Разносклоняемые имена существительные

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные: систематизация знаний по теме «Разносклоняемые имена существительные»: формировать умение различать простые предложения; повторить основные вопросы по теме; обеспечить усвоение темы для составления текстов.
  • Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Развить орфографическую зоркость
  • Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, воспитать стремление к учебе, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Задачи:

  • Закрепить знания понятий:
    существительные;
    падежные окончания имен существительных;
    склонение имен существительных;
    словосочетание;
  • раскрыть понятия «разносклоняемые имена существительные»;
  • развивать навыки составлять словосочетания;
  • формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урок: Изучение нового материала.

Формы работы на уроке:

  • Фронтальный опрос учащихся (письменный словарный диктант);
  • Фронтальная работа с учащимися;
  • Самостоятельная работа в тетрадях с использованием учебника;
  • Групповая работа на закрепление изученного материала.

Оборудование урока:

  • Тетради учащихся;
  • Карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема на доске «Разносклоняемые имена существительные». Сообщение целей урока.

П. Проверка домашнего задания

Ученики «по цепочке» читают словосочетания из домашнего упражнения № 204 и называют виды орфограмм.

III. Актуализация изученного материала

Опорные знания: (устный опрос)

  • Что такое морфология? (Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)
  • Что вы знаете об имени существительном?
  • Расскажите о правописании гласных е - и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Падежи Склонение Существительные на
1-е 2-е 3-е -ия -ий -ие
Р.
Д.
П.
-и (ы)

    -е    
-
-
    -е    
    -и    

    -и    

-
-
    -и    
-
-
    -и    
  • Какие склонения имен существительных вы знаете? (Первое, второе, третье.)
  • Какие слова относятся к первому склонению? (Существительные мужского рода с окончанием -а, -я, существительные женского рода с такими же окончаниями.)
  • Какие имена существительные относятся ко второму склонению? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием -о, -е.)
  • Какие имена существительные относятся к третьему склонению? (Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.)

IV. Изучение нового материала

Слово учителя.

Кроме имен существительных, относящихся к первому, второму или третьему склонению, существуют такие существительные, которые при склонении по падежам в одном падеже могут относиться к первому склонению, в другом - ко второму или даже к третьему. Таких имен существительных в русском языке всего десять. А называются они разносклоняемыми именами существительными.Все они среднего рода и оканчиваются на -мя. Это существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

Также есть одно существительное мужского рода, которое тоже относится к разносклоняемым. Это существительное путь. (Лучше, если учащиеся запишут в тетради все эти существительные.) У таких существительных существуют особенности склонения, о которых вы можете прочитать на странице ваших учебников.

V. Закрепление изученного материала

  • На доске записаны пословицы.

Спишите и подчеркните разносклоняемые существительные. Определите падежную форму. В чем особенность этих существительных. Выделите орфограмму «Буква е в суффиксе –ен- существительных на мя».

  1. При солнышке тепло, при матери добро.
  2. Куда мать, туда и дитя.
  3. Делу время, потехе час.
  4. Каково семя, таково и племя.
  5. Хорошо и там и тут, где по имени зовут.
  6. Иду путем-дорогою, никого не трогаю.
  • Определите падеж имен существительных.

Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетради. Затем осуществляется коллективная проверка:

Пламя костра, вожак племени, у него мало времени, счастливого пути, есть много красивых имен, масло делают из семян подсолнуха, шел домой окольными путями, для этого нужно время, птицы питаются семенами растений, машина времени, человек без роду, без племени.

  • Работа по карточкам.

Карточка 1

Запишите предложения и обозначьте условия выбора гласных в окончаниях. Просклонять по падежам одно слово (по выбору).

  • Мои родители сообщили мене о ценности знам…н…
  • Я в будущем создам машину врем…н…
  • На уроке нам рассказывали об опасности плам…н…
  • Из маленького сем…н… вырастает большое дерево

Карточка 1

  • Я должен быть дома к своему врем…н…
  • Мы своих домашних животных зовем по им…н…
  • По вечерам меня мучает боль в тем…н…
  • Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести.

VI. Итог урока

Составьте два предложения с разносклоняемыми именами существительными.

Задание выполняется самостоятельно в тетради. Затем осуществляется коллективная проверка. Вывод по теме учащиеся делают самостоятельно.

VII. Домашнее задание

§ 37, упражнения 206.

Индивидуальное задание. По «Словарю русского языка» С.И. Ожегова выяснить значение слова бремя. Составьте два предложения с этим словом в переносном значении. Обозначьте окончание и суффикс слова бремя, употребленного в косвенном падеже.