Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Разделы: Литература


Цели:

  • Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе “После бала”.
  • Показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской мысли.
  • Воспитывать у учащихся чувство неприязни к насилию, жестокости.

Форма: урок-исследование (работа в группах)

Оформление доски: портрет Л.Н. Толстого; эпиграф: “Спокойствие – душевная подлость” (Л.Н. Толстой); на доске тема урока.

Межпредметные связи. Литература и русский язык.

Теория литературы. Антитеза

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

II. Мотивация знаний.

1. Обсуждение целей и задач урока.

– Прочитав и проанализировав рассказ Л.Н.Толстого “После бала”, проследим, какие языковые средства помогли автору выразить главную мысль, как автор использовал их экспрессивные возможности в тексте.

III. Анализ рассказа

1. Лингвистический эксперимент. Самостоятельная работа учащихся.

Допишите предложение, взятое из текста:

Она была прелестна:

Предложения, написанные учащимися, сравниваются с вариантом автора. На мониторе высвечивается предложение: “Она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная”

Учащиеся приходят к выводу: из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает предложение с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню.

А что значит величественная? (Ответы учащихся.)

2. Коллективная исследовательская работа.

Тема: “Частотность употребления предложений с однородными членами”.

1 группа – проследить роль таких конструкций в портретных описаниях.
2 группа – в описании мазурки.
3 группа – в сцене экзекуции.

Учащиеся приводят свои примеры.
Восстановление авторского текста.

– Посмотрим, насколько вы были внимательны к слову автора. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Она была в … платье с … поясом и в … перчатках, немного не доходивших до … локтей, и в … башмачках.

– Сопоставим ваши варианты с текстом Толстого. Проведём исследование.

  • Какие определения преобладают?

(Передающие цвет.)

Такой приём называется “Цветопись”

  • Является ли повтор слова “белый” речевой ошибкой? (Нет.)
  • С какой целью Толстой его использует?

(“Белый цвет” – олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью слова подчёркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика).

  • А как ещё передаётся состояние Ивана Васильевича? (Через музыку).
  • Найдите данное предложение в тексте. (“Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…). Через союз и.
  • Для чего союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражается более эмоционально).
  • Перестройте предложение
  • Что изменилось? (Нет восторга, предложение становится нейтральным по настроению).

Опираясь на исследования учащихся, анализируем другой эпизод – описание мазурки.

  • Какие конструкции преобладают? (Однородные сказуемые и обстоятельства).
  • Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаётся движение танца).
  • А в каком эпизоде ещё должны преобладать однородные сказуемые и обстоятельства? ( В сцене наказания, т.к. в её основе лежат действия).

3. Письменная самостоятельная работа

В-1 – выписать конструкции из 1 эпизода
В-2 – из второго

Прочитали и сделали вывод: движение и его особенности передают конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами.

  • По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст. Антитеза).
  • Как изменяется цвет? музыка? звуки?

Учащиеся приходят к выводу: предложения, использованные по принципу контраста, помогают ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

4. Анализ языковых средств

Во второй части автор использует образное выражение – метафору “вырвет ужасом”, подчёркивая несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами.

  • Что же стало итогом потрясения героя?
  • Почему автор соединяет в ряду однородных слова НЕЛОВКО И НЕПРИЯТНО?
  • Когда мы испытываем такие чувства? (Когда становимся свидетелями чего-то безнравственного).
  • А что несовместимо с нравственностью? (Жестокость).

IV. Обобщение полученных знаний

Итак, анализируя текст, мы наблюдали сегодня, как “работают” предложения с однородными членами, помогая писателю в создании портрета, в характеристике действий и в передаче душевных переживаний героев.

V. Подведение итогов

1. Достигнуты ли поставленные цели урока?
2. Домашнее задание:

Отталкиваясь от понятия “жестокость”, выскажете свою позицию. Может быть, она сходна с Толстовским пониманием, а может быть, вам захотелось поспорить.