Музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма занятия: Фронтальная.

Вид занятия: Доминантное (раздел «Слушание» – преобладающий вид музыкальной деятельности, который помогает развивать у детей с ТНР музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением звуков).

Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ТНР(тяжелым нарушением речи).

Цель: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей играть на детских музыкальных инструментах;
  • Учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения.

Развивающие:

  • Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей коммуникативные навыки.

Коррекционные:

  • Коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения.

Методы и приемы обучения, оборудование:

Методы  Приемы Оборудование
Наглядный Наглядно-зрительный Схема, слайды презентации, карточки к игре «Тихо вокруг», музыкальные инструменты, музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»
Наглядно-слуховой Фонограммы, фортепиано
Словесный Инструкции, вопросы, разъяснение Схема, карточки к игре
Практический Исполнение упражнений, игра на музыкальных инструментах, выполнение игрового задания Музыкальные инструменты, карточки к игре
Репродуктивный Уточнение и воспроизведение воспринятого материала Слайды презентации
Игровой Использование сюжета игры для организации детской деятельности Карточки к игре «Тихо вокруг», музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины»
Проблемного обучения Сопоставление, сравнение, выбор карточек, соответствующих содержанию произведения Карточки к игре «Тихо вокруг»
Информационно-рецептивный Совместная деятельность педагога и детей Музыкальные инструменты
Применение ТСО   Музыкальный центр, диски, аудиокассета, мультимедийное оборудование

Предварительная работа:

  • Беседы воспитателей на прогулке «Шум улицы»;
  • Прослушивание в группе звучания музыкальных инструментов в дидактической игре «Определи музыкальный инструмент»;
  • Прослушивание различных шумов на занятиях с логопедом;
  • Объяснение и значение слов: азбука «Морзе».

Словарь: шарманщик, шумовые звуки, музыкальные звуки, транспорт, азбука «Морзе».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в зал, музыкальный руководитель приветствует детей песенкой – игрой, дети подпевают и выполняют соответствующие движения.

Песенка – игра «Начнем урок» Е. Железнова

II. Вводная часть.

Введение в тему.

М. р: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

Дети слушают тишину

М. р: Что вы слышите?

Дети говорят, что они услышали.

М. р: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука?

Воспитатель: Ответом на вопрос будет стихотворение.

Стихотворение «Звуки» А. Усачев

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как стучат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!

III. Основная часть.

(внесение музыкальной шкатулки)

М. р: Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, я вам загадаю загадки из моей волшебной шкатулки. Вы будете слушать, и отгадывать звучащие предметы.

1. Игра «Отгадай, что звучит»

(Дети садятся на стулья перед ширмой. Музыкальный руководитель достает из шкатулки различные звучащие предметы, а дети стараются отгадать звук предмета: стеклянного стакана, железной крышки от кастрюли, деревянных кубиков, шуршание бумажкой, переливание воды)

Показ слайда 1 (Улица)

Слушание записи «Шум улицы»

М. р: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? (на улицу)

М. р: Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги?

Показ слайдов 2, 3 «Грузовой и легковой транспорт»

Слушание записи «Звуки движущегося транспорта»

М. р: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по динамике звучания)

2. «Большие и маленькие машины» двигательное упражнение

(Дети делятся на две подгруппы, берут приготовленные карточки с изображением больших и маленьких машин («Музыкально – дидактическое пособие «Большие и маленькие машины». На громкую музыку выполняют движения дети у которых карточки с большими машинами. На тихую музыку – с маленькими машинами)

М. р: Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.

Слушание записи «Шум дождя»

Показ слайда 4 «Дождь»

Воспитатель: Давайте, ребята. покажем как капает дождик.

3. Массаж «Дождик» муз. Е. Попляновой

(Дети выстраиваются в шеренгу друг за другом и выполняют легкие постукивания по спине друг друга под пение музыкального руководителя)

М. р: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?

Слушание записи «Шелест листьев»

Показ слайда 5 «Осенние листья»

Воспитатель:

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.

Показ слайда 6 «Зима»

Слушание записи «Вьюга. Метель»

М. р: Что вы ребята услышали?

Показ слайда 7 «Метель»

Воспитатель:

Метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все «У-у» да У-у»

М. р: Давайте с помощью голоса изобразим завывание вьюги. (внесение схемы)

4. Голосовое упражнение «Завывание вьюги»

(дети выполняют голосовое упражнение по звуковой схеме. Музыкальный руководитель показывает движение голоса на схеме)

М. р: Отправляемся на прогулку в лес.

Показ слайда 8 «Лес»

М. р: Послушайте, кто издает звук в лесу?

Слушание записи «Дятел. Звук по дереву»

Показ слайда 9 «Дятел на дереве»

М. р: Давайте поможем дятлу разослать телеграммы птицам в теплые страны. Эта телеграмма состоит из долгих и коротких звуков.

М. р: Давайте озвучим весеннюю телеграмму с помощью музыкальных инструментов.

5. «Весенняя телеграмма» В. Суслов

(детям раздают музыкальные инструменты, с помощью которых дети выполняют ритмический рисунок, проговаривая слова в конце строчки)

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,
Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному.

М. р: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Нужно послушать внимательно песню и по окончании выбрать нужные карточки по тексту песни.

6. Игра «Тихо вокруг» Г. Анисимова

(Дети делятся на две подгруппы, раскладываются карточки. Дети слушают песню, исполняемую музыкальным руководителем. По окончании песни быстро и тихо находят карточки с соответствующим изображением. Выигрывает та подгруппа детей, которая выполнит задание быстрей другой)

Воспитатель:

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.

М. р: Только есть еще другие: не шуршащие, не стуки – музыкальные есть звуки.

В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. Послушайте и скажите, звук какого музыкального инструмента вы слышите?

Слушание записи «Музыка шарманки»

Показ слайдов 10, 11 «Шарманщик»

М. р: Это шарманщик, а в руках у него старинный музыкальный инструмент – шарманка. Звук у шарманки появлялся тогда, когда шарманщик крутил ручку. Мы сейчас с вами возьмем музыкальные инструменты, звучание которых похожи на звуки шарманки и исполним музыку Дмитрия Шостаковича «Шарманка»

7. «Шарманка» Д. Шостакович

IV. Итог занятия.

М. р: сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?

М. р: Какое задание было самое трудное для вас?

(похвалить детей)

М. р: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свою группу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране.

«До свидания» Е. Железновой

М. р: До новых встреч!

Под музыку дети выходят из зала.

Презентация.