Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глагола

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончании глагола;
  • развивать умение применять конкретное правило на практике;
  • уметь работать в группе и индивидуально;
  • способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Оборудование:

  • карта с маршрутом путешествия;
  • воздушный шар, мешки с песком;
  • макет воздушного шара;
  • листочки и перфокарты;
  • алгоритм правила;
  • большой “Волшебный квадрат” и 11 маленьких;
  • мяч;
  • карточки с текстом про Ивана-царевича.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Примечание

  - Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы. Пришла я к вам слово молвить!

В некотором городе, в некотором районе стоит в дороге теремок-теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети.

- Что я вам сейчас сказывала?

- А как вы догадались, что это сказка?

Недавно на уроках литературы мы познакомились с вами с устным народным творчеством, и даже на одном из уроков русского языка, успели попутешествовать с одним из героев сказки “Царевна-лягушка” по стране Глаголии.

А сегодня на уроке я хочу пригласить вас еще в одно путешествие на остров “Безударных личных окончаний глаголов. Слайд 1

Цель нашего путешествия будет заключаться в том, что нам придется вспомнить алгоритм правописания окончания глаголов, применить этот алгоритм в работе и вспомнить значение некоторых “волшебных” слов.

1 жетон – сказку

1 жетон - зачин

2.

Запись числа и темы в тетрадях.  
  - Давайте откроем тетради и запишем время и место нашего отправления.

14 октября.

Классная работа.

Тема: Правописание безударных личных окончаний.

Дети работают в тетрадях

3.

Словарная работа.  
  - Кто из вас помнит, как отправился в поход на чудо-юдо Иван – крестьянский сын с братьями?

- А мы с вами отправимся на воздушном шаре. И путь наш будет проходить со следующими остановками. Первая остановка – камень “Ударник”. Слайд 2

Вторая и третья остановки – Поляна Теоретика и Перфокартные Горы. Слайд 3

Четвертая и пятая остановки – Речка Безошибка и Деревня Творческая. Слайд 4

Но для того, чтобы шар взлетел нам надо произнести “волшебные” слова и выяснить значение некоторых из них. А один человек поработает с ними у доски. Слайд 5

Готовы? Тогда вперед! Фольклор, сказка, присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь, котомки, в дозор, булатные.

- Все слова оказались знакомы? Слайд 5

1 жетон – на коне

1 жетон за правильный ответ

1 жетон за правильное написание

Вывести проверку через проектор

4.

Фронтальный опрос. (Индивидуально, весь класс)  
  - Посмотрите-ка, а шар-то наш взлетел! Значит, все “волшебные” слова мы произнесли правильно!

Молодцы! Слайд 7

- Ну, что вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие? Тогда в путь!

- Взлететь-то шар взлетел:
Только он не полетит.
“Тяжело, мне” - говорит.

Отчего и почему тяжело лететь ему?

- Ребята, нам необходимо избавиться от балласта.

Вспомним из домашнего задания все, что мы знаем о спряжении глагола?

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Слайд 8

- Как называется это изменение? Слайд 9

- Сколько типов спряжения вы знаете? Слайд 10

- Какая морфема помогает определить спряжение глагола? Слайд 11

- Как определить спряжение глагола, если оно ударное? Слайд 12

- Отлично! От балласта избавились, но наш шар почему-то летит то вправо, то влево? Что происходит? Слайд 13

У глаголов 1 и 2 спряжение. Разные окончания.

- Думаю, что эту неисправность мы легко устраним, если выполним задание, которое нас ждет на первой остановке у камня под названием “Ударник”. Слайд 14

- Я называю словосочетание, а вы по ударному окончанию глагола определяете спряжение.

!!! Обратите, пожалуйста, внимание, что в начале урока мы с вами работали с “волшебными” словами, а сейчас начинаем работать со словосочетанием и это неспроста, т.к. на прошлом уроке мы начали знакомство со словосочетанием.

- Кто помнит, чем слово отличается от словосочетания?

- А пока мы работаем устно.

Стоит избушка, лежит на печке, горят ярко, летит за селезнем, висит на дубе, идет в дозор, звонит в колокол, берут мечи булатные, кричит как чудо-юдо, несут в котомках.

Один человек поработает у доски с предложением.

В лесу сто…т тишина. Но вот откуда-то донеслись странные звуки – это стон…т Кощей.

1 жетон за правильный ответ

5.

Алгоритм правописания окончания глагола – Поляна Теоретика. Слайд 15  
  - Почему в последнем предложении возникли проблемы с глаголом?

- Давайте, определим главную проблему: отчего зависит правописание безударного личного окончания глагола?

- Вспомним алгоритм.

- Поработаем с нашим предложением (тот, кто работал у доски применяет алгоритм к слову стон…т)

1 жетон за правильный ответ

1 жетон

6.

Графическая работа. Река “ Безошибка”. Слайд 16  
  - Теперь можем лететь дальше смело, но не забывать об одном очень важном качестве, которым воспользовался Иван – крестьянский сын, когда пошел к терему чудо-юдовых жен. (Предусмотрительность)

- Наш шар делает следующую остановку у реки под названием “Безошибка”. Для того, что бы перелететь на другой берег, надо правильно подобрать гласную в окончании глагола.

- Перед вами “Волшебный квадрат”. Здесь мы разделимся: некоторые ребята подбирают свои примеры глаголов.

Один работает у доски, а остальные на карточках.

Проверка

СмотрИм, стелЕм, сеЕм, черпаЕм, дремлЕм, крошИм,чертИм, сломаЕм, рубИм, прячЕм, печалИтся, веЕт, щетинИтся, побЕждает, спотыкаЕтся.

Выбери из списка глаголов те, у которых в окончании пишется гласная Е.

Смотр…м, стел…м, се…м, черпа…м, дремл…м, крош…м,черт…м, слома…м, руб…м, пряч…м, печал…тся, ве…т, щетин…тся, побежда…т, спотыка…тся.

1 жетон

1 жетон

“0” - 5 поднимите руку

“1-2” - 4 поднимите руку

“3-4” - 3 поднимите руку

7.

Самостоятельная работа. “Перфокартные горы”. Слайд 17
Огнем дишИт ЛелеЕм мечту СгущаЕтся туман
РасстилаЕт ковры тканные СлишИт голос ласковый ЗасыпаЮт на ходу
ВидИте беду неминучую ПриближаЕтся к крепости СоприкасаЕшься с действительностью
БорЕмся с чудом-юдом ОтдыхаЕт после боя ПреобладаЮт силы вражеские
ПовеЕт холодом ЕдЕт на лихом коне ПускаЕтся в путь дорогу
ЧуЕте Ивана ЗатмеваЕт красотой своей НабегаЮт звери лютые
НаходИмся на распутье ГоняЕтся за селезнем пожИвает
Что, конь, спотыкаЕшься НенавидИт Василису Премудрую Добра наживаЕт
 
  - Ну что же, мы уже с вами прошли столько испытаний и получили такую закалку, что можем идти дальше в сражение как Иван – крестьянский сын на чудо-юдо, а мы на безударные личные окончания глаголов.

- Возьмите листочки, подпишите их.

 

8.

Творческо-грамматическая остановка. Слайд 18

По данному началу сочините маленькую сказочку, используя в ней глаголы с безударными личными окончаниями. (Сильные дети еще вставляют в текст, пропущенные буквы).

Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны ему были никакие преграды. Пошел Иванушка счастье свое искать. Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам, пробирается, в топях болотных вязнет. Наконец к вечеру на опушку вышел. Видит дуб стоит, вершиной в облако упирается, корни на сто верст к земле раскидывает, ветками красное солнце закрывает. Листочки от ветра на ветвях развеваются.

Присел Иванушка на придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал от дальней дороги. Призадумался…

Учитель проверяет перфокарты

9.

Проверка нескольких творческих работ. Отдельная оценка (сразу) в журнал

10.

 

Итог урока. Максимальное количество жетонов

11.

Домашнее задание. Слайд 19