Элективный курс "Под голубыми небесами…"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Элективный курс, названный строкой из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, разработан для учащихся 9 классов школы №23, носящей имя поэта. Он рассчитан на 14 часов. Материал курса выбран неслучайно. В 2003 году , побывав в Псковском крае, я познакомилась с его удивительными местами, с современным состоянием Государственного музея-заповедника, с его сотрудниками. Пушкинская библиотека школы пополнилась новыми современными книгами, в том числе и работами сотрудников заповедника. Занятия курса будут готовить детей к поездке в Пушкинские горы для участия в творческом лагере.

Необходимость его проведения связана с работой школьного литературного музея имени Александра Сергеевича Пушкина, организацией предпрофильной подготовки учащихся. Программа элективного курса способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков культуры общения, умения убедительно, грамотно, эмоционально рассказать о Пушкинских местах Псковской области. Знания, полученные учащимися в процессе изучения данного курса, ориентируют их на выбор профессии экскурсовода, рекламного агента, работника туристического агентства, музейного служителя, а также ориентируют на выбор гуманитарного профиля на третьей ступени обучения.

Цель: подготовить учащихся к разработке проектов - приглашений в Пушкинские места Псковской области.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с Пушкинскими местами Псковской области, с друзьями поэта, которые проживали в этом краю.
  2. Показать историческую и культурную преемственность, связь между различными эпохами, связь поколений.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.
  4. Формировать умения четко и образно, эмоционально и грамотно излагать мысли по данной теме.

Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.

Методика проведения занятий разнообразна. В зависимости от темы занятия проводятся в форме лекции, беседы, заочной экскурсии, используются фрагменты видеофильмов, анализируются произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в данные периоды, стихотворения других поэтов, посвящённые этим удивительным местам. Также в процессе занятий используются книги музейных работников Пушкиногорья, фотографии, слайды, альбомы.

При проведении занятий особое внимание уделяется не только усвоению учащимися необходимого теоретического материала, но и творческой его обработке (переработке) для использования полученных знаний в дальнейшем с целью приглашения школьников в поездки по Пушкинским местам Псковского края, а также при проведении экскурсии в школьном литературном музее.

Учащиеся должны знать:

  1. Пушкинские места, связанные с пребыванием Александра Сергеевича Пушкина в Псковском крае.
  2. Краткие истории Михайловского, Тригорского, Петровского.
  3. Произведения Александра Сергеевича Пушкина и других поэтов, посвященные этим местам.

Учащиеся должны уметь:

  1. Убедительно, ярко, эмоционально рассказывать о Пушкинских местах Псковского края.
  2. Составлять рекламу - приглашение для поездки по Пушкинским местам.
  3. Оформлять презентацию Пушкинских мест.

Для поддержания интереса учащихся и отслеживания результатов обучения осуществляется текущий и итоговый контроль: используются тестовые задания, таблицы, схемы, планы, сочинения-миниатюры, проекты и т.д.

Тематическое планирование курса

  Тема Количество часов Формы работы Виды контроля
1 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1 Беседа, анкетирование  
2 « Пустынный уголок …» 1 Просмотр видеофильма Тест
3 « И был печален мой приезд» 1 Беседа, оформление записей, чтение стихотворений, просмотр видео. Составление хронологической таблицы приездов Пушкина в Михайловское.
4 День Пушкина в Михайловском 1 Лекция, анализ писем, воспоминания. Составление распорядка дня Пушкина в Михайловском.
5 «Она единственная моя подруга» 1 Сообщения, чтение стихотворений, прослушивание грамзаписи, анализ писем. Тест
6 «Тригорское» 1 Просмотр видеофильма, сообщения. Анализ публикаций. Заочная экскурсия. Проспект- приглашение.
7 Обитатели Тригорского- прототипы героев поэта 1 Анализ произведений  
8 Языков 1 Беседа, анализ стихотворений. Анализ стихотворения
9 Савкина горка 1 Заочная экскурсия.  
10 Петровское 1 Заочная экскурсия. Тест
11 Святогорский монастырь 1 Заочная экскурсия. Сочинение-описание
12-13 Подготовка презентаций. 2 Самостоятельная работа, консультирование  
14 « Под голубыми небесами…» 1 Конкурс Защита презентаций

Программа элективного курса «Под голубыми небесами» (14 часов)

Тема 1. Знакомство с содержанием курса.(1 час)

Определение географического положения Пушкинских мест, границ государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея заповедника. Знакомство с директором заповедника.

Тема 2. Михайловское в судьбе А.С.Пушкина.(4 часа)

История Михайловской усадьбы в 18-20 веках. Приезды Пушкина в Михайловское в разные годы. Роль няни и её образ в произведениях А.С. Пушкина и других поэтов. Изображение своих занятий и деревенского образа жизни в романе «Евгений Онегин».

Тема 3. Тригорское. (2часа)

Местонахождение Тригорского, обитатели дома и друзья поэта. Произведения, посвящённые этой усадьбе и её обитателям. Тригорское в судьбе поэта. Тригорский парк. Главы «Евгения Онегина», посвящённые Тригорскому. Возможные прототипы героев поэта. Знакомство с современным Тригорским и его хранителем.

Тема 4. Друзья поэта.(1час)

Знакомство с биографией Н.Языкова, его стихотворениями. Дружба двух поэтов.

Тема 5. Савкина горка.(1 час)

Исторические места заповедника. Секрет названия. Значение её в судьбе поэта.

Предполагаемое место дуэли Онегина и Ленского.

Тема 6. Петровское. (1час)

История усадьбы, парка. Визиты Пушкина. Петровское в «Евгении Онегине».

Тема 7. Святогорский монастырь. (1час)

История монастыря, отношение к нему поэта. Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре.

Тема 8. Итоговые занятия.(2часа)

Подготовка презентаций. Подбор иллюстраций, составление схем, таблиц, оформление кадров, анимация. Совместная работа в компьютерном классе.

Тема 9. Защита проектов и презентаций.

Список литературы для учащихся:

  1. Басина М.Я. « Там, где шумят Михайловские рощи» Л., Детская литература,1971.
  2. Будылин И.Т. «Деревенский Пушкин».М, Профиздат,2002.
  3. Козмина Л.В. «Петровское. Пушкин и Ганнибалы» М., Советский писатель, 2003.
  4. ЛарионовА.В. « Заповеди блаженства».М, Современный писатель,1999.
  5. Стихи А.С.Пушкина
  6. Стихи Н.Языкова: П.А.Осиповой, А.С.Пушкину, Тригорскому, Евпраксии, Няне Пушкина.

Список литературы для учителя:

  1. Басина М.Я. « Там, где шумят Михайловские рощи» Л., Детская литература,1971.
  2. Будылин И.Т. «Деревенский Пушкин».М, Профиздат,2002.
  3. Гейченко С.С. «Пушкиногорье».Роман-газета №1,1987
  4. Друзья Пушкина. Сборник в 2 томах.М,Правда,1986.
  5. Козмина Л.В. «Петровское. Пушкин и Ганнибалы» М., Советский писатель, 2003.
  6. Ларионов А.В. « Заповеди блаженства».М,Современный писатель,1999.
  7. М.,2001.
  8. Михайловская пушкиниана. Выпуск 16. Козмин В.Ю. «…Тот уголок земли»
  9. Скатов Н.Н. «Пушкин». Роман-газета №8,1994.
  10. Фотоальбом «Михайловское»