Автоматизация звука [х] через формирование семантического поля. Занятие для детей с ОНР подготовительной группы

Разделы: Логопедия


Цели:

1. Развитие валентности слов и формирование на этой основе семантического поля слова «хомяк».

2. Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, развитие общей моторики.

3. Автоматизация звука «Х» в слогах,  словах, предложениях.

Задачи:

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • карточка-схема артикуляции звука Х;
  • индивидуальные зеркала;
  • загадки, стихотворения;
  • рабочие тетради, ручки, простые карандаши;

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

2.1 Образец нормированной речи:

-На улице бывает холодно и у нас мерзнут руки. А как мы можем их погреть? Сделайте руки лодочкой и подышите на них. С вашим выдохом разлетелся по комнате звук «Х».

-Послушайте, как он звучит в моем стихе:

На холме среди лесов есть семейка хомяков.

Младший Хомка был малыш

От земли не отличишь.

Но себя считал лишь он

Настоящим силачом.

Рано выбегал на двор

И на хлебное поле шел.

 Шел, шел, шел и в яму бух.

Ух. Захватывает дух!

Испугался Хомка так,

Что не вылезет никак. 

Тут на камень он забрался

И снаружи оказался.

 Повторное чтение.

Дети  поднимают руки, когда слышат слова со звуком «Х».

- Назовите слова со звуком «Х».

2.2. Артикуляционная  гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

Дыхательная гимнастика:

а) вдох через нос, выдох через рот;

б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;

 2.3  Массаж лица.

Вот он начал отряхаться

 И лапкой умываться

Поглаживание от середины лба к вискам;

От бровей к волосяной части головы;

По линии лба через все лицо к шее;

От мочек ушей к крыльям носа;

По верхней губе от углов рта к середине.

2.4  Мимические упражнения:

Вдруг увидел он ежа

Весь в иголках: «Вот беда!»

К удивленью хомячка

Побежал он не туда

Хомка   во поле пошел,

Хлебный  колосок нашел.

И  на радостях с собой

Потащил его домой.

(Показываются карточки с мимикой лица)

2.5. Упражнения для губ и языка:

Съел он вкусный колосок

И решил вздремнуть часок.

 (Позевывание)

3. Работа по теме

1.Акустико – артикуляционная характеристика звука «Х» по схеме.

2.Развитие фонематического восприятия:

А Х М Л Х Н Р О Х У Э Х Д Ш Ы Х

(поднять руку на звук «Х»)

3.Найдите звук «Х» в окружающих вас предметах.

4.Связь звука с буквой.

-Сейчас напомним хомяку как пишется буква «Х».

Рядом два столба стояли

Друг на друга вдруг упали.

(дети печатают букву в тетради)

3.Чтение слогов и слов с буквой «Х».

ха     ах     сох    мах

хо    ох      мох   махать

ху    ух     бах     муха

хы  ых      сух     хатка

хэ    эх

4.Физкультминутка.

Хомка,  Хомка, хомячок-

Полосатенький  бочок

Хомка раненько встает,

Чистит лапки. Воду пьет,

Прибирает хомка хатку

И выходит на зарядку

1,2,3,4,5- хочет Хомка сильным стать.

 (Выполняют имитирующие движения).

5.Автоматизация звука «Х» через формирование семантического поля.

-Делает Хомка зарядку, а вокруг него собираются слова- друзья.  Давайте назовем эти слова.

а) В центре картинка хомяка, вокруг хомяка круги- пиктограммы.

Берется зеленый круг, обозначающий  действия предмета.

- Какой вопрос обозначает эта пиктограмма?

(Что делает?)

-Какие слова встанут в этот круг?

(Слова – названия действий)

- Что хомяк может делать?

(стоять, бегать, рыть, подняться, остановиться, лазать, забираться, оглядеться, прислушиваться, грызть).

Повторение слов- глаголов

б) Берется второй круг- красный.

- Какой вопрос обозначает эта пиктограмма?

(Какой?)

- Какие слова встанут в этот круг?

 (Слова- признаки: маленький, серенький, мягкий, быстрый, ловкий, шустрый) Повторение слов-прилагательных.

в) Берется третий круг - синий, и ставятся пиктограммы- названия предметов.

- Какие слова обозначает эта пиктограмма?

(Слова – предметы)

- Давайте назовем эти слова.

- Где живет хомяк? (В норе)

- Чем питается?   (Зерном)

- Кого боится?    (Лисы)

Вот и собрались слова – друзья вокруг хомяка

г) Игра со словами.

- Теперь хомяк  поиграет с этими словами:

- Слово «лезет» подошло к хомяку

- Какое предложение получится?  ( Хомяк лезет)

- Как по- другому можно сказать?   (Хомяк залез, хомяк вылез)

- Теперь составим предложения, используя предлоги «В» , «ИЗ»  и слово –название «нора».

(Хомяк залез в нору.  Хомяк вылез из норы)

д) Анализ первого предложения:

- Сколько слов в предложении?  (Четыре)

- Назови 1-ое, 2-ое, 3-е, 4-ое слово.

- Нарисуй схему предложения. Прочитай предложение по схеме.

6. Итог занятия.

- Наигрался хомячок, набрался сил и убежал домой.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

 Все были молодцы.