Экологическое образование и воспитание учащихся

Разделы: Внеклассная работа


«Экология и мир» – эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и неживой природы. Наша школа работает по экологическому направлению с 1968 года, когда было создано на базе Агинского лесхоза первое в округе «Школьное лесничество». В 1993 году школа выбрала направление обучения и воспитания учащихся с экологическим уклоном, являясь экспериментальной площадкой лаборатории экологии Забайкальского Государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе внедрения краеведческого компонента, организация научно-исследовательской работы и реализация экологических проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.

На протяжении нескольких лет мы стремились организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе. Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены принципы: гумманизации, научности, интеграции, непрерывности, систематичности. Экологическое образование способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся, является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования, формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность, расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.

Основополагающей внеучебной деятельностью является исследовательская деятельность, которую мы проводим на территории школьной экотропы и памятниках природы округа. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экотропе в том, что усвоение информации и норм поведения в природном окружении достигается путем сочетания учёбы и отдыха. В школе систематически проводятся мероприятия по охране природы, которые стали традиционными: конкурсы рисунков по охране природы, «День птиц», «День леса», организация зимней подкормки птиц, изготовление птичьих кормушек, озеленение поселка, трудовой десант по очистке территории посёлка.

Традиционным является участие наших детей в Забайкальском краевом экологическом слете юных экологов и членов школьных лесничеств. Мы неоднократно выезжали на Всероссийский слёт школьных лесничеств в город Москву.

В летнее время в школе мы организовываем профильный экологический лагерь. В июне 2011 года в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГО «Посёлок Агинское» для учащихся школы вновь открыл свои двери профильный экологический лагерь «Экос». 22 дня усиленной работы для ребят прошли быстро. Дети побывали в разных уголках округа, посетили памятники природы, приняли участие в экологической акции и экологических десантах.

Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду. Профильный лагерь работал по экологической программе, которая призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день.

В основе программы лежат принципы: культуросообразности, природосообразности, Доброго отношения, добрых дел, доброй мечты. Основополагающей деятельностью является исследовательская деятельность на территории школьной экотропы, памятников природы края. Исследовательская, креативная и когнитивная деятельности в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Непосредственную связь с экологией осуществляет блок обучающих занятий, проводимых совместно с учителями школы, работниками лесной службы Забайкальского края на территории Агинского района. В ходе занятий участники программы получают необходимые знания для работы.

В плане профильного лагеря были запланированы выезды по памятникам природы Агинского Бурятского округа. Маршрутом одной из первых поездок явилось озеро Бильчир, расположенное между двух сёл Урдо-Ага и Сахюрта Агинского района. Юные исследователи наблюдали за птицами, изучали растительный мир, выявляли доминирующие виды растений, составляли зарисовки и расчищали берег озера.


Экологи на озере Бильчир. Июнь, 2011


Следы птиц. Озеро Бильчир. Июнь, 2011


Кристаллы соли. Озеро Бильчир. Июнь, 2011

Следующая поездка – озеро Ножий. Озеро Ножий – это бессточное озеро, которое находится в 15 км к югу от села Цокто-Хангил Агинского района Забайкальского края. Площадь водной поверхности 5,2 кв.км. Воды соленые, глубина до 10 м. Западные берега пологие, восточные – крутые. В окрестностях водоема расположен памятник природы регионального значения «Сообщество полупустынных растений у озера Ножий».Данная поездка сопровождалась экологической акцией, задачей которой являлось оказание помощи в уборке берегов священного озера от природного и антропогенного мусора. Вместе со студентами ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж», работниками отдела Гослесслужбы Забайкальского края, работниками ФГУ национальный парк «Алханай», специалистами отдела Минприроды Забайкальского края в Агинском округе и др. Мы очистили берег озера Ножий по кольцу, собрали целый КАМАЗ мусора!


Участники экологической акции. Озеро Ножий, июнь, 2011.

В глаза нам бросилось ужасное зрелище – массовый мор сомов и обмеление, высыхание озера. Данный вопрос стал актуальной проблемой в научно-исследовательских работах детей.

Здесь же ребята сумели познакомиться с краснокнижнецей – реликтовой монгольской жабой, которая так привыкла к людям, что уютно поместилась на руках у наших юных экологов-исследователей.


Монгольская жаба. Озеро Ножий, июнь 2011

После дружной работы преподавателем Агинского педагогического колледжа Батором Цыдыповым и студентами спортфака были проведены соревнования по армрестлингу, пулевой стрельбе, весёлые старты и перетягивание каната.

Данная поездка запомнилась ребятам и внесла практический вклад каждого в охрану окружающей среды края и страны в целом.


Спортивные соревнования. Озеро Ножий, июнь 2011

Второй раз выезд на озеро Ножий был посвящён изучению флоры и фауны данной местности и отдыху. Берег Ножия во многих местах покрыт не галькой, а длинными и плоскими обломками сланцев – «ножиками», окатанными солоноватой озёрной водой.

Озеро примечательно тем, что на его восточном берегу находится геологический памятник «Ножий». Когда-то археологи занимались здесь изучением древних стоянок современников каменного и бронзового веков.

Степи и солончаки, которые окружают озеро, до сих пор сохранили экзотические травы: солодка уральская, пузырница физалисовая, селитрянка сибирская. А есть и такие растения, которые можно встретить только здесь: остролодочник Стукова, остролодочник Варлакова.

Примечательно озеро и своими палеонтологическими памятниками, например, тысячелетними отложениями костей монгольских жаб, которые до сих пор населяют берега озера.

В 2009 году на берегу озера Ножий была возведена ступа «Лхабаб Шодон», с этого времени начались в этой местности «чудеса», превратившие её в одну из культовых мест в Агинском округе.

В 2010 году члены общественного краеведческого клуба «Алтан Жаса», благодаря которым была возобновлена древняя традиция бурят – обряд встречи белых лебедей, нашли скульптуру девушки, которая будто плакала. Они решили установить ее возле ступы и каменная девушка словно повеселела. После этого случая было найдено и каменное изваяние, напоминающее женскую фигуру, оно, по гипотезе ученых, является уникальным памятником эпохи гуннов. Было предположено, что этот камень один из 4-х священных материнских камней, почитаемых среди монголоязычных народов, два из которых находятся в Монголии, а один в Туве.

В настоящее время на территории озера Ножий вырос целый комплекс с названием «Эхэ хада» – материнская гора, куда приходят люди попросить о помощи у «двух женщин» – современной скульптуры девушки и древнего камня «Эжы шулуун» – камня-матери.

Ребята побывали на минеральном источнике Кильгинда – Новоорловское месторождение минеральных вод. Источник находится в живописной пади Барун-Кильгинда, в 3 км к северо-востоку от Новоорловска. Основным структурным элементом месторождения является мощная круто спадающая на восток зона тектонического нарушения, протягивающаяся вдоль пади Барун-Кильгинда. Минеральные воды залегают под пресными на глубинах порядка 90-120 м и лишь на участках выхода источников «Нижний» и «Верхний» они вскрываются вблизи поверхности. Источник окружен березовыми лесами. Минеральные воды источника круглогодично используются местным населением как питьевые и пригодны для лечения заболеваний ЖКТ, печени, желчевыводящих путей и др., а также в качестве столового напитка.


Орловское месторождение минеральных вод. Аршан «Кильгинда», июнь 2011
Стрельников В.Г. проводит лекцию

Одной из увлекательных поездок для детей была поездка на судунтуйские писаницы – наскальные рисунки древнего человека, которые расположены в каменной пади. Судунтуйские писаницы относятся к категории ООПТ – памятник природы. Данная территория расположена в верховьях реки Барун-Шулуутай (приток р. Хила) в местности Нарасун-Кункур в 13 км к северо-западу от села Судунтуй. Местность с живописными скалами – останцами выветривания. На одном останце сохранились наскальные рисунки древних людей, выполненные красной краской – кровавиком. Рисунки представляют собой целый комплекс ритуальных изображений, состоящий из человеческих и животных фигур, а также свыше «пятен» в виде полос, крестов, штрихов, наконечников стрел и изображения круга. На рисунках отчетливо видны фигуры человека, лосихи. Писаницы исследовались археологом Окладниковым А. П. в 1950 и 1965 годах, также местными краеведами В.Г. Стрельниковым и Г. Н. Найдано. Рисунки, по мнению ученых, относятся к эпохе бронзы. Представляют мифологический и культовый комплекс. Предлагаемая к резервированию территория одновременно является археологическим памятником.


Наскальные рисунки древнего человека. Июнь, 2011


Стрельников В.Г и воспитанники экологического лагеря. Июнь, 2011

По словам местного краеведа Владимира Гавриловича Стрельникова, растительное сообщество памятника природы составляют около 100 видов растений, среди них из Красной Книги Читинской области и АБАО шлемник байкальский, карликовая и пельсильванская лилии. Мы были удивлены разноцветьем степи: голубая, жёлтая, розовая, белая – здесь природа, действительно невинна и не тронута человеком – спокойно гуляют мыши-полёвки и суслики, по своим тропам бегает лиса, которую нам посчастливилось увидеть вблизи.

Следующая незабываемая двухдневная поездка воспитанников лагеря в национальный парк «Алханай», который создан в 1999 году на территории АБАО. Общая площадь парка 138234 га, площадь его охранной зоны 10535 га. Границы парка проходят по Даурскому, Могойтуйскому и Цаган-Дабанскому хребтам, затем вдоль автодороги Чита – Бырка, южнее озера Бальзино. Национальный парк «Алханай» представляет собой общенародное достояние, главной задачей которого является сохранение природного комплекса в естественном состоянии. Особый интерес для туристов и паломников представляет Алханайский горный массив – неповторимый по своей красоте уголок Забайкальской природы: отвесные скалы, причудливые скальные останцы, каменные реки, целебные источники, узкие ущелья, по которым низвергаются водопады.

Центральное место в системе проводимых обрядов, связанных с Алханайским природно-культовым комплексом занимает Алханайское обоо (Алханын обоо). Обоо построено в конце XIX века и расположено на залесенной сопке в 1 км к северу от памятной ступы, возведённой в честь Далай Ламы XIV. Представляет собой комплекс культовых купольных сооружений из 53 каменных построек разной величины, называемых «мунханами». В самом центре композиции располагается наиболее крупный мунхан – символ «мировой горы» Сумеру. По четырём сторонам света вокруг этой композиции воздвинуты из дикого камня «Байпуры» - каменные сооружения для ритуальных жертвенных костров, где возжигаютя благовонные травы и угощения для духов и хозяев этой местности.

На Алханае мы посетили культовые и природные объекты, о которых хочется поведать всем. Храм обитель хозяина горы Алханай Идама Чакрасамвары – Дэмчог Сумэ. Это внушительный скальный останец, возвышающийся долиной Аршана с южной стороны. У подножия скалы с её северной части имеется обширное гротообразное скальное углубление, по стенам которого и из трещин нависающего потока сочатся капельки воды, считающиеся среди паломников целебной. Посещение этого природного храма считается обязательным для паломников, которые здесь делают жертвоподношение хозяину Алханая зёрнами риса, монетами и т.д., набирают немного скопившейся воды аршана в посуду. Следует обязательно совершать ритуальный обряд «гороо», то есть обхождение вокруг останца. При совершении гороо паломники и туристы оказываются на самой высокой точке скального останца, откуда открывается изумительная панорама окрестностей на десятки километров вокруг. По свидетельствам и в прошлом и в настоящее время многих высших иерархов буддийской церкви и в числе Его Святейшество Далай Ламы XIV, гора Алханай действительно является обителью божества Дэмчог и это единственное место в России, куда стремятся попасть паломники и туристы с разных уголков нашей страны и из-за рубежа, а также люди, стремящиеся избавиться от разных недугов.

Алханай всем известен изумительным природным памятником «Храм-Воротами» (Уудэн Сумэ) – Ворота в мир Великого блага. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест на Алханае, поклониться и возложить свои дары которому приезжают многочисленные паломники и туристы. Это величественный скальный останец со сквозным проёмом – естественной аркой, образовавшейся в результате процессов выветривания. Под сводом арки верующими в далёком прошлом возведён субурган – буддийская ступа, символизирующая мировую гору Сумеру. По словам лам, все сделанные здесь подношения, дары и высказанные просьбы доносятся незримой связью до хозяина Байкала на острове Ольхон. Ежегодно 29 июня проводится большой молебен – хурал в честь хозяина Алханая божества Дэмчог. Верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия Идама Дэмчог, который благословляет всех участников молебна. На гладких каменных стенах имеются наскальные рисунки и письмена древнего человека. На северной стене Храма, по старинным преданиям, находится одно из врат Шамбалы.


«Уудэн Сумэ» – «Храм-Ворота. Алханай, июнь 2011

Все наслышаны и о «Чреве матери» (Эхын Умай) – это естественный грот, длиной около 4 метров, высотой более 1 метра. Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей, для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещают семьи, у которых нет детей. У входа совершают жертвоподношения, выговаривая свои просьбы. В гроте зажигают лампадку, окуриваю благовонием, совершают «омовение» каплями воды, сочившимися с потолка грота. Затем ищут в ямке возле грота камушки. По поверью, сколько камушков удалось добыть в чреве матери, столько детей должно родиться. Существуют множество преданий и рассказов о реальных случаях исцеления женщин от бесплодия на Алханае.


«Эхын Умай» – «Чрево матери» Алханай, июнь 2011

В двухстах метрах к северу от Уудэн Сумэ высится скала необычной формы Доржо Пагмо – обитель дакини Ваджраварахи (Юм Пагма Доржин орон), которая почитается как супруга Алханая божества Дэмчог. Считается, что в пространстве между Храмом-воротами и Доржо Пагмо и располагается мир Великого блага. На юго-восточной стороне скального останца находится естественный грот – ниша, которая служит местом проведения различных обрядов. Здесь паломники находят моральное успокоение, получают энергетический заряд. Дорога к Доржо Пагмо ведёт по глубокой желобообразной тропе, выложенной тысячами паломниками, ежегодно посещающими этот культовый объект.

Ещё один скальный останец – Наро Хажод Сумэ, с северной стороны рассечённый глубокой воронкообразной расщелиной, подножие которой в устьевой части, представляет собой почти ровную площадку. Далее вглубь расщелина сужается, появляются естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым паломники подносят свои дары. Вверху над головой видно отверстие овальной формы, через которое, как считается верующими, в Космос выбрасывается отрицательная энергия и, наоборот, через этот же проём алханайская земля подпитывается мощным потоком положительной космической энергетики. Здесь особая аура, особая атмосфера. Недаром, на протяжении веков, именно это место избрали для своей созерцательной медитивной практики буддийские священнослужители – ламы. Говорят, что «посвящённым» порой слышится льющаяся сверху дивная божественная чарующая музыка.

Воспитанники лагеря посетили музей «Охраны природы», основателем которого является заслуженный учитель, кандидат географических наук, местный эколог-краевед Владимир Гаврилович Стрельников, с которым мы совершали путешествия по родному краю. Побывали мы и в окружном краеведческом музее, здесь юных исследователей природы встретили тепло и рассказали много интересного о нашем Забайкальском крае.

8 июля на базе экологического лагеря мы провели II экологический слёт юных экологов Агинского Бурятского округа, который стал традиционным. В этом году слёт прошёл под руководством ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» и отдела природопользования АБО Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края и вошёл в программу экспедиции, которую возглавлял ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края».

В первую половину дня лидеры ученического самоуправления МОУ «АСОШ № 4» провели командные игры на сплочение – верёвочный курс, где участники слёта из разных школ округа проявили свои лидерские качества и творческие способности. Ребятам было вдвойне интересно, потому что среди членов команды были и их руководители. В упорной борьбе пяти сборных команд в составе 12-15 человек победила «дружба».

DSC00151
Верёвочный курс. Этап «Муравьиная тропа»

После торжественного открытия все участники двинулись на школьную экологическую тропу, где показали свои знания по экологии, биологии, почвоведению, орнитологии, энтомологии и лесоведению на 10 этапах. Участников слёта оценивало компетентное жюри.

Этап 1. «Охрана природы». Содержание задания этапа: Типы охраняемых территорий, загрязнение воды, воздуха, почвы и его влияние на лес, источники и средства ограничения загрязнения. Глобальные, региональные проблемы и проблемы данной местности. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Противопожарная техника, этика поведения в лесу, основные документы об охране леса.

Этап 2. «Экология». Содержание задания этапа: Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действие на организм, популяризация, экосистема, биоценоз, сукцессия, цепи питания и тд) Влияние рекреационной нагрузки на лесное сообщество. Оценка влияния абиотических факторов по растительности.

Этап 3. «Лесные робинзоны». Содержание задания этапа: Ориентирование на местности. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, прогноз погоды по народным приметам, умение обеззараживать воду, строить шалаш и разводить костёр, принося минимальный урон природе.

Этап 4. «Принятие решений». Содержание задания этапа: Участникам даются описания определённых экологический ситуаций, и предлагается прокомментировать их с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер.

Этап 5. «Лесоразведение». Содержание задания этапа: Сроки и способы посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест, время сбора семян, сроки сертификации и правила хранения. Умение определять 5 пород деревьев и кустарников по семенам. Расчёт потребности семян при различных способах посева. Подготовка почвы и посев семян, посадка саженцев с оголённой и закрытой корневой системой.

Этап 6. «Лесоведение и лесоводство». Содержание задания этапа: Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса (древесной, подлеска, подроста, живой надпочвенный покров и др). работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой (определение диаметра, высоты, отбор экземпляров для рубки). Определение высоты дерева оптическим высотомером и мерной вилкой. Определение возраста деревьев и бонитета лесных культур.

Этап 7. «Почвоведение». Содержание задания этапа: Описание почвенного разреза. Измерение мощности горизонта, цвета, влажности, механического состава, структуры, сложение, новообразование почвы. Состав почвы, её характеристика. Определение рекреационной нагрузки. Описание оврага. Эрозия почвы. Охрана почвы.

DSC00211
Команда на этапе «Почвоведение»

Этап 8. «Растительное сообщество». Содержание задания этапа: Описание предложенного участка. Сочетание растений в окружающей природе. Ярусность. Определение видового состава и составление списка. Определение проективного покрытия наземных частей растений на лесной площадке. Знание лекарственных растений и их применение.

Этап 9. «Орнитология и энтомология». Содержание задания этапа: Определение видов птиц визуально (в природе и по коллекциям), определение птиц по голосу. Экологические особенности лесных видов, сезонные явления в жизни птиц разных видов. Польза и вред, приносимые тем или иным видом птиц. Определение видов насекомых. Характеристика насекомых с точки зрения их роли в лесном биоценозе. Польза и вред, приносимые тем или иным видом насекомых, обитающих в лесу.

Этап 10. «Охрана леса». Содержание задания этапа: нормативно-правовые документы. Лесной кодекс. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Противопожарная техника. Этика поведения в лесу.

После прохождения этапов жюри подвело итоги, наградив призеров и победителей слёта.

Как приятно понимать, что у нас есть патриоты, которым небезразлична ранимая природа. Педагогический коллектив школы уверен, что экологизация учебно-воспитательной системы – единственно верное средство развития современной Личности, которой присуще экологические, нравственные и духовные ценности. Сотрудничество школы с Агинским отделом Гослесслужбы, Даурским заповедником, музеем Природы на данном этапе дает новые возможности и условия в приобщении подрастающего поколения к сохранению родного края.

Приложение.