Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу, как базовый основы социально-адартивной личности

Разделы: Логопедия


Заголовок 1. Законодательные основы воспитания социально–адаптивной личности ребенка-дошкольника

Новые социальные требования к системе российского образования,  описанные   в    «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», декларируют  развивающемуся обществу  государственный заказ  о  том, что  «нужны  молодые  люди современно образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и коммуникабельностью».[4]

Основой современных образовательных стандартов, прописанных в «Методических рекомендациях по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (приложение к письму от 8 мая 2008г. №03-946)», становится формирование «базовых компетентностей современного человека, важными из которых являются коммуникативная компетентность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) и самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)».[5]

В соответствии с «Современной моделью образования» дошкольному учреждению необходимо «обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю, позитивную социализацию», что предполагает «высокие технологии развития грамотности и других базовых способностей детей».[5]

Очень важную роль в формировании новых жизненных установок личности играет преемственность между дошкольным и начальным  общим звеном школы.

Одним из оснований преемственности обязательно включающееся в педагогическую технологию непрерывного (дошкольного – начального общего) образования также является развитие коммуникативности как умения общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативность является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.[6]

Исходя из наблюдений, в настоящее время увеличивается процент молодых людей, у которых проявляются инертность и не мобильность, низкая коммуникабельность и самоорганизация.  На наш взгляд, причиной несформированности  вышеперечисленных качеств является не достаточное  внимание развитию в дошкольном детстве  таких  необходимых для социальной адаптации качеств как  уверенность в себе, адекватная самооценка, открытость и  коммуникативность, умение сотрудничать и т.д.

Анализ документов и личные наблюдения позволили создать «Модель желаемого и действительного образа ребенка», на которой отражена проблема несформированности у ребенка – дошкольника необходимых качеств  личности для того,  чтобы достичь желаемого образа.

В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом  развитии становится его адаптация в социуме.

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения формирования полноценных навыков чтения и письма, что блокирует успешность освоения школьной программой, а также, нарушению умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняя социальное и личностное развитие и способствуя тем самым развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Таким образом,  анализ современных документов  об образовании Российской Федерации показывает на необходимость воспитания социально–адаптивной личности в дошкольном возрасте, т.к. приобретенные  в детстве базовые способности помогут в дальнейшем овладению качествами, соответствующими государственному заказу.

Заголовок 2.  Социально-адаптивная личность и проблемы  ее формирования

Как известно, именно в процессе первичной социализации закладываются те качества личности, которые далее могут быть основой для её будущего гражданского и профессионального становления. В связи с этим в настоящее время все больше внимания уделяется организации дошкольного образования как фактору такой социализации и как важнейшей предпосылки успешного образовательного процесса далее в школе.

Рассмотрим подробнее основные составляющие понятия «социально-адаптивная личность». На наш взгляд, важными качествами для успешной социализации ребенка-дошкольника являются  наличие любви к себе как  к личности, понимание ребенка близкими людьми, а также признание и оценка по достоинству его окружающим обществом.

В составленной нами «Модели  социально-адаптивной личности дошкольника» видна  тесная взаимосвязь всех трёх составляющих  друг с другом.

Любовь, в нашем понятии, означает эмоциональное сильное чувство уверенности, самодовольства, уважения к себе, ощущение успешности, гордости за себя.
Понимание – умение проникнуться смыслом получаемой  информации, постижение предлагаемого содержания, получение «обратной связи» от собеседника (желание общаться, действовать и т.д.).
Признание – оценка по достоинству, положительное отношение со стороны окружающих, умение открыто и откровенно сообщать о своих действиях и поступках.
Кроме того, для социально–адаптивной личности характерно наличие качеств, помогающих ощутить свою успешность.

Качества успешной социально-адаптивной личности с точки зрения речевой компетентности

САМООБЛАДАНИЕ владение собой, управление своими эмоциями и действиями (движениями  своего артикуляционного аппарата)
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ адекватная оценка собственных сил, вера в возможность овладения правильной речью
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ организованность, стремление принести себе пользу, не навредить, качественно выполняя принятое решение
КОММУНИКАТИВНОСТЬ способность к эмоциональному открытому позитивному общению
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ активность, познание, пытливость, исследовательский интерес
ГИБКОСТЬ умение строить отношения на основе толерантности, эмпатии; умение применять умения и навыки в измененных проблемных условиях

На основе этого нами выдвинута гипотеза о том, что повышение самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, понимание необходимости правильного звукопроизношения помогут ребенку с речевым нарушением преодолеть свои затруднения в речи, и, тем самым, избавившись от возникающих «барьеров общения» почувствовать понимание и поддержку со стороны сверстников и взрослых, научиться строить отношения на основе толерантности и эмпатии, приобрести дополнительный стимул для исправления своей речи.

Длительные наблюдения и результаты речевого обследования, проведенные на базе МДОУ ДСОВ № 27 «Малыш» в начале учебного года  позволили установить, что у  67  %  детей старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы такие качества как уверенность в себе, коммуникативность, открытость, умение сотрудничать, грамотность речи, способность к поиску, креативность, решительность, чувство успешности. И в основном это дети с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, дети с речевыми нарушениями.

Детям, имеющим нарушения речи, трудно адаптироваться к социальной действительности из-за недостаточно сформированной речевой компетентности (способность ребенка самостоятельно, свободно и с желанием приобретать знания, умения и навыки, способствующие формированию полноценной фонетической системы языка, и, применять их для успешной социализации в обществе). Наличие чувства неполноценности речевой среды вызывает постоянное наличие страхов,   низкую   самооценку,  неуверенность    в   себе, что, в свою очередь,  приводит к возникновению множества  труднопреодолимых  комплексов. Мы столкнулись с проблемой затруднения успешной социализации детей–дошкольников с речевыми нарушениями. И рассмотрим возможность решения данной проблемы на коррекционных логопедических занятиях.

Как было указано выше, для социальной адаптации ребенка-дошкольника ему необходимо овладеть базовыми способностями и качествами успешной социально-адаптивной личности. На наш взгляд, формирование речевой компетентности у ребенка с речевым дефектом поможет овладеть ему  качествами социально-адаптивной личности. Поэтому важными базовыми качествами для социализации детей являются устойчивая мотивационная сфера, способность противостоять возникающим стрессам (стрессоустойчивость) и правильно сформированная  грамотная речь.

Анализируя результаты наблюдений и обследования, нами выявлен ряд трудностей у детей с речевыми нарушениями в овладении речевой компетентностью, а значит, наличие социальной дезадаптации:

Во-первых, у детей с речевыми нарушениями из-за несформированности полноценной фонетической системы языка, невыразительности и невнятности речи возникают проблемы коммуникации, а также наблюдается слабая эмоционально-волевая сфера, выражающаяся наличием страхов неуспешности, неустойчивостью эмоций при неудачах, низкой самооценкой, неуверенностью в своих возможностях и силах.

Во-вторых, в результате проявления не доверия и не понимания со стороны сверстников к ребенку с речевым нарушением, у последнего, как у отвергнутого и игнорируемого, возникает целый «комплекс барьеров»: боязнь контактов с детьми, ожидание непонимания, страхи и страдания, отрицательные эмоции и т.д. Из-за наличия «барьеров общения» дети с речевыми нарушениями не способны противостоять стрессам,  конфликтным ситуациям, возникающим на основе их неполноценной фонетической системы языка, и, таким образом, подвержены возникновению комплексов неполноценности, способных остаться на всю последующую жизнь.

И, наконец, в-третьих, ребенок с ограниченными речевыми возможностями постоянно испытывает страх, что его не оценят по достоинству, не заметят за «вуалью» дефекта положительных сторон и качеств личности. Поэтому ему очень трудно добиться признания со стороны окружающих, особенно сверстников.

Поэтому у детей с речевыми нарушениями, на наш взгляд, необходимо в первую очередь формировать любовь к себе через повышение его самооценки; формировать способность ребенка адекватно оценивать самого себя, свои действия; видеть свои достоинства и недостатки. Данные качества, сформированные в дошкольном детстве, будут являться основой для развития коммуникативности – необходимого условия успешной учебной деятельности.

Мы также уверены, что воспитание стрессоустойчивости (способность противостоять стрессам), формирование умения преодолевать «барьеры» в общении со сверстниками и взрослыми позволят детям приобрести качества коммуникативной личности (решительность, открытость, умение сотрудничать и др.), тем самым овладеть речевой компетентностью, а значит приобрести основу позитивной социализации в коллективе сверстников и в обществе. А формирование умения применять приобретенные на коррекционных занятиях навыки правильного звукопроизношения в измененных условиях, способность к эмоциональному открытому  и позитивному общению,  участие в совместной деятельности со сверстниками помогут ребенку с речевым нарушением ощутить себя успешным, нужным и полезным окружающим. Это позволит также заложить основу для воспитания компетентностной в речевом развитии личности, способной легко адаптироваться в окружающей социальной действительности.

Таким образом, наличие у детей трудностей из-за неправильно сформированной речи и возникающей в связи с этим неспособности к стрессоустойчивости, а также слабая мотивационная сфера не позволяют заложить основу для формирования качеств личности, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего приобретения качеств, соответствующих государственному заказу.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразование человека на различных этапах его жизненном пути. А успешное развитие ребенка дошкольного возраста с речевым дефектом, его личностная                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
активность и социальная самостоятельность напрямую зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны учителя-логопеда.

Поэтому важным критерием для воспитания социально-адаптивной личности дошкольника с речевыми нарушениями является профессионально-личностная компетентность учителя-логопеда, состоящая из трех основных компонентов, подведенных нами под понятия «любовь», «понимание», «призвание».

Базовым компонентом является мотивационный блок, который позволяет создать стимул для дальнейшей коррекционной деятельности. Операционный компонент обеспечивает наибольший результат коррекционно-педагогической работы при минимальных затратах времени и сил. Рефлексивный блок помогает эффективно планировать собственную профессиональную деятельность.

Личностная готовность педагога к профессиональной работе предполагает определенную совокупность личностных качеств, обеспечивающих возможность его профессиональной деятельности, результативную сторону его профессиональной работы и меру достижения педагогического результата профессиональной активности. Данная совокупность личностных качеств, представленных в «Модели компетентного педагога», выступает в роли решающей предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Учитель-логопед должен обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с другими участниками коррекционно-развивающего процесса.

Высшие уровни профессионализма характеризуются:

  • личностной значимостью для работника его труда, что предполагает ранжирование человеком остальных ценностей его жизни;
  • «открытостью» его миру, в первую очередь ценностям, опыту своей профессии, т.е. готовность к самообразованию, повышению квалификации, решению новых профессиональных задач;
  • творческим отношением к своему труду, установкой на совершенствование средств собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, личностно-профессиональная компетентность учителя-логопеда характеризуется как совокупность трех компонентов (мотивационного, операционного и рефлексивного).

Мы видим, что воспитание социально-адаптивной личности ребенка дошкольника требует от педагога профессиональной  и коммуникативной компетентности, умение использовать в работе новые педагогические технологии и демократический стиль общения. Только компетентный, психологически грамотный, образованный педагог способен заложить в детях с ограниченными возможностями речи  основу для формирования качеств личности, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего приобретения качеств, соответствующих государственному заказу.

Заголовок 3.  Основные направления коррекционно-логопедического воздействия с использованием элементов компетентностного подхода

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства и формирование базовых способностей  служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Уже в 3-6 лет у детей формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому целью методических рекомендаций является  разработка и создание условий для формирования социально-адаптивной личности дошкольников как базовой основы для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности (уверенной в себе, стрессоустойчивой, умеющей общаться, сотрудничать и т.д.).

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) Подбор мотивационных установок к овладению правильным звукопроизношением;
2) Способствовать формированию у детей эмоционально-волевой  стрессоустойчивости;
3) Определить профессионально-личностные качества учителя-логопеда.

В области специальной психологии существуют данные о наличии определенной дисгармонии в развитии личности ребенка с речевым дефектом. Поэтому логопедическая коррекция должна строиться в зависимости от специфических особенностей личного развития ребенка, в том числе от особенностей мотивации, без которой невозможно существование внутренней активности ребенка.

На наш взгляд, использование на коррекционных занятиях мотивационных установок к деятельности, игр и упражнений на стрессоустойчивость позволят сформировать такие качества социально-адаптивной личности, как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, мобильность, уверенность в своих силах и возможностях, гибкость, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. А ведь все вышеперечисленные качества являются базовыми способностями, составляющими  основу компетентностей человека настоящего времени.

В первую очередь у ребенка с речевым нарушением необходимо сформировать мотив и потребность научиться правильно, грамотно говорить, т.е. выработать алгоритм такой деятельности, при выполнении которой ребенок осознанно достигнет поставленной перед собой цели. Использование в начале индивидуальных занятий мотивационных установок к деятельности помогает в овладении самоорганизацией. <Приложение 1>

Работа  по формированию мотивационных установок планируется по нескольким этапам:

  • «Я хочу научиться»
  • «Я могу научиться»
  • «Я умею»
  • «Я хочу научить другого»
  • «Я могу научить другого»

В итоге дети приобретают умение ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.

Преодолению «барьеров общения», формированию стрессоустойчивости и овладению коммуникативной компетентностью способствует использование на подгрупповых  коррекционно-логопедических занятиях специальных ритуалов, игр и упражнений. С помощью указанных игровых методов дети учатся сотрудничать с другими детьми и со взрослыми, справляться со страхами перед общением и стрессом, у них формируются навыки саморегуляции эмоционального состояния, базовое доверие к окружающим, чувство защищенности, уверенности в себе. <Приложение 2>

Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

В работе в основном используются такие  игровые методы и приемы воздействия как игры и игровые ритуалы, мотивационные установки. Они распределены с усложнением, в зависимости от этапа адаптации  ребенком.

Таким образом, включение в коррекционную работу мотивационных установок и игр на формирование эмоционально–волевой стрессоустойчивости помогут обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю, позитивную социализацию и тем самым создать условия для становления базовых компетентностей современного человека.

Заголовок 4. Заключение

Государство современного развивающегося общества декларирует заказ на формирование базовых компетентностей современного человека, заключающихся в развитии коммуникативности, мобильности и других качеств личности. Но, формирование данных компетентностей не возможно без наличия базовых способностей, сформированных  в дошкольном детстве, одной из которых является социальная адаптация ребенка как важнейшая предпосылка успешного образовательного процесса в школе.

Наиболее затруднен процесс социализации детей с речевыми нарушениями. И причиной этому, на наш взгляд, является недостаточно сформированная фонетическая система языка. И кто как не специалист поможет в преодолении данной проблемы.

В непрерывно меняющемся современном обществе большое значение приобрел высокий профессионализм, профессиональная компетентность специалистов, поэтому  учитель-логопед должен гармонично сочетать в себе знание предмета, методики и дидактики коррекционного воздействия, а так же умений и навыков культуры общения.

Профессионально-личностная компетентность учителя-логопеда позволяет с помощью использования на коррекционно-логопедических занятиях мотивационных установок и игр на развитие эмоционально-волевой стрессоустойчивости   сформировать у детей, посещающих временную логопедическую группу, нормированное, грамотное звукопроизношение, развить речевую компетентность.  Сформированная речевая компетентность, в свою очередь, является базовой основой социально-адаптивной личности, обладающей необходимыми способностями для успешного обучения в школьном звене. Все это позволит дать подрастающему поколению шансы на успех для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности в соответствии с требованиями развивающегося общества. 

Заголовок 5. Список литературы

  1. Алтухова Т.А. Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения / Дефектология. – 2007, № 2, С. 41-49.
  2. Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи / Дефектология – 2005, №6, С.54–64.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.; ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006, №8. – С. 20-26.
  5. Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения. Материалы региональной научно-практической конференции (19 августа 1999г.). Часть 2.–Новокузнецк:Изд. ИПК,1999.–164с.
  6.  «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года» – Кемерово, 2002 – С.6-7.
  7. Методические рекомендации по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (приложение к письму от 8 мая 2008 г. №03-946)
  8. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования (Методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. № 35–М) / Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Сост. Г.Л.Фриш. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.– С323–324.
  9. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда / Логопед – 2007, №5, С.100–113.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер.с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с., ил.
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005, с.186 – 201.