Подводим первые итоги. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока. Активизация активного закрепления.

Задачи урока.

  • Обучение применению правил при письме изученных орфограмм (Правописание суффиксов -ек-, -ик-; правописание -цы-,– ци-,)
  • Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.
  • Отработка умений работать в паре, группе.
  • Формирование здоровьесберегающих навыков (физкультминутка Приложение 3)

Оборудование: презентация, бланки с образцами росчерков для минутки чистописания (автор неизвестен) (Рисунок 1), карточки для работы групп (Рисунок 2), карточки с домашним заданием (Рисунок 3), круг-сигналы для обратной связи, анимированный плакат русского алфавита (автор неизвестен) (Приложение 1), отрывок мульфильма (Приложение 2), физкультминутка (автор Писаревская Т. П. Баган БСОШ № 1) (Приложение 3) муз. файл “Звучание цимбал”. (Приложение 4)

Ход урока

I. Организация класса.

Слайд 1.  Введение в урок.

Начнем урок со слов писателя К. Г. Паустовского “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.

Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.

Слайд 2.

Эмоциональный настрой и разогрев рук.

– Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.

 II. Минутка чистописания. Слайд 3.

Анимированный плакат и росчерки из карточек с образцом письменных букв в узорах.

Внимание, внимание – минутка чистописания!
Ручки правильно возьмем,
Буквы повторять начнем.
Без нажима, но с наклоном,
Пишем письменно, красиво
Не мельчим, не укрупняем.
Золотую высоту выбираем.

По ссылке переход на анимированный плакат “Письменные буквы” Приложение 1.

Прописываем следующие буквы ЦЦЦ ццц (из анимированного плаката)

и росчерки на ту же букву (бланки с образцом росчерков на партах) Рисунок 1

 III. Объявление темы и целей урока. Слайд 4.

Чтобы тему нам узнать
Нужно постараться
Быть внимательным друзьям
И не отвлекаться.

1-е слово из названия нашей темы нужно собрать из частей других слов.

  • Приставку возьмите из слова: подъем;
  • Корень – из слова: водить;
  • Окончание – из слова: учим.

кликнуть в 4-м слайде Подводим…..

2-е слово получим, если вы ответите на вопрос: В какие классы поступают дети после детского сада?

кликнуть в 4-м слайде первые

3-е слова получим, если назовем следующую фразу одним словом “завершение работы”

кликнуть в 4-м слайде итоги

Тема урока: “Подводим первые итоги”.

кликнуть в 4-м слайде Цель: развивать умения пользоваться правилами по алгоритму для грамотного правописания слов, учиться работать в группах, в парах, давать полные правильные ответы, быть внимательными.

 IV. Актуализация знаний. Слайд 5.

1. Словарная работа.

Даны звуковые схемы словарных слов – запишите их правильно обозначив буквами, назвать орфограммы (буквы б\гл. непроверяемые и буква парн. согл по зв/гл.)

[карман] – клик карма΄н [гарох] – клик горо΄х [гараш] – клик гара΄ж

2. Слайд 6.  Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

Измените слова карман, горох, гараж – назвав их уменьшительно. (Устно.)

Карманч.к –
Горош.к –
Гараж.к –

? Какая орфограмма появилась? (Буквы е-и в суффиксах -ек-, -ик-)

? Что помним про орфограммы? (Их всегда следует проверять, используя правило. А чтобы не ошибиться при письме, нужно оставлять “окошко” на месте орфограммы.)

Итак, работаем по алгоритму:

1. клик в 6-м сл. Запишу слово с “окошком” на месте орфограмм. (появляются слова)

2. клик в 6-м сл. Вспомню правило и подберу проверочные слова.
переход по ссылке “правило” на 7-й слайд, затем возврат на 6-й слайд.

3. клик в 6-м сл. Запишу букву орфограммы и выделю ее.

Дети произносят правило на 7-м слайде:

Чтобы из суффиксов -ек-, -ик– выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса : нет кого? (чего?) или назвать слово во мн. ч. Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать -ек-, если остался, – – ик-

Нет чего? во мн. ч.

Карманчик – карманчика, карманчики – и
Горошек – нет горошка, горошки – е
Гаражик – нет гаражика, гаражики – и

клик на 6-м сл. Вывод: нужно всегда проверять букву гласного в суффиксах -ек, – ик по правилу.

Переход в 6-м слайде по ссылке “видео” Мультипликационный ролик “Суффиксы –ек, -ик” Приложение 2.

Переход в 6 слайде по ссылке “физминутка” Физминутка (автор физминутки Писаревская Т. П. Баган БСОШ № 1) Приложение 3

Слайд 8. Прочтите стихотворенье из бланка по чистописанию или на экране:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.

Назовите слова на изученные в этом году орфограммы.

– Это интересно! Цимбалы – музыкальный струнный инструмент. Играют на цимбалах деревянными палочками. Звук получается нежный, звенящий, напоминающий гусли.

На 8 слайде включить ссылку со звучанием цимбал. Приложение 4.

Вспомним правило.

Слайд 9. Правописание сочетаний -цы-, -ци-. Вспомним правило:

На конце слов в сочетаниях цы пишется ы, также в словах – исключениях: цыпленок, цыкнуть, цып-цып, цыган, цыц.

В середине слов пишется ци с буквой и

Работа в группах. Задание для групп:

Прочитайте слова. Определите орфограммы. Вспомните правило. Выберите те слова, которые требует задание для каждой группы.

Слова для 1, 2, 3 гр: Умельц., ц.ферблат, ц.ганенок, уральц., ц.трус, ц.плята,

Слова для 4, 5, 6 гр Удальц, ц.клон, ц.кнуть, панц.рь, скворц., на ц.почках.

1 гр. 4 гр. Выбрать слова с цы на конце слов(поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)

2 гр. 5 гр. Выбрать слова с ци в середине слов. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)

3 гр. 6 гр. Выбрать слова с цы в словах-исключениях. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)

Выходят представители групп, встают в группу, где прикреплены карточки с сочетаниями – на доске. Выступающие от групп называют слова, а учащиеся в классе показывают на круг-сигналах буквы ы или и.

Рисунок 2

Образец карточки для групп 1гр, 4 гр.

  1. Выбрать слова с сочетанием -цы- на конце слов
  2. Вспомните правило.
  3. Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
  4. Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
1 гр   4 гр.  
Слова на -цы-, в конце Слова на -цы-,в конце
умельц_   удальц_  
ц_феблат   ц_клон  
ц_ганенок   ц_кнуть  
уральц_   панц_рь  
ц_трус   скворц_  
ц_плята   на ц_почках  

Образец карточки для групп 2 гр., 5 гр.

  1. Выбрать слова с сочетанием -ци- в середине слов
  2. Вспомните правило.
  3. Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
  4. Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
2 гр   5 гр.  
Слова на -ци- в середине Слова на -ци- в середине
умельц_   удальц_  
ц_ферблат   ц_клон  
ц_ганенок   ц_кнуть  
уральц_   панц_рь  
ц_трус   скворц_  
ц_плята   на ц _почках  

Образец карточки для групп 3 гр., 6 гр.

  1. Выбрать слова с сочетанием -цы- в словах-исключениях
  2. Вспомните правило.
  3. Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
  4. Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву
3 гр   6 гр.  
Слова на -цы- искл Слова на -цы- искл
умельц_   удальц_  
ц_ферблат   ц_клон  
ц_ганенок   ц_кнуть  
уральц_   панц_рь  
ц_трус   скворц_  
ц_плята   на ц _почках  

Диктовка.

Запись слова выборочно под диктовку в 3 столбика.

Умельцы, скворцы, циркуль, цыганенок, цивилизация, цыкнуть.

Проверка на 10-м слайде

цы в конце
умельцы
скворцы
 ци – в середине
 циркуль
 цивилизация
 цы – искл
 цыганенок
 цыкнуть

Взаимопроверка.

Слайд 10. Вывод: нужно всегда помнить правило правописания -цы, -ци.

 V Домашнее задание: Слайд 11.

Рисунок 3 (выдается на индивидуальных карточках), составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик и слов с сочетаниями -цы,-ци.

 VI Итог урока. Рефлексия. Слайд 12.

Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока.

Что я знаю? Что умею? Что могу?

Я знаю… правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .

Я умею… проверять, подбирать проверочные слова на изученные правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .

Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .

Работа на компьютере онлайн на сайте http://uchit.rastu.ru/ Задания по теме урока с проверкой и оценкой результата

Класс работает с круг сигналами, а отдельные ученики по-очереди работают на компьютере (вывод заданий на большом экране).