Понятие о твердых и мягких звуках в русском языке. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (933 кБ)


Цели:

  • образовательная - сформировать у обучающихся умение слышать и различать твердые и мягкие звуки, опираясь на знания о строении и работе речевого аппарата; развивать умение искать и отбирать информацию, основываясь на личном опыте;
  • воспитательная - прививать любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать положительное отношение к учебе; продолжать сплочение детского коллектива;
  • развивающая - развивать фонематический слух, смысловую память, навыки распределения внимания.

Оборудование: учебник "Букварь" (1 часть), тетради для творческих работ по чтению, гибкая проволока, зеркало, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Речевая разминка.

Учитель (начинает):

"Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно." [1]

Ученики (стоя, продолжают стихотворение на выдохе):

"Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно." [1]

(Садятся за парты).

Работа в группах.

Слайд 2. Упражнение на дыхание (сидя, спина прямая).

Вокализация с попеременным движением левой и правой руки на выдохе звуков [А], [О], [Х]. Каждый ряд произносит один звук.

2. Основная часть.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над звуками речи и будем учиться различать звуки твердые и мягкие.

Что обозначает этот знак? Слайд 3.

Ученики: Так обозначают домик звука.

Учитель: Очень важно понимать различия понятий "звук" и "буква". Что вы об этом знаете?

Слайд 4.

Ученики: Звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем. Звук обозначаем буквой.

Развитие слуховой памяти.

Учитель читает стихотворение, дети повторяют хором.

Учитель: Давайте вспомним стихотворение о звуках речи.

"Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас." [1, с.21]

Развитие зрительного восприятия.

Учитель: Недавно я вам читала сказку о том, как звуки превратились в буквы. Кто помнит, как это произошло? [1, с.16]

Ответы детей.

Учитель: Давайте, как в сказке, оденем звуки в нарядные одежды и посмотрим, в какие буквы они будут превращаться.

Слайд 5 - 8. Учитель произносит слова "добро", "мама", "хлеб", "мир", обучающиеся произносят первый звук, буква появляется на экране.

Развитие моторики.

Индивидуальная работа с проволокой. Учащиеся произносят соответствующие звуки и из проволоки изображают буквы. Буквы появляются на экране, так как еще не изучались. Работа выполняется по рядам: каждый ряд изображает одну букву. Учитель оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Учитель: А теперь волшебниками будете вы сами.

Слайды 9 - 11.

Учитель: Как шипит гусь?

Ученики: [Ш].

Учитель: Как воет волк?

Ученики: [У].

Учитель: Как рычит тигр?

Ученики: [Р].

Развитие фонематического слуха и восприятия. Работа с зеркалом. [2]

Учитель: Когда мы произносим звуки, у нас работают органы речи, которые мы называем речевым аппаратом. Давайте вспомним, из каких органов он состоит.

Ученики: Губы, зубы, язык, голосовые связки.

Учитель: Произнесите перед зеркалом звук [И]. В каком положении находятся губы?

Ученики: Губы растянуты в улыбке. Образуется щель, узкий проход.

Учитель: Произнесите перед зеркалом звук [У]. В каком положении находятся губы?

Ученики: Губы вытянуты в трубочку.

Учащиеся также произносят слияния [ИУ], [УИ], наблюдают за изменением положения губ при произнесении отдельных звуков.

Учитель: Произнесите перед зеркалом слияния [МИ] - [МУ]. В чем разница в произношении?

Ученики: Меняется положение губ: щель - трубочка.

Учитель:

  • Назовите первый звук в слиянии [МИ]. (Дети выполняют задание).
  • Назовите первый звук в слиянии [МУ]. (Дети выполняют задание).
  • В каком слиянии первый звук произносится мягко? Твердо? Ответы обучающихся.
  • Что помогло вам это определить?

Ученики: Положение губ при произнесении звука.

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Слайд 9.

Если губы принимают форму улыбки, то произносится мягкий звук.

Если губы принимают форму трубочки или рот широко открыт, то произносим твердый звук.

Физминутка.

Учитель: Превратите звуки [М], [М'] в букву.

Стоя около парт, дети берутся за руки, образуя букву М. Меняются партнерами и повторяют упражнение.

Работа в тетради.

Учитель: Вы так хорошо поработали со звуками [М], [М'], превратили их в букву М, поэтому буква дарит вам сюрприз и превращается:

Учитель поэтапно рисует на доске, дети повторяют в тетрадях. [3]

Учитель: В кого превратилась буква М?

Ученики: В мышку.

Учитель: Какую русскую народную сказку мы читали, где мышка являлась действующим героем?

Ученики: "Теремок".

Работа с учебником.

"Букварь", стр. 14.

Учитель: Будем сравнивать первый в названии предметов и определять твердый он или мягкий.

Самостоятельная работа обучающихся.

"Букварь", стр.15.

3. Обобщение изученного на уроке.

Учитель:

  • Чем занимались на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Что помогло вам запомнить какие звуки твердые, а какие мягкие?

4. Рефлексия.

Обучающиеся стоят около парт.

Учитель: Ребята, улыбнитесь, кому на уроке понравилось (называет этапы урока), кому было интересно весь урок.

Сегодня мне было очень приятно с вами работать! Я довольна вами! Вы все молодцы!

Список использованных источников.

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998. - 240 с., ил. - (Серия: "Игра, обучение, развитие, развлечение").