Повторение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (692 кБ)


Цель урока: повторение орфограммы правописание Н и НН в причастиях, правописание суффиксов причастий и повторение пунктограммы «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; развитие мышления и внимания.

ХОД УРОКА

1. Разминка

Исправить ошибки в смысле высказывания, найти причастие, объяснить правописание  суффикса, объяснить пунктограмму.  (Слайд 2)

Человек, не закаляющийся с детских лет, всегда бодр и здоров.

2. Повторение теоретических сведений о причастии (слайды 3-11) 

3. Индивидуальная работа – 2 ученика у доски.

Вставить пропущенные буквы, доказать их постановку.

Думающий –
Рисующий –
Управляемый –

Бегающий –
Желтеющий –
Умножаемый –

4. Цифровой диктант с проверкой

А)  (Слайды 12-15 )

-ущ-   -ющ- -ащ-  -ящ-
                                                                                                     
                                                 
   
   

1. Умира..ие 
2. Бодр..ий 
3. Распуска..щаяся 
4. Сверка..ий
5. Улыба..ееся 6.стро.ийся дом,
7. Приближа..аяся

Проверка.

-ущ-   -ющ- -ащ-  -ящ-
                                                                                                     
                                                 
   
   

Вывод ученика о правописании суффиксов причастий -ущ-   -ющ-
-ащ-  -ящ-

Б) (Слайды 16-18)

ом-  -ем- -им-
                                                                                                     
                                                 
   
   

1. Рекоменду..мая
2. Сжига..мое
3. Умножа..мое
4. Вид..мый
5. Взвешива..ый.

Проверка.

ом-  -ем- -им-
                                                                                                     
                                                 
   
   

Вывод ученика о правописании суффиксов -ом-  -ем- -им-

5. Лингвистическая разминка

Учитель называет причастия. Если действительное, ученики должны подпрыгнуть. Если страдательное, ученики наклоняются вперёд.

Управляемый самолёт
Стелющиеся травы
Построенное здание
Изображённый чертёж
Дремлющие пассажиры
Тающий снег.

6. Рассказ ученицы об образовании причастий в английском языке

Распознавание предложений с причастиями.

Проверка.

7. Безошибочный диктант (слайды 19-25).

Рассказ предварительно подготовленного ученика о Мавсоле, Пифее и Сатире.

Редактирование текста.

Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Мавсол, не доверяющий персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

8. Орфографический разбор причастий

 Из вредных советов Г.Остера выписать причастия, объяснить  правописание.

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.
2) Незавязанные шнурки – предвестники разбитого носа.
3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.
4) Отлупивший девочку – дурак.
5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.
6) Наказанного – простят.
7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.
8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, – к мелким неприятностям.

9. Тестовая работа (по вариантам).

10. Подведение итогов урока

-Н-  и -НН-  в причастиях.
Правописание суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-, -ом-,  -ем-,  -им-.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

11. Домашнее задание

По выбору:

– сочинение-миниатюра «Зачем нужно изучать причастие?»
– материал для графического диктанта, «Третий лишний».

Тестовая работа по теме «Причастие»

7 класс

1. Расставьте в предложениях с причастными оборотами знаки препинания, докажите их постановку, составьте схему.

  1. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев. ____________________________________________________________
  2. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища. ____________________________________________________________
  3. На засеянном по весне поле появились первые всходы. _____________________________________________________________
  4. На окне все еще лежала забытая утром книга.  ______________________________________________________________

 2.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1, 2
  2. 2, 3
  3. 1, 2, 3
  4. 3, 4

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

  1. Люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  2. Стро..щийся дом, иголки кол..тся
  3. Крас..щие вещества, травы стел..тся
  4. Пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

  1. Дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
  2. Подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
  3. Та..щий снег, постро..ное здание
  4. Выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

5. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

  1. Подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
  2. Не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
  3. Нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
  4. Ути..ая охота, кова..ая лошадь

Тестовая работа по теме «Причастие»

7 класс

1. Расставьте в предложениях с причастными оборотами знаки препинания, докажите их постановку, составьте схему.

  1.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка. ________________________________________________________________
  2.  От травы скошенной утром шел пряный запах. ________________________________________________________________
  3.  И лишь увядшие цветы напоминали о  лете. ________________________________________________________________

2.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

В доме, построе(1)ом на краю стари(2)ого села, слышался смех балова(3)ых детей.

1. 1.
2. 1, 2, 3
3. 2, 3

3. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

  1. Ненавид..щие войну, мы не испорт..м
  2. Мягко стел..щий, разделяя..щий людей
  3. Та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
  4. Движ..мый ветром, окно занавеш..но