Открытый урок по развитию речи "Луг. Луговые цветы". Составление рассказа по картинке

Разделы: Коррекционная педагогика


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: традиционная.

Цель: совершенствование и закрепление знаний по теме урока "Луг. Луговые цветы. Составление рассказа по картинке".

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • учить детей составлять короткий устный рассказ по картине по заданным вопросам из трех предложений, озаглавливать его;
  • учить детей правильно составлять предложение;
  • закрепить названия луговых цветов.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • развивать связную речь, логическое мышление;
  • обогащать словарный запас названиями цветов;
  • развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • совершенствовать навыки общения.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОВТОРЕНИЕ.

В класс залетает пчелка Жужа.

- Здравствуйте, ребята! Ж-ж-ж (жужжит пчелка). Ребята! Давайте вместе пожужжим!

Со мной случилась большая беда. В моем родном доме, а я живу на лугу, случился пожар, я испугалась и улетела. А теперь никак не могу найти его, потому что от страха забыла, как выглядят цветы, растущие на лугу, где стоят наши ульи. Вы поможете мне найти их?

- Да, поможем! (дети отвечают хором).

Учитель:

- Ребята, давайте поздороваемся с пчелкой и назовем ее по имени.

- Здравствуй, пчелка Жужа! (дети говорят хором).

Учитель:

- Ты, пчелка, не расстраивайся, а загадай детям загадки про цветы, которые растут на твоем поле. А ребята отгадают твои загадки и вывешивают на доску картинки с изображением цветка и табличку с названием этого цветка. Дети хором читают названия цветов, выделяя ударный слог.

А). ЗАГАДКИ:

- Синий маленький цветок
Он зовется:(василек).

- Тонкий красный лепесток
Так похож на огонек  (мак).

- Ее яркий желтый глаз
Смотрит ласково на нас (ромашка).

- Белые бубенчики
Выглядят застенчиво (ландыши).

- Если верить волшебству - зазвонит
Он раз в году (колокольчик).

Пчелка:  Молодцы, ребята, справились с заданием.

Б). Детям раздаются карточки, на которых написаны названия цветов. Названия луговых цветов подчеркнуты карандашом.

Учитель:

- Давайте все вместе прочитаем названия луговых цветов (дети читают цепочкой).

- В названии каких цветов есть звук "В", "М", "К", "Р".

Дети отвечают: вьюнок, василек, мак, колокольчик, ромашка.

Какие это звуки гласные или согласные?

Учащийся отвечает: согласные.

- Докажи.

Учащийся: он не тянется.

Учитель:

- Каким карандашом вы обведете эти буквы?

Учащийся: синим карандашом.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

- Сейчас мы поиграем. Игра называется "Высокий - низкий". Я буду называть различные цветы, а вы, если цветок низкий - приседаете, а если высокий - тяните руки вверх.

В). ПУТЕШЕСТВИЕ В "УГАДАЙКУ".

Учитель:

- Сейчас мы будем узнавать цветы по описанию и будете поднимать картинку с описанным цветком.

- Этот яркий, но очень нежный цветок необычайно красив. Его цветы не просто цветут - они горят (мак).

- У этого цветка белые реснички, а глазок - золотой (ромашка).

Показываю картинку с ландышем и предлагаю учащемуся описать данный цветок.

Пчелка:

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

Г). Задание: "Сложи разрезную картинку".

Детям предлагаются разрезные картинки цветов, которые они должны собрать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На лугу я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена).
Наклонюсь к цветам поближе (наклониться),
Красоту их всю увижу (покачать головой),
Нежный, чудный аромат ощутить я тоже рад (сделать несколько вдохов носом),
Рвать не буду я цветы - много будет красоты (выпрямиться, повороты головы вправо - влево, развести руки в стороны)!

Д). Охрана природы.

Учитель читает стихотворение:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Учитель:

- Почему все меньше радости и красоты остается на земле?

Ответы детей.

Учитель:

- Чего не надо делать?

Ответы детей.

(На доске вывешивается знак "Цветок в круге, перечеркнутый черной полосой").

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А). Введение в тему. Дифференциация времен года "осень - лето".

Учитель читает стихотворение:

"Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дано покрасоваться.
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке".

Учитель:

- О чем это стихотворение ( это стихотворение о цветах).

- Где растут цветы (цветы растут на лугу).

(На доску вывешивается картинка с изображением летнего луга).

Учитель:

- Это луг. Луг - это участок земли, покрытый травянистой растительностью и цветами.

(На доску вывешивается картинка с изображением осеннего луга).

Учитель:

- Ребята! Давайте сравним эти две картинки.

-Сейчас какое время года (осень)?

(Под картинкой вывешивается табличка со словом "ОСЕНЬ").

Учитель:

- А на этой картинке какое время года изображено (лето)?

(Под картинкой вывешивается табличка со словом "ЛЕТО").

- В какое время года цветы цветут на лугу? (Цветы цветут на лугу летом.)

- А что произошло с ними сейчас? (Цветы завяли.)

- О каком луге, летнем или осеннем, мы сейчас ведем речь? ( об осеннем).

5. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

А) ПУТЕШЕСТВИЕ В "СОЧИНЯЙКУ".

Учитель:

- Сейчас мы совершим путешествие в "Сочиняйку".

1. - Но сначала выполним одно интересное задание.

Задание: "Укрась луг цветами".

(Учитель показывает детям прямоугольник, вырезанный из оргалита и стилизованный под луг).

Учитель:

- Как вы думаете, что это? (Я думаю - это луг.)

- Чего не хватает на нашем лугу? ( На лугу не хватает цветов.)

- Сейчас вы украсите наш луг цветами.

(Дети выбирают раскрашенные трафареты цветов (ромашка, мак, василек, колокольчик, вьюнок) и прикрепляют на стилизованный луг.Панно устанавливается на подставку).

2. Учитель:

- Сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. При ответе будете использовать слова вопроса.

- Что ты видишь? ( Я вижу луг.)

- Что растет на лугу? ( На лугу растут цветы.)

- Какие цветы растут на лугу? (На лугу растут ромашки, васильки, маки).

Учитель вывешивает на доску таблицы с предложениями:

Я вижу луг.
На лугу растут цветы.
Это - васильки, ромашки, маки.

(Дети читают хором, цепочкой, по карточкам).

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, связаны ли эти предложения по смыслу между собой? (Связаны.В предложениях говорится о цветах, которые растут на лугу.)

Учитель:

- У нас получился короткий рассказ, который мы сейчас озаглавим.

(Дети предлагают названия рассказа. Все вместе выбираем название "Цветы на лугу". Вывешивается название рассказа "Цветы на лугу").

(Дети хором читают короткий рассказ).

3. Обобщение:

Пчелка Жужа:

- Ребята, я узнала свой луг. Теперь я могу возвратиться в свой улей. До свидания!

(Учитель прикрепляет пчелку на стилизованный луг).

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание: "СОСТАВЬ БУКЕТ ИЗ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ".

(На столе лежат искусственные полевые цветы. Дети берут цветы, ставят в вазу, каждый называет свой цветок).

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Детям раздаются трафареты цветов, которые они должны раскрасить дома.

6. ИТОГ (РЕФЛЕКСИЯ).

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Назовите луговые цветы.

- Почему нельзя рвать луговые цветы?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Выставление оценок.