (например, гиря 2 кг)

Взаимодействие тел.

– возьмите 2 тележки, на одну из них поставьте гирю, приведите тела в взаимодействие. Одинаковый ли путь проехали тележки после соударения? Какая тележка оказалась инертнее?

– к 2 телам прикрепите нить одинаковой длины и закрепите в лапке штатива, приведите тела во взаимодействие. Какое тело инертнее? Сравните массы тел.

– 2 тележки, гиря

– 2 тела разной массы, нить, штатив с лапкой и муфтой

Измерение размеров малых тел.

– Определите толщину одной страницы учебника по физике

– определите толщину проволоки

– линейка

– линейка, карандаш

Масса тела.

Определите массу одной капли воды Сосуд с водой, пипетка, весы с разновесами, стакан

Определение объема тела неправильной формы.

Определите объем 2 тел неправильной формы в мл, см3, м3 Болт, гайка, мензурка

Плотность вещества.

– Определите плотность деревянного бруска

– определите плотность болта.

– линейка, весы с разновесами

– мензурка, весы с разновесами

Определение массы тела по его плотности.

определите массу фарфорового ролика мензурка с водой, таблица плотностей твердых тел

Сила упругости.

Прикрепите к концу резиновой нити по очереди 2 тела, наблюдайте за деформацией резины. Под действием какой силы это произошло? Почему грузы не достигли пола? В каком случае возникла большая сила? 2 тела разной массы, резиновый жгут

Связь между силой тяжести и массой тела. Вес.

Определите силу тяжести и вес деревянного бруска. Весы с разновесами, деревянный брусок.

Динамометр.

– Найдите силу тяжести, действующую на груз, вычислите массу тела и сравните её с массой, измеренной с помощью весов.

– Прикрепите к крючку динамометра брусок. С какой силой вы будете равномерно тянуть брусок по столу? С какой силой пришлось бы равномерно поднимать брусок вверх?

– Динамометр, весы с разновесами, груз на нити.

– динамометр, брусок

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

На тело по одной прямой действуют 2 силы – 2Н и 3Н. Может ли равнодействующая этих сил быть 1Н, 2Н, 5Н? Докажите выбранный ответ экспериментально. Набор грузов по механике, демонстрационный динамометр.

Сила трения.

– Определите силу трения скольжения при равномерном движении бруска по столу. От каких величин зависит сила трения?

– Сравните силы трения при движении 2 брусков в двух случаях, если эти бруски поставлены один на другой или один брусок прикреплен к другому.

Динамометр, брусок, набор грузов по механике

– динамометр, 2 бруска.

Силы взаимодействия молекул.

– Капните на стеклянную пластину по 2-3 капли воды, масла. Сделайте вывод о смачивании данными веществами стекла и объясните результаты опытов.

– Капните на пластину из пластилина по 2-3 капли воды, масла. Сделайте вывод о смачивании данными веществами пластилин и объясните результаты опытов.

– пипетка, сосуды с водой и маслом, пластина из стекла.

– пипетка, сосуды с водой и маслом, пластина из стекла, покрытая пластилином.

Давление твердых тел.

– Вычислите давление бруска, когда он опирается широкой гранью.

– Вычислите максимальное давление, которое может производить брусок на стол.

– Докажите экспериментально, что давление стального бруска на стол уменьшится, если под него подложить кусок фанеры.

– брусок, динамометр, линейка.

– брусок, динамометр, линейка.

– стальной брусок, динамометр, линейка, прямоугольный лист фанеры.

Давление газа. Закон Паскаля.

Возьмите шарообразную оболочку воздушного детского шара и надуйте её. Объясните наблюдаемое явление. – воздушный детский шарик

Давление жидкости.

– Вычислите давление воды на дно стакана.

– Опустите в стакан с водой металлический шар на нити. Сравните давления воды на дно стакана до и после опускания шара.

– Сравните давление воды на дно пробирки при вертикальном и наклонном положении её.

– В широком сосуде с водой, установите стеклянную пластину. Определите давление воды, оказываемое на пластину снизу.

– Стакан с водой, линейка.

– Стакан с водой, линейка, металлический шар на нити

– Пробирка с водой, линейка, штатив с лапкой и муфтой для удобного расположения пробирки.

– Широкий сосуд с водой, стеклянная пластина на нити, закрепленная с помощью пластилина, штатив с муфтой и лапкой.

Сообщающие сосуды.

Соедините две стеклянные трубки с помощью резиновой трубки и наполните их водой. Поднимая, опуская, наклоняя одну из стеклянных трубок относительно другой, пронаблюдайте за положением свободной поверхности воды в них. Сделайте вывод. Две стеклянные трубки, резиновая трубка для соединения, сосуд с водой.

Атмосферное давление.

Сравните атмосферное давление на первом и последнем этажах школы. Объясните полученный результат. Барометр-анероид.

Архимедова сила.

– Куску пластилина придайте форму сначала шарика, затем, куба, я потом цилиндра. Опуская в воду каждую фигурку, определите действующую на неё выталкивающую силу. Сделайте вывод.

– Сравните выталкивающую силу, действующую на тело, погружая его на разную глубину в сосуде с водой.

– Определите архимедову силу, действующую на тело, опущенное в мензурку с водой.

– Определите объём груза.

– Кусок пластилина, нить, динамометр, сосуд с водой.

– Тело на нити, динамометр, сосуд с водой.

– Тело на нити, мензурка с водой.

Стакан с водой, динамометр, груз на нити.

Условие плавание тел.

Выясните условие плавания тел. 3 формы из-под киндер-сюрприза, винты, гайки, болты для наполнения формы, весы с разновесами.

Механическая работа.

Вычислите механическую работу по поднятию груза на выбранную высоту. Динамометр, груз на нити, линейка.

Простые механизмы.

– определите массу неизвестного тела.

 

– Проверьте на опыте, дает или нет неподвижный блок выигрыш в силе.

– Соберите установку из блоков, дающая выигрыш в силе. Вычислите этот выигрыш.

– Определите выигрыш в силе, который можно получить, используя наклонную плоскость.

– Рычаг, линейка, гирька 10 г с проволочной петлей, тело неизвестной массы.

– Блок, груз на нити, штатив с лапкой и муфтой, динамометр.

– Штатив с лапкой и муфтой, 2 блока, динамометр, набор грузов по механике.

– Наклонная плоскость, линейка

КПД

Определите КПД наклонной плоскости. Наклонная плоскость, динамометр, брусок, линейка.

Энергия.

Определите потенциальную энергию бруска, находящегося на столе, относительно уровня пола. Брусок, линейка.

Использованная литература:

  1. А.В.Перышкин “Физика-7”, М., Дрофа, 2008.
  2. А.В.Чеботарева Самостоятельные работы учащихся пот физике”, М.,Просвещение,1985.