Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 4-5 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте.

По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметила, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Изучая по различным источникам достижения современной педагогики и психологии, я пришла к выводу о необходимости развивающей функции программы процесса обучения. В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что:

  • обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
  • каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий,
  • используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).

Занятия проходили в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждало у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваивались, а позднее охотно и активно использовались в самостоятельной деятельности. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами; читали книжки, отгадывали кроссворды, схемы, решали ребусы.

Большое место в работе с детьми занимали стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.

На занятиях по обучению грамоте детям давались разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.

В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевали навыками самоконтроля и самооценки, готовили руку к письму.

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходило всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи.

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
  • основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "слово".

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  1. Дать представление о звуках русского языка.
  2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  3. Показать детям связь звука с буквой.
  4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.

Упражнения на подробное знакомство с буквой:

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “ пропускает” буквы и слоги через пальцы.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
  4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- "чтение" по "записи" (по фишкам);

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.

Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.

Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Например:

Начинать звукобуквенный анализ следует начинать в старшей группе со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состояших из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).

После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).

Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:

"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
"Назови звуки слова";
"Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.

Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

    1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
    2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
    3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
    4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
    5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
    6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Приведем некоторые виды работ:

  1. Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
  2. Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
  3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.

Для улучшения качества обучения, исходя из особенностей детей, я разработала:

Планирование предпологает проведение занятий в следующей последовательности:

средняя группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 15-20 минут;
старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут;
подготовительная группа 2 занятия в неделю; продолжительность - 25-30 минут;

В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения (Приложение 2. Приложение 4).

Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Была проведена обширная работа с родителями (Приложение 5); создана предметно-развивающая среда, способствующая обучению детей читать и писать. (Приложение 6)