Логопедическое занятие в 4-м классе для детей ненецкой национальности "Дифференциация [c'-щ]"

Разделы: Логопедия


Цели.

1. Выработать умение правильно произносить и различать звуки, обозначая их на письме соответствующими буквами.

2. Выработать чёткую дифференциацию букв “С” и “Щ” с опорой на зрительно-моторную память.

3. Развивать фонематическое восприятие и навыки словообразования.

4. Работать над грамматическим строем речи.

5. Закрепить понятия левой и правой части тела.

Оборудование: Артикуляционные профили звуков [С’ – Щ], плакат с буквами “С” и “Щ”, карточки для самостоятельной работы, предметные картинки имеющие в своих названиях “С” и “Щ”, артикуляционные профили звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

- Посмотрите на доску и назовите предметы, имеющие в своём названии в звук [С’]: начале слова, конце слова, средине слова (приложение 1);

- Звук [Щ]: в начале слова, конце слова, средине слова (приложение 2).

- Артикуляционная гимнастика.

2. Основная часть занятия.

Дайте характеристику звуку [С’] - звук мягкий глухой согласный.

  • Особенности артикуляции: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.
  • Буква окрашена в зелёный цвет (приложение 3).

Дайте характеристику звуку [Щ] - звук мягкий глухой согласный.

  • Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
  • Буква окрашена в зелёный цвет (приложение 4).

Скажите, чем эти звуки похожи и чем они отличаются?

  • Они оба мягкие, глухие и согласные звуки.
  • Отличаются - положением губ, зубов и языка.

Работа в тетрадях.

  • Возьмите ручки и запишите диктуемые слова в 2 столбик (первый столбик с буквой Щ, второй - С’).
  • Слова: вещи, карась, помощь, смесь, север, площадки, щегол, гуси, щипать, восемь, сети, щука, носильщик, товарищ.
  • Составьте предложение со вторым словом из первого столбика и третьим словом из второго столбика (помощь, север).
  • Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
  • Поставьте оценку товарищу (взаимопроверка).

Динамическая пауза.

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а правой - за левый глаз; правой рукой возьмитесь за левый бок, а левой - за правую коленку; правой рукой закройте левый глаз, а левой – возьмитесь за правый бок; правой рукой закройте рот, а правой погладьте себя по голове.

  • Назовите слова, которые начинаются со звука - [С’] (сено, силос, сильный и т.д.).
  • Назовите слова, которые начинаются со звука - [Щ] (щука, щит, щёнок, щека и т.д.).
  • Назовите слова, которые оканчиваются на звук - [С’] (карась, авось и т.д.).
  • Назовите слова, которые оканчиваются на звук - [Щ] (овощ, плащ и т.д.).
  • Подберите слова, начинающиеся с изучаемых звуков и оканчивающиеся на них, и впиши их в соответствующие квадраты. (Задание выполняют два ученика, один из которых выступает в роли “контролёра”) (приложение 5, 6, 7, 8).

Разделимся на два варианта. Первый выполняет задание под буквой а, второй под буквой б.

а) Чётко прочитай слова: плеск, блеск, треск, писк.

Измени слова так, чтобы они обозначали действие предмета и отвечали на вопрос что делает? Проанализируйте вновь образованные слова (приложение 9).

б) Чётко прочитай слова: барабан, стекло, баня, уголь, фонарь.

  • Измени слова так, чтобы они обозначали профессию. Проанализируйте вновь
  • образованные слова.
  • Составь 5 предложений с любыми из образованных слов так, чтобы в них были
  • слова с изучаемыми звуками [Щ] – [С]’.
  • Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки, разным цветом. (Приложение 10)

3. Итог занятия.

Дайте характеристики звукам Щ – С’.

Повторите правильно скороговорку (приложение 11):

а) Заглянуло солнце в чащу – в чаще медвежонок спящий.

б) Щебетал щегол с щеглихой,
    Щекотал своих щеглят,

А щеглиха – щеголиха и щеглята – щеголят по щеглиному пищат.

Литература

  1. “Логопедия в школе” В.С.Кукушин, Издательский центр “МарТ”, Москва-Ростов-на-Дону. 2005 год.
  2. “Обучаем читать и писать без ошибок”. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, издательство “АРКТИ”, Москва. 2007 год.
  3. “Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых” Н.А.Гегелия, издательство “ВЛАДОС”, Москва. 2001 год.