Система формирования здорового образа жизни детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


(Из опыта работы детского сада № 198 ОАО “РЖД”)

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура.

Педагогический процесс в нашем детском саду построен так, чтобы мир движений открывался детям в качестве особой необыденной действительности. Удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее – в потребность. Неслучайно коллектив детского сада работает под девизом : “Сделай трудное привычным, привычное станет легким, а легкое – приятным”.

На протяжении многих лет мы ставим перед собой задачи охранять и укреплять здоровье детей, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни,   приобщать детей к традициям большого спорта, развивать основные физические способности, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Для реализации задач физического воспитания в детском саду создана предметно – развивающая среда. В физкультурно – оздоровительный комплекс “Крепыш” входит физкультурный зал, бассейн, сауна, кабинет массажа, сенсорная комната. (Рисунок № 1) Бассейн оборудован всем необходимым инвентарём, имеется фитобар, где дети принимают после плавания общеукрепляющие фиточаи. (Рисунок № 2). В спортзале находится спортивный инвентарь, необходимый для приобщения детей к двигательной активности.

(Рисунок № 3) На территории детского сада организована спортивная площадка для занятий на воздухе, оснащена “ямой” для прыжков в длину, “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой, качающимся бревном (Рисунок № 4) “рукоходом” и “осьминожкой” для метания в цель.

Педагоги создали картотеку для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр. В каждой возрастной группе есть уголки движения, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми. Мы считаем, что здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в нашем детском саду способствует решению этой задачи. Система физкультурно – оздоровительной работы осуществляется по следующим направлениям:

– привитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений об окружающей среде и привычки ежедневных физкультурных упражнений;

– развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов и о том, что полезно и что вредно для организма;
– выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью;
– обучение детей правилам дорожного движения;
– работа по охране безопасной жизнедеятельности.

Большое внимание уделяем организации рационального питания, которое осуществляем по следующим принципам:

– выполнение режима питания;
– гигиена приёма пищи;
– ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
– эстетика организации питания (сервировка);
– индивидуальный подход к детям во время питания;
– правильность расстановки мебели.

Немаловажным фактором воспитания здорового образа жизни у детей является закаливание.

Ежедневно проводим мероприятия, которые включают в себя: соблюдение температурного режима, правильную организацию прогулки, соблюдение сезонной одежды, дыхательную гимнастику после сна, мытьё рук прохладной водой, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры, использование контрастных дорожек. Мы так же используем методы оздоровления: дозированный оздоровительный бег на воздухе, хождение босиком по траве, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики. Наряду с организацией правильного питания и закаливающими процедурами, проводим профилактическую работу. Организованные мероприятия по профилактике заболеваний включают в себя: физкультурные занятия босиком, подвижные игры и физические упражнения на улице, утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями, массаж по рекомендациям врача – педиатра, занятия в бассейне, спортивные игры и упражнения, использование точечного массажа и пальчиковых упражнений, индивидуальные занятия в сенсорной комнате. Педагогом дополнительного проводится ритмическая пластика. Инструктором по физическому воспитанию в зимний период организовываются секционная работа на лыжах и коньках.(Рисунок № 5, 6). Все это укрепляет здоровье детей, повышает иммунитет, развивает устойчивость детского организма к болезням.

06.jpg (9160 bytes)

Летний период – это тот период, когда погодные условия позволяют использовать природные ресурсы для закаливания детского организма. Во время летнего сезона проводим такие оздоровительные мероприятия, как: закаливание организма природными факторами, физкультурные занятия, досуги и праздники, утренняя гимнастика на улице, ежедневное плавание в бассейне, интенсивное закаливание стоп, витаминизация: включение в меню соков и фруктов.

Кропотливая индивидуальная работа с детьми помогает выработать привычку к ежедневным нагрузкам, формируют у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.

В работе физического развития детей педагоги используют разнообразные по форме и содержанию занятия, в зависимости от задач, проводятся традиционные, игровые занятия в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности; сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления; тематические, занятия-тренировки, на которых проводится закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. (Рисунок № 7, 8, 9) В начале и в конце года проводятся занятия – зачёты для проведения педагогической диагностики по основным видам движения и развитию физических качеств; занятия в форме оздоровительного бега. В свете новых федеральных государственных требований большое внимание уделяется интеграции образовательных областей. В связи с этим мы проводим музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений, игровые занятия – “путешествия” по “экологической тропе” – интеграция образовательных областей “Познание” и “Физическая культура”.

Важным в занятиях является моторная плотность, так как она обеспечивает тренирующий эффект. Врач – педиатр отслеживает моторную плотность физкультурных занятий. В результате наблюдений можно сделать вывод, что плотность занятий составляет 80%. Это очень хороший показатель, он говорит о том, что дети много двигаются, меняется интенсивность двигательной активности, которая наполняется играми малой подвижности и релаксирующими упражнениями.

Важным условием является проведение всех занятий с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение создает положительный настрой у детей, стимулирует их, держит детский организм в тонусе, оказывает дисциплинирующее воздействие.

Учёт возрастных и личностных особенностей детей совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

Ежегодно инструкторы по физическому воспитанию проводят промежуточную диагностику физического развития детей. По результатам планируется вся перспективная работа на учебный год. Итогом промежуточного обследования является проведение малого педагогического консилиума, на котором рассматриваются достижения детей. Дети с низким уровнем физического развития находятся под особым вниманием всего педагогического коллектива. Намечается дальнейший план индивидуальной работы и их индивидуальное педагогическое сопровождение. Выстраивается перспектива дальнейшего воспитания и развития детей. Полученные результаты сравниваем с результатами на начало учебного года. Так как планирование всей работы коллектива происходит по конечным результатам, мы выявляем слабые стороны работы и планируем годовые задачи на следующий учебный год.

Работу с педагогами строим по следующим принципам:

–  главная социальная роль в педагогической валеологии отводится воспитателям;
– просветительная работа;
– консультации.

В систему физкультурно-оздоровительной работы входят и организационные методические мероприятия, которые проходят на основе знакомства и внедрения новых технологий в области физического воспитания.

Творческой группой педагогического коллектива создан информационный банк, включающий в себя систему мониторинга по всем составляющим здоровье детей. Основная наша цель – помочь родителям организовать оздоровительную работу, направленную на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни, создать комфортное самочувствие. Через взаимодействие с семьями воспитанников пропагандируем здоровый образ жизни, организуем и проводим совместные мероприятия с родителями: проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, совместные мероприятия, педагогические гостиные, походы в выходные дни. Среди родителей наших воспитанников эти мероприятия имеют большую популярность. В рамках этих мероприятий ненавязчиво, в дружеской обстановке мы говорим о профилактике заболеваний, о закаливании детского организма, о необходимости здорового образа жизни. Для успешного взаимодействия проводим сбор информации о семье: структура семьи и психологический климат, социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка. Педагоги в работе с родителями используют следующие методы: анкетирование родителей, беседы с ними, беседы с ребенком, наблюдение за ребенком, изучение рисунков на тему “Наша семья” и их обсуждение с детьми, совместное оформление детского портфолио.

В зависимости от точности заполнения анкеты родителями, намечается индивидуальная работа с ребёнком на занятиях, в том числе на занятиях по физической культуре, при закаливании, при посещении фитобара, посещение бассейна, сенсорной комнаты.

Большое внимание уделяем мотивационной сфере ребенка.

В структуре мотивации кроме приятного, то есть гедонического компонента, существуют так же такие компоненты, как значимость результата деятельности; желание получить вознаграждение; необходимость подчиниться давлению.

Для вовлечения детей в занятия физической культурой мы используем разнообразные приемы: создаем положительные эмоции, даем возможность почувствовать удовольствие от методов оздоровления, интерес к двигательной активности мы стимулируем спортивными тренажерами, пособиями, игрушками. Немаловажную роль в развитии мотивационного аспекта мы отводим и личности педагога. Педагоги нашего детского сада имеют высокий профессиональный ценз, творческий потенциал и что самое важное – очень любят детей.

В детском саду имеются нестандартные пособия, способствующие физическому развитию детей: ходули, тренажеры, турникеты, балансиры, (Рисунок № 6) сенсорные мячи и т.д. Активно действуя с пособиями, ребенок развивается, а на следующем этапе развития получает удовольствие от того, что сумел преодолеть трудности. Мощным мотивом для занятий тем или иным видом спорта являются успехи наших спортсменов на международных чемпионатах, молодежных спартакиадах, Олимпийских играх. К этим событиям одинаково проявляют интерес не только дети, но и взрослые. Совместно с воспитателями дети ведут ежедневные дневники Олимпиады, с родителями смотрят спортивные передачи.

В работе с детьми эффективно используем положительные примеры из окружающей жизни, личный пример педагогов и родителей, особое значение уделяем развитию и совершенствованию у детей умения выражать свои чувства с помощью мимики, жестов и слов, формируем понимание мужественности и женственности. В мальчиках развиваем силу, выносливость, ловкость, уважение к девочкам, как к будущим матерям, хранительницам домашнего очага, а в девочках – пластичность, ловкость, терпимость, отзывчивость.

В результате мы хотим видеть выпускника нашего детского сада здорового, физически и всесторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, с чувством собственного достоинства.

Творческая группа детского сада разработала модель будущего выпускника нашего детского сада. В ожидаемых результатах мы отметили на первом месте физическое развитие ребенка и особое значение уделяем физической подготовке, чтобы ребенок был спортивно – активным, физиологически и духовно здоровым.

И в заключении хочется сказать, что наш детский сад – это дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений – сотрудничество и сотворчество.