Открытое занятие "Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах и словах"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель занятия: научить различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закреплять умение различать звуки [З] – [С] на слух изолированно;
  • формировать умение различать звуки [З] – [С] в слогах и словах;
  • обогащение словарного запаса;
  • научить дифференцировать буквы С – З в письменной речи;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Здоровьеразвивающий компонент:

  • Организация обучения в режиме смены “динамических поз”. Используются конторки, за которыми ученики работают стоя, а рядом находятся обычные парты, где ученики работают сидя;
  • Использование сенсорных крестов;
  • Использование зрительно-поискового тренажера;
  • Использование зрительно-поискового метода на занятии.

Оборудование:

  1. Сенсорные кресты, к которым прикрепляется картинным материал.
  2. Карточки со слогами.
  3. Предметные картинки на соответствующие звуки.
  4. Зрительно-поисковый тренажер.
  5. Раздаточный материал – корректурная проба.
  6. Рабочие тетради, ручки, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы и школ города. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями.)

А теперь каждый из вас назовет свое имя и правильно разделит его на слоги. Назовите, пожалуйста, имя и количество слогов в нем. (Дети называют и по очереди садятся.)

(Меня зовут Алина, в моем имени 3 слога.)

I. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук з.)

Логопед: стул, собака, сад.

– Какой первый звук в словах? (Звук с.)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, и дифференцировать звуки [с] – [з] в слогах и словах.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков изолированно

Логопед: Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук “с” – вы делаете наклоны влево – вправо, а если “з” – приседаете, руки вытянув вперед.

Логопед называет звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т , з ,щ, с, п, з.

Логопед: А как называется буква, которая обозначает звук з на письме? (Зе)

А как называется буква, которая обозначает звук с на письме? (Эс)

Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь, я Вам раздам пластилин желтого и фиолетового цвета. Из желтого пластилина Вы вылепите букву С, а из фиолетового букву З.

(Логопед показывает, заранее изготовленные из пластилина, буквы с и з.)

Корректурная проба.

Логопед: Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ

III. Изучение нового материала.

1. Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах

Логопед: Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру “Наоборот”.

Вы сейчас будете ходить по классу, и искать, расклеенные по стенам слоги. Каждый из вас должен найти по 2 слога. Затем вы подходите к своей парте и по очереди читаете вслух свои слоги, а затем читаете их наоборот, заменяя букву с на з, а з на с.

На стенах, партах расклеены слоги: са , зо , зу , зы , ос ,за , ус ,аз, ус, са, со, сы.

Учащиеся находят по два слога, а затем читают их наоборот.

2. Дифференциация [с] – [з] на уровне слова.

Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза.

На крестах прикреплены картинки.


 Рис. 1

Логопед: Ребята, посмотрите на крест. Сейчас каждый из Вас по очереди подходит к кресту, выбирает 1 картинку, а потом на доске ищет подходящее зашифрованное слово, прикрепляет рядом картинку, и затем это слово изменяет так, чтоб оно было правильным.

На доске записаны: нтоз, амозк, устл, стом, ораз, асыч.


Рис. 2

Проверочные слова: зонт, стул, мост, замок, часы, роза.

Упражнение “Закончи слово”.

Логопед: Мы с Вами поиграем в игру “Закончи слово”. Вы будете подходить к доске по очереди парами, и также парами подбирать пропущенный слог в слове ЗА или СА, а после выполнения задания тихонечко меняться местами (к доске подходят 1 ученик, стоящий за конторкой, 1 ученик, сидящий за партой, после выполнения задания пара меняется местами).


Рис.3

Слоги: СА – ЗА

Речевой материал: паруса – кукуруза, заноза – оса, береза – лиса

– Полученные слова запишите в тетрадь.

Зрительно-поисковый тренажер. В кабинете под потолком в разных частях кабинета находятся изображения желтого листочка, тучки, белочки, красного листочка, капельки, зонтика, оранжевого листочка, солнышка, птички, зеленого листочка.


Рис. 4

Логопед просит учащихся посмотреть на верх и найти: желтый листочек, тучку, белочку, красный листочек, капельку, зонтик, оранжевый листочек, солнышко, птичку, зеленый листочек.

3. Дифференциация [с] – [з] на уровне слов и словосочетаний. Использование сенсорно-моторного тренажера.

Карточки со словами помещаются на кресты. Дети читают слова, вставляя пропущенные буквы, в момент вращения крестов. Непроизвольно учащиеся “пробегают” глазами по словам, выполняют вращение глазами, головой, туловищем. Таким образом, повышается не только физическая, но и психическая активность детей на уроке.

Все словосочетания напечатаны на разноцветных листах цветной бумаги.


Рис. 5

Логопед: Сейчас вы по очереди читаете слова на карточках, вставляя пропущенные буквы з или с, а затем из этих слов составляете словосочетания.

Словосочетания учащиеся составляют на доске.

поздняя осень
осенний листопад
красные листья
страшная гроза
   

Логопед: Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь.

Логопед: Какие предложения можно придумать с данными словосочетаниями?

IV. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [с] – [з], буквы С – З.)

– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Спасибо ребята за вашу активную работу, все были молодцы.