Экологическое образование и воспитание на уроках татарского языка и литературы

Разделы: Литература, Экология


Главная цель экологического образования сегодня – становление экологически культурной личности. Под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.

Экологическое образование и воспитание предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим миром и вместе с тем способствует совершенствованию внутреннего мира самого человека.Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование систем знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды.

Экологическое образование школьников становится высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Коллектив педагогов гимназии №7 принимает действенное участие в развитии экологического сознания учащихся. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из его содержания и специфики. Формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбирать экологически целесообразные стратегии деятельности и поведения- это задача всех педагогов.

На уроках татарского языка я стараюсь подбирать предложения для разбора о величии родного края, о красоте природы, о бережном отношении человека к животным и растениям. Темы изложений, в основном, выбираю о бережном отношении к животным, насекомым, растениям.

Традиционно использую в практике игровые методы. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда носит дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество детей, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования и воспитания.

С учениками старших классов провожу-конкурсы-аукционы. Они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, которые предлагаются участникам состязания, соревнующимся в лучшем знании экологической проблематики.

Учащиеся среднего звена любят игру «Человек и природа».Ведущий, от которого требуется соответствующая компетентность, объявляет задание и выставляет разыгрываемый приз.

Татарская литература традиционно была близка с миром природы. Описание природы в ней имеют разнообразное смысловое значение: пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению, имеет иносказательный смысл; является художественным символом; описание природы дается по контрасту с человеческой жизнью.

Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении, разрыв между образным и логическим его восприятием.

Через переживания автора или героя раскрывается и собственное величие природы, как это происходит в творчествах Ш.Камала, Х.Такташа, М.Джалиля, Г.Баширова.

Творчество Г.Зайнашевой проникнуто любовью к родному краю, родной земле («Татарстан- родная земля»)

С.Хаким в рассказе «Сын озера» призывает нас признатьВечность, считаться безграничностью мира и жизни, не позволяя портить святые отношения между человеком и природой.В уме маленького мальчика просыпается мысль о том, что нужно беречь реки и озера, леса. «Лес охраняет отец, озеро-я. Мы же помогаем друг другу. Скоро брат приедет из армии, тогда пусть попробуют сунуться». Мальчик имеет в виду браконьеров.

Э.Касымов в романе «Кама-океан внуков» с болью в душе пишет о загрязнении атмосферы воздуха, о нанесении вреда природе.

Экологическое образование и воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Проведение творческих сочинений, организация обмена впечатлений после экскурсий являются методическим приемом учителей литературы. Такие творческие работы, во-первых, помогают быть наблюдательными, во-вторых, положительно влияют на воспитание бережного отношения к природе.

Экскурсия в весенний лес. Перед экскурсией преподаватель напоминает ученикам задачи, на которые они должны обратить внимание. Учащиеся наблюдают за солнцем, облаками и небом, восхищаются красотой весеннего дня.

Чтобы оценить знания по экологии, ученикам предлагается написать сочинение. Предлагаются такие темы, как и «Красивый весенний день», « Весенний лес», «Лес-друг человека», «Один день весны», «Весенний день, оставшийся в памяти»