Элективный курс по краеведению как новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Статус документа

Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, а также содержательных линий национально-регионального компонента образовательного стандарта основного общего образования Свердловской области,  программы учебного курса для учащихся основной и средней школы по географии Свердловской области авторов В.Г. Капустина и И.Н. Корнева.

Элективный курс знакомит учащихся 6-го класса с географией и историей родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, коллекциями минералов, дополнительными источниками информации. Данный элективный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, вводит в интересный мир минералогии, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии, воспитывает чувство сопричастности к историческим событиям «малой» Родины. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, в том числе 3 практические работы, 2 творческие работы и 1 экскурсия.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и со школьными коллекциями минералов, экскурсионную работу.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение целей:

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни;
  • воспитание любви к своей «малой» Родине, позитивного отношения к окружающей природе;
  • через высокую научность и творческую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании географического пространства региона.

Требования к учащимся:

  • Усваивать и воспроизводить учебный материал.
  • Уметь использовать различные источники учебной информации и правила техники безопасности при работе с коллекциями минералов.
  • Овладеть приемами переструктурирования географической информации (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок.
  • Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

В результате изучения данного курса, при обязательном выполнении всех практических работ, учащиеся получают зачет.

Учебно-тематический план

Название тем курса

Всего часов

Формы работы

1 Вводное занятие     1 Викторина «Знаешь ли ты свой край».
Творческая работа «Малахитовая шкатулка», рисунок.
2 История Демидовых на Урале.     1 Беседа, просмотр презентации старшеклассников, знакомство с портретами Никиты и Акинфия Демидовых, сообщения учащихся, практическая работа с картами краеведческого атласа «География демидовских заводов»
3 Вотчина Демидовых – Невьянск. Невьянская наклонная башня.   1 Беседа, просмотр иллюстраций и фотографий, просмотр презентаций старшеклассников.
4 Тайны уральских подземелий    1 Сообщения учащихся, знакомство со схемой расположения подземных ходов в Невьянске.
5 Битвы с Татищевым, или «горная война».    1 Сообщения учащихся о Татищеве, просмотр презентаций старшеклассников, изучение научно-популярной литературы.
Викторина «Демидовы».
6 Урал – минералогический уникум планеты.    1 Практическая работа «Горные породы и минералы, добываемые на Урале и в Свердловской области». Знакомство учащихся с условными знаками полезных ископаемых.
7 Основы минералогии 2 Лекция «Минералы и горные породы». Техника безопасности и организация рабочего места при работе с минералами и горными породами. Обучающая практическая работа «Знакомство со шкалой твердости, или шкалой Мооса»     ( до 7 ступени включительно). Оформление результатов работы.
8 Малахит – символ Урала. 2 Сообщения учащихся «История добычи малахита от Демидовых до наших дней», «Малахитовые произведения искусства», просмотр фотографии изделий уральских мастеров из малахита, знакомство с работами старшеклассников о малахите, работа с коллекцией минералов, работа с географической картой. Практическая работа «Определение уральских минералов».
9 Ласковый горный хрусталь. 1 Занятие проводится по тому же плану.
10 Любимец графа Орлова – родонит. 1 Занятие проводится по тому же плану.
11 Первый минерал шкалы Мооса – тальк. 1 К вышеизложенному плану работы необходимо добавить сообщение о геологическом, историческом и археологическом памятнике природы на территории Свердловской области – Тальковом Камне.
12 Первое русское золото – уральское золото. 1 Рассказ учителя о первом золоте на Урале. Сообщение учащихся о Ерофее Маркове. Работа с географической картой. «Золотая лихорадка» на Урале. Способы добычи золота. Разновидности и пробы золота.
13 Урок-экскурсия 1 Организация экскурсии в геологический или краеведческий музей.
14 Самостоятельная творческая работа учащихся. 1 Оформление отчета об экскурсии. Формирование коллекции минералов. По желанию учащихся (для личностно-ориентированного обучения): эссе на тему «Радостный камень малахит», «Дневник Акинфия Демидова», «Тайны Невьянской башни».
15 Итоговое занятие 1  Представление работ учащихся. Самооценка. Оценка коллектива.

Список литературы.

  1. Географические карты для средней школы.
  2. Е. Савенко. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург. 2006.
  3. Н.П. Архипова. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Екатеринбург, 2001.
  4. Астрономия и география. Универсальная энциклопедия школьника. Минск. 1995.
  5. В.М. Слукин. Тайны уральских подземелий. Свердловск. 1988.
  6. И. Шакинко. Невьянская башня. Свердловск. 1989.
  7. Ф. Немец. Ключ к определению минералов и горных пород. Москва. 1988.
  8. В.И. Соболевский. Замечательные минералы. Москва. 1983.
  9. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент)  основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург. 1999. Изд-во Дома учителя.
  10. Юному географу. Справочник школьника. 1987. Свердловск.
  11. С. Лаврова. Урал. Кладовая Земли. Москва. 2007.