Формирование коммуникативной культуры у старших дошкольников с недостатками речевого развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Необходимость работы над этой темой была продиктована тем, что каждый год логопедическая группа детей с речевым недоразвитием комплектуется дошкольниками, ранее посещавшими общеразвивающие группы детского сада, другие ДОУ. Поэтому остро встаёт вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта между сверстниками, воспитателем и детьми, которые часто страдают не только дефектами речи, но и нарушениями эмоционально-волевой сферы, слабой регуляцией своего поведения, повышенной конфликтностью, гипервозбудимостью.

Кроме того, дети, проживающие на территории Крайнего севера с суровыми климатическими условиями, испытывают недостаток общения со взрослыми и сверстниками, в связи с ограниченностью жизненного пространства.

Для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями характерно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, а слабость артикуляционной и тонкой моторики снижает коммуникативные навыки данной категории детей [4].

К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие, относится формирование у них коммуникативной компетенции. Это необходимо как для их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками), так и для наиболее полного преодоления речевого нарушения, подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Всё вышеперечисленное позволило определить цель работы.

Цель данной работы: формирование коммуникативной культуры у старших дошкольников с недостатками речевого развития.

Задачи:

  • познакомить детей с нормами русского литературного языка;
  • дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения:
  • познакомить с набором устойчивых стереотипов в ситуациях (приветствие, прощание, просьба, извинение и т.д.)
  • формировать качества, необходимые для общения (симпатия, открытость, доброжелательность);
  • формировать умение слушать и слышать собеседника;
  • развивать чувство эмпатии и уверенности в себе;
  • способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляции, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;

Для того, чтобы проследить динамику социально-эмоционального развития ребёнка в группе я использовала педагогическую диагностику, разработанную Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой [6].

Результаты анализа сформированности коммуникативных навыков по степени трудности представлены в диаграмме.

Ранжирование по степени трудности выполнения задания:

  1. Наиболее сложным для детей старшего дошкольного возраста является самостоятельный выбор занятия, умение позаботиться о себе и своём имуществе.
  2. По разделу “Социальные навыки” трудности проявлялись в умении соблюдать очередь, уладить конфликты со сверстниками, что говорит о слабо развитых навыках вербального и невербального общения, умении слушать и слышать собеседника.
  3. Выразить свои чувства словами не могут 54% детей (пытаются своё мнение доказать криками, плачем, иногда дракой).
  4. На четвёртом месте по сложности оказалось общение со взрослыми.
  5. Неуютно себя чувствуют в большой группе сверстников, не могут учавствовать в делах, инициированных другими детьми 50 % детей.

С учетом выявленных особенностей были определены и конкретизированы методы и формы работы:

Для формирования чувства уверенности в окружающем, доброжелательного отношения к сверстникам, поддержки стремления действовать самостоятельно, отобрала, систематизировала художественно-литературный материал и оформила его в виде картотек:

  • “Уроки вежливости для дошколят” (как вести себя в детском саду, на приёме у врача, в гостях);
  • “Азбука общения” (произведения художественной литературы о вежливости, добре, ссорах и спорах, дружбе, самостоятельности, друзьях).

Составила игротеку упражнений и этюдов, направленных на развитие навыков межличностного общения, установлению взаимопонимания и партнёрства “Учимся дружить”, а также игры, в которых дети запоминают правила речевого и гостевого этикета -“Вежливый ручеёк” [3].

Оформила картотеки:

- игр по методике телефонного разговора;

- игр по методике “Расскажи стихи руками”;

Всё это позволяет целенаправленно и качественно развивать психические процессы дошкольников, тесно связанные с речью.

Разработала цикл игр-занятий:

- “Хорошие манеры”, в процессе которых обучаю детей вежливости, правилам речевого этикета как важному элементу человеческой культуры.

Результатом проведённой работы является повышение навыков общения детей со сверстниками и взрослыми, сплочение детского коллектива, снижение конфликтности, развитие у детей эмпатии.

О вышесказанном свидетельствует диагностика, проведённая в конце года.

  1. Самостоятельно выбрать себе занятие, позаботиться о себе и о своём имуществе могут 68 % детей.
  2. В силу индивидуальных особенностей трудности в умении соблюдать очередь, улаживать конфликты со сверстниками остались всего у 18 % детей.
  3. Часто вступают в конфликт со сверстниками, не могут выразить свои чувства словами – 9 % детей.
  4. В общении со взрослыми хорошо себя чувствуют 90 % детей.
  5. Большинство детей чувствуют себя уверенно, общаясь со сверстниками (86 %)

В процессе работы у детей повысился интерес к сверстникам, их делам и поступкам: они стали внимательнее к настроению детей и взрослых, более дружелюбны и заботливее. Стали чаще высказывать своё мнение, обоснованно отстаивать свою точку зрения.

Для того, чтобы настроить детей на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему, в нашей группе были созданы традиции. Одна из них - “Утро добрых встреч” [1] - это минута вхождения в день. Воспитатель делится с детьми собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Главное условие таких встреч – добровольное участие каждого ребёнка. Для создания соответствующего настроения использую музыку (спокойные инструментальные произведения, звуки природы), художественное слово.

Выбор темы для начала дня обусловлен общим настроением группы, погодой, наличием наглядного материала.

Пример: (звучит спокойная, приятная музыка). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы сегодня пожелаем Вове, Даниилу, Андрею (перечисляю всех детей). А что вы можете пожелать мне?

Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, ссоры. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу.

Пример: (звучит спокойная лирическая музыка). Ребята, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют “волшебными”? Вслушайтесь в звучание вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

“Здравствуйте!” - здоровья желаю.

“Благодарю!” - благо дарю.

“Извините!” - признаю свою вину и прошу простить.

“Спасибо!” - спаси Бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло, все оттенки любви. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они подарили всем хорошее настроение.

Другая традиция – “Общий круг” [1], проводится в конце дня. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Эта традиция настраивает детей на общий позитивный лад, рождает чувство симпатии друг к другу, помогает рефлексии своих дел, поступков и самого себя.

Пример: Вот и закончился ещё один день в детском саду. Чем вам запомнился этот день? Что хорошего сегодня произошло у нас в группе? А мне сегодняшний день запомнился тем, что Даниил был очень вежливым, и ни разу сегодня не дрался, с каждым днём его сердечко становится всё добрее и добрее. Приложите руку к своему сердцу. Что вы чувствуете? Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь – учащённо. Это сердце вас предупреждает: “Остановись, успокойся, не злись”. “Прости”, просит оно. А у вас добрые сердца? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в обучении дошкольника коммуникативности [2].

Дети старшего дошкольного возраста достаточно тонко чувствуют эмоциональное состояние других людей, но объяснить, что происходит с ними, назвать свои эмоции, контролировать их не могут.

Чтобы научить детей обращать внимание на своё состояние, распознавать его, называть, разработала дидактическое пособие “Домик настроений” и методические рекомендации по его использованию. Каждое утро, приходя в детский сад, дети выбирают смайлик, который характеризует их настроение, в группе они его помещают его в домик, где у каждого ребёнка своя квартира. Таким образом, педагог видит общий эмоциональный фон группы и, если это необходимо подбирает соответствующие игры и упражнения, направленные на коррекцию негативных эмоций.

Для снятия напряжения, отрицательных эмоций использую музыкотерапию.

Согласно перспективному плану провожу занятия “Хорошие манеры”. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, цель которого – настроить детей на совместную деятельность, общение.

Пример: Ритуал начала занятия.

Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то “вкусное”, “сладкое” [5].

Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

В конце занятия - ритуал окончания занятия, который показывает, что занятие закончено, но при этом общение со сверстниками и педагогом может продолжаться в любой деятельности.

Ритуал окончания занятия.

Предлагаю детям разбиться на пары. Дети становятся лицом друг к другу, смотрят в глаза, взяв друг друга за руки, проговаривают чётко слова и согласовывают под них движения:

У друга тёплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко.

(Дети гладят ладошки)

Нам хорошо, когда мы вместе рядом
Без друга плохо жить, запомнить это надо!

(Берутся за руки и раскачивают их лодочкой)

“Эстафета дружбы” взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: “Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Даше, от Даши к Арсению и т.д., и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет”.

Для установления взаимопонимания, партнёрства, сплочённости детского коллектива, развития эмпатии использую такие игры, как “Сижу, сижу на камушке”, “Кенгуру”, “Пожалуйста”, “Дождь в лесу” и т.д. [5]

Литература

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия “От детского сада к школе”). – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
  3. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 127 с.
  4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2001. – 48 с.
  5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
  6. Юдина Е.Г. “Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003 – 144 с.