Щи – национальное русское блюдо

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели: рассказать о популярности щей на Руси, о разнообразии рецептов, опираясь на исторические, литературные примеры, народный фольклор; ознакомить с питательной ценностью блюда; научить приготавливать блюдо «Щи из свежей капусты» по старинному русскому рецепту; закрепить навыки по нарезке овощей, правилам варки и пассировки, по соблюдению техники безопасности; формировать бережное отношение к русской старине; возбуждать стремление к познанию через кладовую народной мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку «Русские ЩИ», инструкционные карты, схемы игры «крестики-нолики» (раздаточный материал), плакат «Нарезка овощей», плакат по ТБ, набор посуды и инструментов для приготовления.

Девиз урока: «Щами мир стоит» (русская народная поговорка).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1)

- Сегодня на уроке не просто научимся готовить блюдо «Щи» по народному старинному рецепту, а попытаемся проследить историю этого кушанья, истоки его популярности и распространения, по-научному рассмотрим питательную ценность щей и приготовим по всем правилам кулинарного искусства. На уроке мы докажем, что «щи - всему голова», а девиз выбран не напрасно.

(Слайд 2)

Учитель назначает двух дежурных.

Определяются задачи в работе - сбор продуктов, подготовка инвентаря, посуды, сервировка стола, уборка.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа

(Слайд 3)

Щи – одно из самых известных и старинных блюд. По указу Петра I традиционное жидкое горячее блюдо, которое повсюду на Руси называлось «похлёбкой», переименовали в суп. Впрочем, это не изменило сути самого блюда. Ароматный суп, который подавался горячим в глиняном горшочке, служит обычным вступлением к еде, безразлично, праздничной или повседневной. В качестве прибора каждый получал деревянную, расписную роскошным орнаментом ложку – одна красивее другой.

(Слайд 4)

Осенью и зимой особенно охотно едят горячие питательные рыбные и мясные супы. Для солнечных весенних и летних дней существует восхитительные холодные фруктовые и молочные супы. Но в каждом регионе щи, пряные рассольник и солянка, уха, окрошка, ботвинья и тюря (холодный суп с квасом) имеют различный вкус. Щи, любимые московским дворянством, готовили из смеси мяса говядины, баранины, курицы и утки, а также окорока. Затем в них добавляли изысканные специи и сметану. В Сибири готовят щи с грибами. В средней полосе России делают особенные щи из осетра или окуня. Также очень популярны вегетарианские щи из капусты, крапивы, щавеля. Важное условие: они обязательно должны быть настолько густыми, чтобы в них стояла ложка. Поэтому их обычно готовят накануне. Они называются суточными щами и обладают особым, очень своеобразным вкусом. Русская кухня знает бесчисленные варианты щей с картофелем, свеклой или яблоками.

(Слайд 5)

Старая русская мудрость гласит: «Позволь мне заглянуть в твой горшок с супом, и я скажу, кто ты».

Отличный вкус, множество вариантов приготовления определили такую долгую и постоянную любовь к этому блюду в России.

1. О популярности щей.

- Скажите, в вашей семье мама готовит щи?

- А как часто?

В наше время щи - очень распространенное блюдо. Его готовит все население России. Ареал их распространения захватывает Архангельскую, Вологодскую, Орловскую, Новгородскую... области, Урал и Сибирь. Только на юге отдают предпочтение борщам, свекольникам. Однако и там с удовольствием едят щи из свежей капусты, только кислые щи не завоевали симпатию южан. Между тем на севере России именно щи из квашеной капусты занимают центральное место в перечне национальных блюд. Ассортимент щей разнообразен: щи из свежей капусты, щи суточные (с квашеной капустой), зеленые щи (из щавеля и крапивы), щи уральские (с перловой крупой), щи донские (с рыбой), щи невские (с грибами)... а всего около 60 рецептов.

Щи были и остаются повседневным блюдом семейного стола нашего народа. Недаром А. С. (Слайд 6)

Пушкин писал:

Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок…

Народ тоже сложил о щах много пословиц, поговорок. Вникая в их суть, мы узнаем много информации о блюде, о его значении, о любви и популярности щей среди разных людей.

2. Пословицы и поговорки о щах.

(Слайд 7)

- К уроку вы выполняли задание - собирали информацию о любимом народном блюде по произведениям устного народного творчества. Проверим, что вам удалось отыскать и выучить. Чтобы было веселее, проведем конкурс «Кто знает больше пословиц о любимом народном кушанье». Победитель определяется после подсчета жетонов. Условие - говорить поочередно и не повторяться в ответах. Итак, начали! (Приложение 1)

- Определяем победителя, в подарок - прихватка.

Рассказ учителя.

(Слайд 8)

Щи на Руси ели все... В старинной книге «Домострой» написано, что щи были «в меню простых людей в ужины, обеды, в посты и мясоеды, в будни и в праздники» А помните, как Герасим, прощаясь с Му-му, прежде чем расстаться с любимой собакой, налил ей миску щей и ласково накормил перед расставанием? Простой народ уважал щи. Также в перечне первых блюд наряду с аристократической ухой и кальей постоянно фигурируют щи с осетриной, с яйцом, ветчиной. Сподвижник Петра I Нартов писал огосударе, что кушанья его были: «кислые щи, студни, каши». С появлением трактиров щи стали основными жидкими блюдами в их меню. Например, знаменитый московский трактир «Арсентьича» славился на всю Россию щами с головизной. Затем щи перешли в рестораны русской кухни и до сих пор являются фирменным блюдом многих из них.

(Слайд 9)

Чем объяснить причину популярности щей? Их три:

  • а) историческая доступность. Капуста - наш российский овощ, росший на нашей земле всегда и везде, его знали и умели сохранить - квасили с древних времен, и этот овощ был в хозяйстве круглый год; .
  • б) вторая причина популярности - простота приготовления;
  • в) третья - высокие вкусовые качества, которые не только остаются при хранении в течение дня, но даже повышаются при повторном кипячении, что подтверждается блюдом - «суточные щи».

(Слайд 10)

3. Питательная ценность щей.

Отвары капусты и других овощей имеют способность повышать аппетит. Эту же роль выполняет и молочная кислота капусты, возбуждая деятельность пищеварительных желез. Отвары мяса и рыбы, а также коренья, лук, пряности способствуют пищеварению, так как содержат экстрактивные вещества.

Очень ценен минеральный состав блюда - щей. В нем большое количество солей калия, кальция в сочетании с фосфором, натрием и другими щелочными элементами, которых мало в других продуктах.

Зимой и летом щи являются источником витаминов, особенно витамина С, фолиевой кислоты и каротина. После варки в щах сохраняется 60 % витамина С. А мясо, рыба, картофель делают щи высококалорийным продуктом.

Вот такое интересное блюдо мы с вами будем сегодня учиться готовить!

(Слайд 11)

III. Вводный инструктаж.

  1. Знакомство с технологией, рецептами приготовления щей. (Приложение 2)
  2. Запись в тетрадь технологии приготовления.
  3. Повторение правил приготовления (бульон готовиться дома).

(Слайд 12-17)

Вопросы:

- Какие правила варки бульона соблюдали?

О т в е т: мясо для бульона заливают холодной водой, чтобы полезные вещества перешли в бульон, и варят после закипания на медленном огне.       

- Как проводят первичную обработку овощей?

О т в е т: перебрать, удалить несъедобные части, вымыть, очистить от кожуры, помыть и измельчить ножом или приспособлениями.

- Какие правила варки овощей надо соблюдают?

О т в е т: овощи помещают в кипящий бульон для сохранения витамина С; очищают и нарезают овощи перед приготовлением, долго в воде не хранят, чтобы не потерять витамин С; во время варки не допускают бурного кипения - чтобы сохранить все витамины и питательные вещества.

(Слайд 18)

4) Распределение заданий по нарезке овощей: картофель нарезать брусочками, капусту кубиками, морковь - на терке, лук нарезать кубиками, зелень – мелко нарезать.

Учитель назначает ответственного за нарезку, ответственного за технологию приготовления - шеф-повара - и вручает повару инструкционную карту.

(Слайд 19)

5) Повторение правил техники безопасности. Использование имитационной игры - пантомимы.

5 учащихся показывают с помощью пантомимы 5 правил, а класс после каждой демонстрации формулирует правила. (Домашняя заготовка)

(Слайд 20)

  1. Пальцы при нарезке надо подгибать.
  2. Мелкие кусочки на терке не тереть.
  3. Крышку с кастрюли снимать от себя.
  4. Овощи в кипящий жир не бросать.
  5. Нож передавать ручкой вперед.

IV. Текущий инструктаж.

(Слайд 21)

1) Рабочие места и инструменты уже подготовлены дежурными; доски разделочные, ножи, овощи, чашки для мусора.

(Слайд 22)

Сервируется стол.

(Слайд 23)

2) Последовательность приготовления блюда. При чистке и нарезке овощей учитель следит за приемами работы и соблюдением техники безопасности.

3) После чистки и нарезки учащиеся вводит в бульон картофель, капусту, пассирует овощи.

Учитель выставляет оценки за нарезку. Учащиеся убирают рабочие места, сдают дежурным чистый инвентарь и посуду. Ответственная за варку - повар - доваривает щи, а все идут на рабочие места.

4) Слушание сообщений (опережающее задание). (Приложение 3)

V. Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов по нарезке овощей - оценки, замечания.
  2. Дегустация за столом, накрытым дежурными.

К столу приглашается тот, кто уже сказал поговорку о еде.

VI. Закрепление.

(Слайд 24)

1. Игра «Крестики-нолики».

3адание. В трех направлениях схем найти выигрышные пути, объединяя овощи, специи, продукты, входящие в состав блюда - щей. (Приложение 4)

(Слайд 25)

2. Игра «Найди лишнее слово» - то, которого нет в технологическом процессе.

3адание. Рассмотреть в игре инструменты и посуду, записать те номера, которыми пользовались при выполнении практической работы:

1) нож; 2) кастрюля; 3) дуршлаг; 4) миски; 5) шумовка; 6) поварешка; 7) терка; 8) сотейник; 9) мясорубка; 10) доска разделочная; 11) сковорода; 12) скалка; 13) сито; 14) ступка; 15) миксер.

(Слайд 26)

Ответы: 1,2,4,6,7, 10, 11, 14.

(Слайд 27)

3. Вопросы классу:

- Какие профессии вы сегодня освоили?

Ответ:

- Дежурного - официанта, хозяйки дома; отвечающего за технологию - повара, технолога, хозяйки дома.

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали многое о старинном русском блюде - щах. В этом нам помогали знания истории, литературы, географии, химии, технологии. Погружаясь в фольклор, мы узнаем много интересного, о чем раньше не подозревали. Например, поговорка «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит» подсказала, как на Руси ценили домовитость хозяйки. Поговорка «Щи да капуста - никого не пустят» подтвердила, что щи важны и полезны для организма. Поговорка «Кипятите щи, чтобы гости шли» подтвердила важность «щаного духа», говорит о гостеприимстве русского народа, хлебосольстве... И мы убедились, что девиз выбран для урока точный: «Щами мир стоит». А знание истории и традиций своего народа - очень интересно и увлекательно для нас.

(Слайд 28)

Домашнее задание: приготовить щи для семьи по старинному русскому рецепту.

Список литературы.

  1. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий. Конспекты занятий. Автор-составитель И.Г.Норенко.
  2. Открытый урок «Щи – национальное русское блюдо». Автор В.Ю.Суслина
  3. Русская кухня. Елена Григорьева. Москва. АСТ - Астрель
  4. http://supercook.ru
  5. yandex.ru картинки