Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


1. Вступление

Испокон века считается, что учитель должен объяснить, а ученики – понять, выучить и ответить. Методика же развивающего обучения направлена как раз на активизацию процесса обучения как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Но, в первую очередь, активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности именно учителя. Чтобы научить детей размышлять, анализировать, сопоставлять, изобретать и делать большие или маленькие открытия, учитель сам должен быть творческим человеком, изобретать новые формы и методы работы на уроке, быть увлеченным своим предметом и любящим его.

Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей (бинарные, или интегрированные, уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями.

Хочется поделиться с коллегами некоторыми своими педагогическими находками.

2. Бинарные (интегрированные) уроки

Урок обобщения пройденного материала всегда вызывает у учителя определенные трудности (особенно это касается уроков литературы), поэтому при планировании таких уроков я стараюсь предложить ученикам посмотреть на изученное произведение или тему с несколько неожиданной стороны. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность и вызвать новый, творческий интерес к теме.

а) урок обобщения по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (литература, 6 класс)

После изучения рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца» я предлагаю своим ученикам совершить путешествие вместе с героями рассказа, Настей и Митрашей, используя при этом знания, полученные на уроках географии. Это позволяет по-новому увидеть трудную ситуацию, в которой оказались ребята, тем более что автор в рассказе постоянно обращает внимание читателя на место действия и направление движения героев, например:

«Мы пойдём на север по этой тропе».
«Одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо».
«Стрелка глядела на север, тропа уходила на запад».
«В споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу. Большим полукругом Настина тропа огибала по суходолу Слепую елань. Митрашина тропа шла напрямик возле самого края елани. Не сплошай он, не упусти из виду траву белоус на тропе человеческой, он давным-давно бы уже был на том месте, куда пришла только теперь Настя. И это место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».

В начале урока ученикам даётся задание ещё раз просмотреть текст рассказа и отметить карандашом все места, где упоминается о направлении движения Насти и Митраши. А затем – коллективная работа над составлением плана-карты (с использованием топографических знаков, изученных на уроках географии). На уроке работаем над черновым вариантом плана, при этом учитель с помощью детей рисует план на доске (ещё лучше для этой цели подойдёт интерактивная доска, если ею оборудован кабинет).

Отправной точкой работы служит обозначение на плане сторон света и Лежачий камень, расположенный внизу страницы (то есть на юге). Шаг за шагом дети продвигаются на север вслед за героями рассказа, и на нашей карте появляются всё новые и новые обозначения: тропа, по которой пошла Настя, Митрашина тропа, Слепая елань, палестинка, Переславская дорога…

И повествование, которое казалось детям чужим и отвлечённым, вдруг становится доступным, понятным и даже своим: ещё бы, теперь перед глазами есть самостоятельно изображённое место, где происходит действие рассказа.

Работа очень увлекает детей, заставляет ещё раз детально изучить уже знакомый текст, обратить внимание на ранее пропущенные подробности. И, в нарушение всех правил топографии, на ученических планах появляются трава белоус, ягоды клюквы, сплетённые природой ель и сосна, заяц, Травка и даже сами маленькие герои рассказа.

Поскольку на уроке ведётся работа над черновым вариантом плана-карты, дети получают в качестве домашнего задания выполнение плана в цвете на альбомном листе.

Когда дети сдают подготовленные дома работы, не устаю удивляться смелому полёту детской фантазии, творческому, очень серьёзному и индивидуальному подходу к заданию. И с большим удовлетворением и удовольствием ставлю за эти красочные работы отличные и хорошие оценки! (Некоторые работы учащихся прилагаются).

Важно, что после такого урока у детей появляется интерес к творчеству писателя, желание познакомиться с другими его произведениями, поэтому вполне закономерно проведение урока внеклассного чтения по произведениям М.М. Пришвина.

б) урок обобщающего повторения по теме «Творчество М. Горького» «Тема преступления и наказания в творчестве М.Горького» (литература, 11 класс)

Я считаю тему «Творчество М. Горького» одной из самых важных и интересных тем в курсе 11 класса, стараюсь донести до учащихся мысль о величайшем гуманизме этого замечательного писателя.

При разработке обобщающего урока по этой теме я решила подойти к изученным произведениям М. Горького с несколько неожиданной стороны. Это показалось необходимым для того, чтобы пробудить интерес к уроку, активизировать мыслительную деятельность старшеклассников и подключить знания, полученные ребятами на уроках права. При выборе темы урока на помощь пришёл Ф.М. Достоевский, и тема прозвучала как «Преступление и наказание в творчестве М. Горького».

Остановлюсь подробнее на некоторых, наиболее интересных, фрагментах этого урока.

В качестве эпиграфа я выбрала слова самого писателя: «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться» и обратила внимание старшеклассников на то, что эти слова Горького пригодятся нам в конце урока.

В начале урока мы обращаемся к сугубо правовым категориям «преступление» и «наказание» и рассматриваем их в двух аспектах: юридическом и нравственном. Преступление как юридическая категория предполагает нарушение юридического закона, с точки зрения

нравственности, это нарушение нравственной нормы. То же относится и к наказанию. Опираясь на эти выводы, мы переходим к анализу творчества М. Горького.

1. Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра».

В этих рассказах мы останавливаем внимание на двух преступлениях, совершенно аналогичных с точки зрения юридической: Ларра убивает невинную девушку, Лойко убивает невинную девушку. За оба убийства виновные несут суровое наказание. Но существует ли разница между этими преступлениями? Одинакова ли реакция людей на эти преступления? И, наконец, почему Ларра оказывается проклятым людьми, а Лойко остаётся в памяти людей настоящим народным героем?

Данные очень непростые вопросы заставляют учеников задуматься о мотивах обоих преступлений, о понимании людьми этих мотивов, о возможном нравственном оправдании поступка Лойко и категорическом неприятии преступления Ларры, основанном на презрении к людям и крайней степени индивидуализма.

Очень неожиданным кажется следующий вопрос: «Есть ли преступления в легенде о Данко?» После размышлений старшеклассники приходят к выводу, что юридических преступлений в легенде нет, но есть два момента, которые можно отнести к категории преступлений нравственных: необоснованное обвинение людей в адрес Данко и поступок «осторожного» человека, наступившего в финале рассказа на искрящееся сердце Данко. Ученики приходят к выводу, что эти преступления являются не менее страшными, чем юридические, уголовные.

Здесь очень уместно звучат слова Я.А. Коменского: «Не бойся врагов: в худшем случае они убьют тебя. Не бойся друзей: в худшем случае они предадут тебя. А бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия совершаются на Земле все предательства и убийства».

2. Рассказ «Челкаш».

В рассказе – два главных героя, Челкаш и Гаврила, ученикам предлагается подумать над вопросом: «Кто из героев вызывает у нас уважение, а кто – презрение?» Звучит вывод о том, что босяка и вора Челкаша и окружающие его люди, и мы, читатели, считаем достойным уважения, а простой деревенский парень Гаврила, похожий на телёнка, вызывает у нас осуждение и даже презрение. Почему так происходит?

Старшеклассники увлеченно рассуждают о том, что, хотя Челкаш и вор, он честен, отважен, благороден, держит данное слово, испытывает жалость к более слабому, и за это его можно уважать. Гаврила же, отплативший Челкашу чёрной неблагодарностью, подло бросивший камень ему в спину, а потом унизительно ползающий у его ног, достоин лишь презрения и осуждения.

В этом рассказе автор даёт нам понять, что человек, опустившийся на уровень социального дна и даже ставший преступником, способен не потерять свои человеческие качества, что мерилом ценности человека является не его общественный статус, а его человеческая сущность.

3. Пьеса «На дне».

В начале разговора о пьесе я напоминаю ученикам о таком факте: после появления пьесы некоторые обвиняли Горького в «ницшеанстве», то есть в следовании теории Ницше, краеугольным камнем которой является постулат «Падающего подтолкни!». С этой точки зрения мы ведём диалог об образе Луки, который, по мнению некоторых литературоведов, «подталкивает падающих» обитателей ночлежки к краю пропасти. Учащиеся вспоминают свои рассуждения на уроках, посвящённых анализу произведения, и приходят к выводу, что путь ночлежников к краю пропасти – это вовсе не вина Луки, что старик сумел дать каждому из них надежду на «выздоровление». И вовсе не он виноват в том, что ночлежники не смогли этой надеждой воспользоваться, потому что у них не хватает моральных сил, желания, уверенности в себе.

Очень уместно прозвучала реплика одного из старшеклассников о том, что автора, выразившего словами Сатина свою точку зрения на отношение к человеку («Уважать нужно человека, а не унижать его жалостью»), ни в коем случае нельзя обвинять в следовании теории Ницше, преступной по своей сути.

4. «Несвоевременные мысли»

Вспомнив содержание очерка «Несвоевременные мысли», учащиеся пришли к выводу, что неприятие М. Горьким насилия над человеком повлияло и на его политические взгляды: неслучайно он воспринял Социалистическую революцию как акт насилия и не смог смириться с этим. В подтверждение выводов ребят я привела слова В. Ходасевича: « Он себе представлял революцию свободонесущей и гуманной. Большевики придали ей вовсе другие черты. Осознав своё бессилие что-либо изменить в этом, он уехал…»

Уместно также было привести слова самого писателя из письма к Р. Роллану: «В России … о любви к людям теперь не говорят и необходимость этой любви под сильным сомнением. Когда желаешь осчастливить сразу всё человечество – человек несколько мешает этой задаче».

5. Заключение урока.

Что такое гуманизм? Можно ли Горького назвать гуманистом? (Конечно, ведь М. Горький любил людей и всех своих героев, даже падших). Именно в этом нужно видеть истоки мучительных, трагических противоречий М. Горького, его творческих исканий.

Далее на экране – цитата из статьи М.Горького «О полемике»:

«Скажу более: я считаю себя везде еретиком. В моих политических взглядах, вероятно, найдётся немало противоречий, примирить которые не могу и не хочу, ибо чувствую, что для гармонии в душе моей, для моего духовного покоя и уюта – я должен смертью убить именно ту часть моей души, которая наиболее страстно и мучительно любит живого, грешного и – простите – жалкенького русского человека».

В заключение урока предлагаю ученикам вновь обратить внимание на эпиграф и письменно продолжить фразу, сказанную М. Горьким:

М. Горький «пришёл в этот мир, чтобы не соглашаться…» с чем?

3. Фрагменты уроков

Немаловажную роль в методике развивающего обучения зачастую играют и отдельные, нестандартные, фрагменты уроков. Некоторые из них я хочу сейчас привести как примеры.

а) фрагмент урока литературы в 5 классе «Русские народные сказки»

Каждому учителю известно, что учить детей работать с учебником необходимо с самого раннего возраста, и каждый учитель знает множество различных методов такой работы: это и составление простого и сложного плана статьи, и формулировка вопросов по прочитанному тексту, и ответы на поставленные вопросы, и выписывание ключевых слов…

В 5 классе такого рода работу можно превратить в игру. Назвала я эту игру «Шифровальный отдел». Перед началом работы учащихся над вступительной статьёй учебника к разделу «Русские народные сказки» я сообщаю им о необычном задании, поступившем из шифровального отдела. Нам предлагают расшифровать несколько вопросов, а ключ к шифру мы должны найти именно в статье учебника. Кроме того, на эти вопросы нужно ответить. И на экране появляются следующие схемы:

Дети с интересом читают статью учебника и пытаются расшифровать первую схему. Слушаем несколько предложенных формулировок зашифрованного вопроса и выбираем наиболее правильную: «Что называется зачином сказки?» Затем следует ответить на поставленный вопрос. Так же работаем и с остальными схемами. Попутно на уроке идёт очень полезная работа над формированием устной монологической речи учащихся.

Таким образом, рутинная работа со статьёй учебника превращается для школьников в игру, а созданная проблемная ситуация позволяет вызвать интерес и сделать познавательный процесс более увлекательным.

б) фрагмент урока русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Одним из важных этапов любого урока русского языка является работа с упражнением учебника. Достаточно часто дополнительно к заданиям учебника (а иногда и вместо них) я разрабатываю свою систему заданий, составленных по образцу части В варианта ЕГЭ в 11 классе. Обычно эти задания разрабатываются по определённому плану:

  1. на понимание текста
  2. по фонетике
  3. по орфографии
  4. по морфемике
  5. по морфологии
  6. по синтаксису и пунктуации

Предварительно учащимся предлагается пронумеровать предложения текста упражнения, если текст большой, то нумеруются несколько первых предложений, с которыми будут связаны задания. Можно дать задание предварительно списать текст, если же время ограничено, то можно выполнять задания прямо по учебнику.

Приведу следующий пример. На уроке русского языка работаем по упражнению №269 (учебник М.Т. Баранова, 2009). В упражнении дан следующий текст:

«1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школьной усадьбы.

2. Едва они вступили в лес и еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в мир покоя и беззвучия. 3. Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. 4. Но ничто не рождало здесь звука».

Задания по тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Из предложения 2 выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (сомкнулись, перенеслись).
  3. Из предложения 2 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от следующего согласного (беззвучия)
  4. Из предложения 3 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания (прут-ик-и)
  5. Из предложения 1 выпишите имена собственные (Савушкин, Анну Васильевну).
  6. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу (ничто не рождало).

Проверяя выполнение задания, дети оценивают каждое правильно выполненное задание баллом и подсчитывают общий итог. Причём, проверку можно осуществить с помощью одного из сильных учеников (оценку за его работу ставлю в журнал). Одновременно сама проверяю несколько тетрадей, и выставленные мною оценки тоже оказываются в журнале. Очень гордятся собой те, кто набрал максимально возможные 6 баллов!

Данный вид работы интересен учащимся, поскольку имеет соревновательный характер, и полезен учителю для быстрого комплексного повторения ранее изученных тем. Кроме того, данный вид работы постепенно готовит учащихся среднего звена к выполнению заданий части В вариантов ЕГЭ в 11 классе.

4. Контрольные работы

Наряду с традиционными контрольными работами в виде диктанта с грамматическим заданием я довольно часто провожу в классах среднего звена нетрадиционные контрольные работы, позволяющие выявить уровень усвоения и понимания учащимися изученного по теме теоретического материала. Обусловлено это новыми требованиями и подходами к изучению русского языка. Раньше я как учитель была уверена в том, что моя основная задача – научить детей грамотно писать и излагать свои мысли с помощью правильной и красивой устной речи. Современные требования к преподаванию языка заключаются ещё и в том, чтобы учащиеся хорошо знали теорию языка, уверенно владели всеми видами грамматического разбора, умели грамотно объяснить природу того или иного языкового явления. Проводимые мной контрольные работы как раз и позволяют нацелить детей не просто на зазубривание определений и орфограмм, а на серьёзную, вдумчивую работу с изучаемым материалом.

Оценивание таких контрольных работ проводится по балльной системе (по примеру олимпиадных заданий по русскому языку), затем в соответствии с критерием баллы переводятся в обычную оценку. Важно, что учащиеся, уже знакомые с критериями такого перевода, понимают, что им важно набрать за работу как можно большее количество баллов. И ещё один немаловажный аспект: одинаково безликие ранее оценки приобретают в глазах учеников свою истинную ценность. Например, ученик понимает, что «тройка», полученная за 22 балла, – это почти «четвёрка», а та же оценка, полученная за 17 баллов, – это почти «двойка». Это понимание помогает ему реально оценить полученный результат и сделать определенные выводы об уровне усвоение изученной темы.

Приведу пример такой контрольной работы в 6 классе.

Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография».

1. Выполнить словообразовательный разбор слов:

I вариант – забежать, беззлобный, заход, чайник, настольный, листопад, осенний
II вариант – морозный, разбег, некрасивый, настенный, листок, самовар, ошейник

(За каждый правильный разбор – по 1 баллу, max – 7 баллов)

Распределить слова по группам в зависимости от значения, обозначить орфограмму:

  1. приставка ПРЕ = приставка ПЕРЕ
  2. приставка ПРЕ = ОЧЕНЬ
  3. присоединение
  4. приближение
  5. близость
  6. неполное действие

Пр..мудрый, пр..открыть, пр..морский, пр..ломить, пр..лететь, пр..клеить, пр..ползти, пр..тормозить, пр..крутить, пр..старый, пр..школьный, пр..градить.

(За каждое слово – по 1 баллу, мax -12 баллов).

1. Словарный диктант

Прик..сновение, заг..релый, к..саемся, перег..рел, угарный, к..сательная, к..снись, дог..рает, приг..ревший, к..снулся, прик..сается.

(За каждое слово – по 1 баллу, max – 11 баллов).

Таким образом, каждый ученик перед выполнением контрольной работы знает, что максимальное количество баллов, которое он может получить за работу,– 30. Известна детям и шкала перевода баллов в оценку:

30 – 27 баллов – «5»
22 – 26 баллов – «4»
15 – 21 балл – «3»
Меньше 15 баллов – «2»

Такого рода контрольные работы учат детей сосредоточенности, рациональному распределению рабочего времени и работе по принципу «сделаю всё, что знаю».

Понятно, что именно эти принципы работы должны использовать выпускники при выполнении заданий ЕГЭ, и тренировка этих навыков – одна из важных задач, стоящих перед учителем, работающем в среднем звене/

5. Проблемные ситуации и проблемные вопросы

Одним из элементов методики развивающего обучения является создание на уроке проблемной ситуации посредством постановки проблемного вопроса. Известный учитель-литератор Е.Н. Ильин сказал: «Найти точный вопрос – праздник души!»

Проблемный вопрос – это интересный, порой неожиданный вопрос по содержанию произведения. Приведу два примера таких вопросов по драме А.Н. Островского «Гроза».

а) Действие 2, явление 2. Диалог Катерины и Варвары.

Записываю на доске две пословицы: «Яблочко от яблоньки недалеко падает» и «От осинки не родятся апельсинки». И задаю десятиклассникам вопрос: «Какое отношение имеют эти пословицы к содержанию явления?» На лицах учеников появляется интерес, головы склоняются над текстом. Звучат разные предположения, но из них совместными усилиями выбираем правильное: конечно, в пословицах намекается на Тихона, Варвару и их мать, Кабаниху, которая, как мы помним, названа в пьесе ханжой, то есть двуличным человеком. Недалеко от неё ушли и её дети: Варвара живёт по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», а Тихон «теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться поскорей».

б) Действие 2, явление 10. Монолог Катерины (о ключе).

Привожу на доске цитату «Ум с сердцем не в ладу». Вспоминаем, из какого произведения эти слова и к кому из героев относятся. Каким же образом слова Чацкого о себе мы можем соотнести с размышлениями Катерины? И старшеклассники прослеживают, как ведётся внутренняя борьба героини: сначала побеждает разум («ум») и принимается решение выбросить ключ от калитки в Волгу, но потом всё же победу одерживают чувства («сердце») и ключ оказывается в её кармане. Как и у Чацкого, у Катерины «ум с сердцем не в ладу»…

Такие проблемные вопросы пробуждают интерес и к содержанию изучаемого произведения, и к психологии героев.

6. Маленькие педагогические хитрости

а) о Васе Тряпочкине

Ни для кого не секрет, что развивающее обучение невозможно без наличия проблемы, которую необходимо решить. К сожалению, проблемы на уроках зачастую связаны с проблемными учениками. Чтобы «перехватить» инициативу у таких учеников, я вот уже много лет «сажаю» в свои 5–6 классы виртуального ученика, которого традиционно зовут Вася Тряпочкин.

Не дописана на доске тема урока? Конечно, это Вася стёр, придётся думать самим, какие слова в теме пропущены.

Слова на доске написаны с ошибками и корявым почерком? Так это Васина работа, будем исправлять их и писать красиво и аккуратно (а находить и исправлять чужие ошибки куда приятнее и интереснее, чем свои!).

Примеры к орфограмме подобраны неправильно? Да разве Вася может подобрать правильно? А вот мы сможем!

План рассказа не соответствует его содержанию? Вася в литературе ничего не понимает, а мы понимаем и сможем расположить пункты плана в правильном порядке!

Таких примеров с уроков можно привести множество, и я могу с уверенностью сказать, что проблемный ученик Вася Тряпочкин очень мне помогает и добавляет в уроки элементы игры, в которую дети играют с великим удовольствием и пользой!

б) об импровизации

Очень важную роль в работе учителя-словесника играет умение импровизировать. Особенно это относится к урокам литературы, каждый из которых должен быть маленьким спектаклем в «театре одного актёра» – учителя.

Бывает в нашей работе такая ситуация, когда тщательно продуманный и подготовленный урок по какой-то причине вдруг «не пошёл». Ведь на урок приходят маленькие живые люди, от которых можно ждать любых неожиданностей: не подготовились дома, пришли усталые после урока физкультуры… И вот тогда на помощь учителю спешит «Её Величество Импровизация».

И вдруг урок литературы в 8 классе, запланированный как анализ текста комедии «Ревизор», превращается в импровизированную постановку одного из действий комедии, и учитель играет в этом спектакле вместе с ребятами.

А запланированная работа по статье учебника, которая должна была быть прочитана дома, вдруг совершенно видоизменяется и превращается в работу «Шифровального отдела». Кстати, это о ней я рассказала выше в своей работе и спонтанно придуманную игру применяю теперь на многих уроках.

А изумление (почти ужас!) на лице учителя, пришедшего на урок и увидевшего, что тщательно приготовленный заранее для работы на уроке текст на доске чья-то рука стёрла посередине широкой полосой! И тут же, вместо вычисления виновного, рождается задание для учеников: постараться восстановить текст и записать его в тетрадь. И ведь с каким увлечением работают! И восстанавливают, по-своему, творчески, интересно! А иногда кто-то умудрится восстановить и дословно! И это неожиданно придуманное задание я тоже теперь использую на уроках русского языка, да ещё и усложняю иногда: прошу восстановить стихотворный текст.

Автор уверен, что подобные педагогически находки есть у каждого учителя, что они помогают в работе и создают тот особый стиль или почерк, отличающий уроки каждого из нас от уроков наших коллег!