Внеклассное мероприятие "Лен-ленок"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Пояснительная записка к мероприятию.

Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И неважно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем – ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории?

Прошлое изменить нельзя, как не старайся, а вот настоящее и , тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками, почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев, осознать свою причастность к происходящему в настоящем и ответственность за это перед своими потомками.

Я считаю, что изучение краеведения – одно из приоритетных направлений работы. Особенно важна краеведческая работа в начальной школе, поскольку молодое поколение – это будущее России. Любовь к Отечеству нужно воспитывать, чувство привязанности к судьбе малой родины не возникает само по себе, его нужно постоянно пробуждать и развивать.

И мне очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю.

На занятии я использую исследовательскую и групповую деятельность, чтобы дети учились общаться, чтобы у них возникло чувство ответственности за коллективный труд; беседу учителя; практическую самостоятельную работу для самовыражения.

Занятие строится на доступном материале. Процесс создания цветов изо льна скажется на развитии эстетических чувств ребенка.

Организация выставки работ учащихся раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительное отношение к труду, позволяет познать радость труда.

Цель занятия: Ознакомление с процессом изготовления льняной ткани в древности и использовании ее в наше время.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания учащихся по истории родного края;
  2. Расширять словарный запас учащихся;
  3. Учить работать с дополнительной информацией по теме: энциклопедиями, книгами, интернет - ресурсами;

Воспитательные:

  1. Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
  2. Воспитывать любви к своей Родине, чувство гордости за бесценное наследие своего родного края;

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  2. Провести исследовательскую работу по теме, учить создавать и защищать творческие проекты;

Формировать УУД:

Личностные УУД:

  • Учить осознавать себя как гражданина, как представителя русского народа, воспитание чувства гордости за бесценное наследие; стремление к красоте.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
  • Учиться, совместно с учителем, формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях и в интернете.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, фотография и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Место проведения: классная комната.

Оборудование: мультимедийная установка, коллекция ткани для использования в групповой работе, демонстрационный материал таблица «Льняные ткани», набор картинок для групповой игры «Собери цепочку», одежда изо льна, фотографии сделанные детьми; высушенные стебельки и семена льна, ткань для изготовления цветов, иголка.

Ход мероприятия

слайда Действия учителя Действия учеников
Организационный этап
  Цель этапа (учитель).
· Взаимные приветствия учителя и учащихся.
Цель этапа (ученик).
· Взаимные приветствия учителя и учащихся.
  Приветствие. Дети заходят под песню «В темном лесе», встают у своих мест.
Рассаживаются по группам так, как готовили свои работы.
Целеполагающий этап
  Цель этапа (учитель).
· Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся.
· Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Цель этапа (ученик).
· Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала
  Ребята, посмотрите какое красивое платье.
Приложение 1.
А вы знаете, что это платье в нашем поле выросло из маленького зернышка?
Дети рассматривают платье.
Рассматривают семена льна, которые находятся на столе у каждой группы.
  Постановка проблемы.
Как из маленького льняного зернышка получилось платье?
Дети в группах ищут ответ на проблемный вопрос, раскладывают картинки в определенном порядке.
1 Какая же тема нашего занятия?
Ответы детей.
Этап получения новых знаний
  Цель этапа (учитель).
· Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса.
· Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.
Цель этапа (ученик).
· Восприятие и переработка информации (содержание материала).
· Активность сознательной деятельности; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание практической значимости изучаемого материала.
  Мы заранее разделились на группы: историки, фотокорреспонденты, литературоведы и экологи. Каждая группа сегодня расскажет о проведенной работе. Дети в группах готовятся к выступлению.
2-5 Предоставим слово историкам. Выступление детей.
Приложение 3.
  Спасибо, ребята. Очень интересное выступление.
  Хотите познакомиться с этим удивительным растением? Ответы детей.
  Тогда отправимся в прошлое. Поедем мы на машине времени, все вы получаете билетики, и в путь! Дети получают билетики. Приложение 2.
6
Каждую весну, когда лист березы в копейку выйдет, начинается чудо. (звучит песня «В темном лесе») начинается посев льна. После сева красные девицы заклинанье говорили. Выбирали самую высокую. Вставала она на скамейку, протягивала руки к солнцу и говорила: «Взрасти лен такой длинный, как я теперь».
Слушают и смотрят слайды.
7 Начинает расти ленок. Сначала ничем от других травок не отличается. В пору белых ночей он свой рост останавливает. Однажды на восходе солнца расцвело наше поле синими цветами. К вечеру цветки прятались, а на рассвете вновь открывались. Так цветет лен шесть недель, а на седьмую семя лелеет. Семя на племя, а платье в стебельке спрятано. (Дать детям стебельки льна). Дети внимательно слушают.

  Не пытайтесь сломать. Сломать его трудно, а вырвать из земли дело не хитрое, но очень тяжелое.
За день так намаешься, что спины не разогнешь.

Дети рассматривают стебельки льна, пытаются их сломать.
8




Затем лен расстилают на поле.
А дальше путь к платью, как в сказке, лежит через огонь и воду.
Поливает лен дожди, обжигает солнце, опускаются на него августовские росы и снова солнце сушит. Долго лежит лен в поле пока не начнет в руках трещать. Теперь разломить его можно, только, чтобы до его тайны много труда еще нужно.
Все дальше делали руками. И в те времена люди были смекалистые. Придумали деревянных помощников
Внимательно слушают.
9  Мяли лен на мялке.
Мялка – приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем легче отделить волокна от внешней оболочки – костры.
Слушают и рассматривают картинку с изображением мялки.
10 Трепали с помощью деревянного трепала.
Трепало – деревянное орудие, которое имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала украшались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. Трепать – бить, теребить лен, очищать волокнистый внутренний слой стебля от костры.
Активное слушание.
11 Чесали деревянным гребнем.
Внимание на экран.
12 Вот и раскрыл лен свой секрет, получились волокна тонкие, как волоски, длинные ни в лесу, ни в поле не сыщешь.
Слушают, смотрят слады.
13-14 Зимними вечерами при свете лучины скручивали в длинную шелковистую нитку. А уж из нитки полотно ткали.
Внимательно слушают.
15 Какие ткани получаются славные, на весь мир знаменитые. Шей, что душе угодно. Внимательно слушают.
16 Вот так из зернышек вырастает лен – ленок голубой цветок. Вырастает, весь мир одевает. Внимание на экран.
17-23 А сейчас перед нами выступят фотокорреспонденты. Дети предоставляют фотоматериалы, которые были сделаны на ЗАО ПХП «Истоки» г. Пучеж, на 6 конкурсе детских театров мод «Плес – льняная палитра» 9 июля 2011 года, это и повседневная одежда, полотенца, белье и другие изделия изо льна.
Приложение 4.
  Обобщение.
Ребята, а теперь давайте еще раз повторим, а как же такая красивая одежда в поле выросла.
На доске сверху прикреплена табличка «Зернышко», а внизу – картинка с изображением льняного платья. Дети вспоминают все этапы изготовления ткани, а учитель, разворачивая станицы, сложенные «гармошкой», проговаривает вместе с детьми, повторяя изученное.
Приложение 5.
  Здоровье сберегающие технологии.
Но, оказывается, что одежда изо льна не только красивая, но и полезная для здоровья.
Дети рассматривают льняную ткань, слушают.
  Гигиенические свойства льна.
А сейчас послушаем выступления экологов.
Выступления детей.
Приложение 6.
  Физкультминутка.
Приложение 7.
Поют русскую народную песню «Уж мы сеяли ленок» с движениями.
  Лен воспевали не только в песнях. Многие поэты и писатели восхищались этим удивительным растением.
Давайте послушаем выступление последней группы – литературоведов.
Выступление детей.
Приложение 8.
Этап практической работы
  Цель этапа (учитель).
· Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.
Цель этапа (ученик).
· Организация своей деятельности во времени в соответствии с заданными целями и задачами.
· Творческое применение знаний и умений.
  Сегодня из голубого льна мы будем изготовлять цветок.
Приложение 9.
Дети рассматривают образцы ткани.
  Посмотрите на доску, сколько лепестков у этого удивительного цветка? Приложение 10. Ответы детей.
  Для использования, экономии времени нужно спланировать свою работу. Дети составляют план работы с помощью учителя.
  1. Вырезать 5 кругов.
2. Каждый круг сложить 4 раза.
3. По получившейся дуге стянуть.
4. Продолжаем так же с остальными лепестками.
5. В центре пришиваем пуговицу.
Читают план работы, написанный на доске.
Схема изготовления цветов лежит на столе у каждой группы.
Приложение 11.
  Инструктаж по охране труда.
Ребята, будьте осторожны при работе с ножницами, иголкой.
Дети внимательно слушают.
  Приступаем к работе. Самостоятельная работа.
  Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые цветы у нас получились! Оценивают свою работу, делятся впечатлениями.
Рефлексивно-оценочный этап
  Цель этапа (учитель).
· Создание ситуации успеха.
· Анализ и оценку деятельности ученика.
Цель этапа (ученик).
· Осознание учениками значимости полученных результатов.
  Учитель помогает организовать выставку работ. Учащиеся вывешивают свои работы на обтянутую зеленой льняной тканью рамку.
  Посмотрите, ребята, как красиво расцвело наше поле. Рассматривают и оценивают результат своего труда.
  На этом наше путешествие закончилось,
если оно вам понравилось – раскрасьте солнышко, а если нет, то раскрасьте тучку.
Дети раскрашивают на своих билетиках картинку.

Приложения 1-11.