Деление многозначного числа на однозначное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Повторить табличное умножение и деление.
  • Закрепить умения поразрядного сложения и вычитания в пределах 1000.
  • Ознакомление учащихся с письменным приёмом деления многозначного числа на однозначное.
  • Познакомить детей с алгоритмом деления на однозначное число.
  • Формировать умения делить многозначное число на однозначное.

 Задачи:

Образовательные:

  • Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации вычислительных навыков в пределах 1000.
  • Усвоить алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное число.

Развивающие:

  • развивать логику, наблюдательность, внимание, активизировать мыслительную деятельность,
  • развивать интерес и стремление к познанию нового.

Воспитательные:

  • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • учить делать выбор, не бояться трудностей, критически относиться к себе
  • учить работать в группах и парах, воспитывать доброжелательное отношение к своим товарищам, создать условия для воспитания чувств взаимоподдержки , взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука.
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика!!!

2. Устный счёт

Сегодня отправляемся в путешествие в наш лес. До станции Лесная мы хотели поехать на школьном автобусе, но вот беда, он сломался и мы должны помочь водителю починить его, если сумеем решить приготовленные задания:

1) Работают у доски 4 ученика

+ * 7 0

 

 – 9 * 0

 

 1 * 5

 

 * 4 5

 1 * 4

 

 * 8 5

 

 х 6

 

 х 2

 8 2 *

 

 3 4 *

 

 * 1 0

 

 4 * 0

2) Выполни действия: (решает устно весь класс)

УЧ. – Прежде чем приступить к работе. Вспомним название компонентов деления:

Д. – Делимое. Делитель. Частное.

УЧ. – При деление с остатком, что мы не должны забывать?

Д. - Остаток должен быть меньше делителя.

25 : 8=

 

 63 : 10 =

 

 240 : 2 =

 

 65 х 100 =

47 : 5=

 

 44 : 7 =

 

 83 : 9 =

 

 38 Х 10 =

а) Частное двух чисел равно 10. Чему могут быть равны эти числа? (20:2, 30:3, 40:4, 50:5.)

б) У девочек было всего 40 рублей. Они решили на все деньги купить мороженое по 6 рублей. Сколько стаканчиков мороженого смогут купить девочки? (40 : 6 = 6 мороженых, останется 4 рубля.)

3. Логические задачи

А) Миша и Витя летом поехали отдыхать: один – в деревню, другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? (Миша был на море.)

Б) Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по одному стулу?

В) Во время наводнения дедушка Мазай снял с острова зайцев.

Только уселась команда косая. Весь островочек пропал под водой.

Далее дедушка Мазай спас ещё некоторое количество зайцев, снимая их с пней. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев, спасённых с острова, но в обратном порядке. Число зайцев с острова больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные.

Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нём.

Мазай и этих зайцев взял с собой. Всего Мазай спас 43 зайца. Сколько зайцев спас дедушка Мазай с острова? ( спас- 21 зайца с острова, а с пней -12).

Молодцы ребята!

4. Тема урока: Ремонт закончен, а после любого дела …

- Что необходимо сделать? (убрать за собой рабочее место)

- Да, конечно, собрать все инструменты мы сможем если сумеем решить приготовленные примеры:

1) Работа в группах: На столе карточки. Вам нужно решить эти примеры, ответы расположить в порядке возрастания и разгадать ключевые слова. Тогда мы узнаем тему урока:

120 : 3 =

 

 560 : 7 =

 

 300 : 5 =

640 : 8 =

 

 840 : 4 =

 

 180 : 6 =

200 х 2 =

 

 50 х 0 =

 

 560 : 7 =

160 : 2 =

 

 420 : 3 =

 

 210 : 3 =

201 х 4 =

 

 100 : 50 =

 

 540 : 6 =

360 : 3 =

 

 240 : 3 =

 

 

480 : 6 =

 

 70 х 2 =

 

 30 - и

 

 

 180 : 9 =

 

 60 -ч

 

 

 640 : 8 =

 

 70 - л

 

 

 630 : 3 =

 

 80 - с

 

 

 250 : 5 =

 

 90 - о

 

 

 240 : 3 =

 

 

 

 

 280 : 2 =

 

 

 

 

 200 : 5 =

 

 

 

40 – д

 

 

80 – е

 

 0 - ----

120 – и

 

 2 - д

400 – л

 

 20 - з

804 – н

 

 40 – е

 

 

 50 – ч

 

 

 80 – н

 

 

 140 –о

 

 

 210 – а

2) Проверка по группам полученных слов: деление на однозначное число.

- И так, какая же тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Деление многозначного числа на однозначное число.

- Какие цели можем поставить на тему нашего урока?

- Мы будем учиться делить на однозначное число.

Да, ребята, верно. С действием деления мы уже знакомы, но деление трёхзначного числа на однозначное и как записывать письменно деление, вы ещё не знаете.

- Вот это наша главная задача на уроке.

- Научиться делить трёхзначное число на однозначное, записывая столбиком.

5. Введение нового материала и его первичное закрепление.

- Автобус готов, мы с вами сели, но почему-то водитель нас опять не везёт.

Что мы должны помнить, садясь в школьный автобус? (Пристегнуться!!! Обязательно!!!)

Итак сделали всё верно. ПОЕХАЛИ!!! Автобус привез нас на станцию « ЛЕСНАЯ.»

- Каких зверей мы можем встретить в нашем лесу? (волка, лису, зайца, белку, ежика…)

(Слайд с изображением леса, на поляне волк и заяц и у них мешок с яблоками.)

- О чём задумались наши звери? Мы узнаем, если прочитаем и поможем решить эту задачу на стр. 83 №377.

- Изложение нового материала производится на основе задачи на странице 83 № 377. Сначала разбирается решение задачи с опорой на текст учебника. Затем один из учеников читает текст вслух, остальные следят за чтением.

- Сначала Заяц предложил Волку разложить яблоки сотнями. Но Волк сказал, что в числе 204 только 2 сотни, а корзин 3. Тогда подумал и сказал, что надо попробовать раскладывать яблоки десятками.

- В числе 204 содержится 20 десятков. Поэтому 20 десятков делим с остатком на 3. В частном получим 6 десятков. Всего мы разделили 18 десятков ( 6 х 3 = 18 ), осталось 2 десятка ( 20 – 18 = 2 )

- Значит, в каждую корзину надо положить 6 десятков яблок.

- После этого останется 2 десятка яблок и ещё 4 яблока, получаем 24 яблока.

- Их надо разложить поровну в 3 корзины. Делим с остатком 24 на 3. В частном получится 8, а в остатке 0.

- Яблоки все закончились, а в каждую корзину мы положили 68 яблок.

6. Вырабатываем алгоритм деления на однозначное число 204 : 3 = :

  1. Делим с остатком 20 на 3, получаем частное 6 1.Умножаем частное 6 на 3, получаем 18.
  2.  Из 20 вычитаем 18, получаем остаток 2.
  3. Остаток меньше делителя ( 2 меньше 8 ), значит, 6 подобрали верно.
  4. Приписываем к остатку следующую цифру делимого -4,
  5. получаем число 24
  6. Делим с остатком 24 на 3, получаем 8.
  7. Умножаем 8 на 3, получаем 24.
  8. Из 24 вычитаем 24, получаем остаток 0.
  9.  Остаток меньше делителя ( 0 меньше 3 ), значит, 8 подобрали верно.
  10. В делимом больше цифр нет. Деление закончено.

- Молодцы ребята, помогли нашим друзьям. Кого мы встретили ещё, отгадайте сами: По веткам скачет, Да не птица. Рыжая. Да, не лисица? (белочка)

- Кто это? Что вы знаете о белочке? ( слайд про белочку)

- Белочка предлагает вам свой план деления многозначного числа на однозначное число.

План.

  1. Нахожу первое неполное делимое.
  2. Определяю первую цифру частного.
  3. Нахожу второе неполное делимое.
  4. Определяю вторую цифру частного…
  5. Проверяю правильно ли найдено частное. (умножением ).
  6. Закрепление нового материала:

- Продолжаем путешествовать по лесу.

Нам встретился ЛЕСОВИЧОК. Он почему-то грустный.

- Увидев, детей он испугался. А что же он боится?

- Какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу? ( дети вспоминают правила бережного отношения к деревьям, зверям, птицам…) ЛЕСОВИЧОК попросил нас ему помочь посадить деревья, мы ему поможем решая примеры:

А) Работа по учебнику: стр. 84 № 378- Выполни деление и объясни ход рассуждений используя предложенный план. Решение у доски и в тетрадях.

136 : 8 =

456 : 8 =

б) Работа в парах: самостоятельное решение примеров с объяснением на деление, по карточкам.

1) 72 : 6 =

 

 90 : 5 =

2) 350 : 5 =

 

 486 : 3 =

3) 436 : 4 =

 

 804 : 2 =

- Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.

2) Проверяем верность решения по учебнику стр. 85 № 380.

- Кто допустил ошибку? Посмотрите на деревьях ( на экране) верные ответы.

- Работайте в группах, помогите друг другу. - Кто сможет объяснить в чём ошиблись ребята? Молодцы ребята, справились с заданием.

- Ребята, 2007 год был годом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ. И вы сделали много добрых дел. А сейчас составьте задачу про деревья, которые вы сажали, чтобы она решалась делением трёхзначного числа на однозначное число.

- Например: Ребята третьих классов посадили 210 саженцев, а ребята вторых классов в 3 раза меньше. Сколько деревьев посадили второклассники?

- Запишите только решение. 210:3=70 и т.д. Решили устно? Молодцы!!! А теперь замените 210 на 858. Можете решить устно? Нет. Необходимо письменное решение.

- Наши друзья очень устали и приглашают нас отдохнуть.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим
Голову поднимем выше И легко – легко подышим.
Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – можно тихо сесть.

- Спасибо белочке. Мы пришли в лесную школу, надо помочь ЛИСЕ

8. Составь и реши задачу: стр. 85 № 381:

1) Волк купил 9 карандашей и заплатил за них 108 рублей. Лиса хочет купить 7 карандашей. Сколько стоит покупка у Лисы?

- О чём говорится в задаче? - Что известно в задаче?

- Какой главный вопрос в задаче? - Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

2) Выбери схему к данной задаче, докажи:

а) …

б) …

в) …

3) а) - Самостоятельное решение задачи. Учащиеся, кому необходимо, пользуются алгоритмом для решения такого вида задач.

Алгаритм для решения задачи:

  1. О ком говорится в задаче
  2. Что известно в задаче
  3. Что неизвестно…
  4. Прочитай главный вопрос задачи.
  5. Найди сколько стоит 1 карандаш?
    ….. : ….. = …..
  6. Найди сколько стоят 7 карандашей?
    ….. х ….. = …..

б) - Два ученика решают задачу у доски.

в) - Проверка в парах, проверка решения у доски.

1). 108 : 9 = ( 90 + 18 ): 9 = 10 + 2 = 12 рублей стоит 1 карандаш

2). 12 х 7 = 70 + 14 = 84 рубля нужно заплатить Лисе за 7 карандашей

2 способ: 108 : 9 х 7 = 84 Ответ: 84 рубля стоят 7 карандашей.

 - Много мы гуляли по лесу, пора и домой, чтобы найти дорогу, Мудрая СОВА предлагает нам поработать по уровням, если справитесь, она покажет нам дорогу:

4) Работа по уровням.

1 уровень: Мама на 100 рублей купила 4 кг яблок. Сколько стоит 1 килограмм яблок? На 550 рублей 3кг орехов. Сколько стоит 1 кг орехов?

2 уровень:

6336 : 3 =

6336 : 2 =

3 уровень:

374 : 2 =

592 : 4 =

405 : 3 =

- Проверка ответов по уровням на эльтерактивной доске. Самооценивание.

1 ур. - 25рублей, 182 рубля

2 ур.- 2112, 3168

3 ур. - 178, 148, 135

- Справились с работой. Вот наш АВТОБУС. Садимся - пристегнулись---поехали домой!!!

5). Рефлексия:

УЧ.. - Мы сегодня говорим о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

Д.. - (выучить заранее) Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля и горы! А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять РОДИНУ! ( М. Пришвин.) (слайды реки, поля, горы, леса…)

 Ребята вот и заканчивается наш урок. Весь класс работал очень хорошо. Давайте сделаем выводы, чему вы научились на уроке:

- Я - узнал

- Я - научился,…

- Я - смогу

- Я - могу похвалить себя и своих товарищей…

Встаньте, пожалуйста те:

- Кто устал сегодня на уроке?

- Кому было трудно?

- Кто был уверен в себе ?

- У кого отличное настроение?

Итог урока: Ребята большое спасибо за урок.

 Дом. Зад. стр.86 № 388. Решение примеров на деление столбиком.

Кто желает получить –5—придумайте задачу по теме деление на однозначное число…

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5