Алюминий: положение в периодической системе химических элементов, строение атома, физические и химические свойства

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательные: обобщить сведения о металлах, их химических свойствах; рассмотреть положение алюминия в периодической таблице химических элементов, его строение атома, физические и химические свойства через работу в парах с консультантами; закрепить материал в выполнении упражнений в парах с консультантами
  • Воспитательные: воспитание объективности, ответственности, умения правильно оценить работу товарища
  • Развивающие: развивать чувство взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности; а так же познавательную деятельность учащихся через работу в парах с консультантами

Оборудование:

  • Учебник;
  • План работы;
  • Задание для работы с консультантами;
  • Тест с взаимопроверкой и взаимооценкой;
  • Оборудование для проведения эксперимента: раствор соляной кислоты, раствор щелочи, алюминий.

План:

  1. Организационный момент урока:
    1. Ввод в урок;
    2. План работы на уроке.
  2. Что мы знаем про алюминий.
  3. Алюминий: физические свойства, нахождение в природе:
    1. Работа в парах с консультантами;
    2. Закрепление.
  4. Проверочный тест с взаимопроверкой и взаимооценкой.
  5. Химические свойства алюминия:
    1. Амфотерность алюминия. Проведение эксперимента в парах с консультантами;
    2. Решение химических уравнений в парах с консультантами.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Ввод в урок:

    Из глины я обыкновенной,
    Но я на редкость современный,
    Я не боюсь электротока,
    Бесстрашно в воздухе лечу;
    Служу на кухне я без срока –
    Мне все задачи по плечу.
    Горжусь своим я именем:
    Зовусь я …. (алюминием).

  2. Сообщается тема урока, цели
  3. Знакомство с планом работы на уроке (приложение 2)
  4. В течение всего урока проводится работа по накоплению фишек:
    «5» – не менее 5 фишек;
    «4» – 3-4 фишки.

II. Устный журнал «Что мы знаем про алюминий».

1. Сообщение учителя (приложение 1):

  • Алюминий – это еще один «лидер» среди всех элементов Земли. Алюминия в земной коре почти 8%, его опережают по распространенности только кислород и кремний.
  • Название алюминия происходит от латинского слова «алюмен» – квасцы. Эту соль люди задолго до нашей эры начали использовать, сначала в качестве протравы при крашении тканей, а потом и в медицине как кровоостанавливающее средство. Однако получить этот металл удалось сравнительно недавно, меньше 200 лет назад.
  • Первым металлический алюминий выделил в 1825 году датский физик Ханс Кристиан Эрстет, пропустив газообразный хлор через слой раскаленного оксида алюминия, смешанного с углем. Чтобы восстановить металлический алюминий, Эрстеду понадобилось обработать хлорид алюминия амальгамой калия (жидким сплавом калия со ртутью).
  • Через 2 года немецкий химик Фридрих Велер усовершенствовал метод получения алюминия, заменив амальгаму калия чистым металлическим калием.
  • Понадобилось еще 30 лет, чтобы появился электролитический способ получения алюминия. Его разработали независимо друг от друга немецкий химик Роберт Вильгельм Бунзен и французский ученый Анри Этьенн Сент-Клер Девилль.
  • На Парижской Всемирной выставке 1855 года уже демонстрировался большой слиток страшно дорогого алюминия – «серебра из глины», полученный электролизом расплава смеси хлорида алюминия и хлорида натрия.
  • Однако в массовом масштабе получать алюминий стало возможным после 1886 года, благодаря усилиям молодого американца Чарльза Мартина Холла и французского химика Поля Эру.
  • Один из немногих энтузиастов использования серебристого металла Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта) задумал было снабдить солдат французской армии нагрудниками и касками из алюминия. Лаборатории Сент-Клер Девилля были выделены немалые средства, но металл был еще таким дорогим, что каски достались только солдатам личной охраны принца.

2. Устная работа с учащимися. За правильные ответы выдаются фишки.

Вопросы:

  • Положение алюминия в периодической таблице химических элементов (порядковый номер, номер периода, номер ряда, группа и подгруппа).
  • Состав атома, ядра атома (зарисовать на доске).
  • Степени окисления алюминия: на доске заполнить схему Al —> Al.
  • Определить степени окисления элементов в следующих соединениях (приложение 2; задание 1 для работы с консультантами).

III. Работа в парах с консультантами.

1. Используя материал учебника, выполнить задание 2 в карточке (приложение 2). Используя материал учебника, выполнить задание 3 в карточке (приложение 2).

2. Закрепление изученного материала в виде игры с фишками.

Вопросы:

  • Порядковый номер;
  • Номер и вид периода;
  • Группа и подгруппа;
  • Номер и вид ряда;
  • Степень окисления;
  • Формула высшего оксида;
  • Количество валентных электронов;
  • Заряд ядра;
  • Количество энергетических уровней;
  • Химическая связь;
  • Агрегатное состояние;
  • Кристаллическая решетка;
  • Температура плавления;
  • Плотность;
  • Химическая формула гидроксида;
  • Нахождение в природе.

IV. Проверочный тест на 2 варианта.

(приложение 2)

Время выполнения не более 5 минут.

Взаимопроверка и взаимооценка.

Критерии оценивания (на доске).

V. Химические свойства алюминия.

  1. Выявление свойств алюминия, общих с другими металлами:
    • Страница 128 в учебнике (схема), устно.
    • Вывод.
  2. Особенности в химических свойствах алюминия:
    • Проведение лабораторного опыта: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и со щелочью. Оформление проведенного опыта, формулирование вывода об амфотерности алюминия.
    • Работа учащихся в парах с консультантами с рабочим листком (приложение 2), все уравнения проверяются у учителя – задание 4.
    • Для тех пар учащихся, которые успели выполнить работу раньше, оставшееся время на выполнение домашнего задания.

VI. Домашнее задание.

  1. Для консультантов (по желанию) – стр. 130 вопрос 5.
  2. Для подшефных – на доске:

VII. Подведение итогов работы, выставление оценок за работу на уроке.