Развивающая образовательная среда как фактор сохранения здоровья ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. О здоровье можно говорить  не только при отсутствии, каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Состояние здоровья дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется с детства. Поэтому очень важно формировать привычку к здоровому образу жизни уже в дошкольном возрасте. Ребенок большую часть своего времени проводит в детском саду, поэтому важную роль в здоровье детей играет развивающая образовательная среда.

Академик РАМН Н.А.Агаджанян считает: «Человек будет спасен, если сам будет участвовать в своем спасении». А для этого каждый человек должен быть вооружен необходимыми знаниями. Без помощи взрослых ребенок не сможет вооружиться этими знаниями, поэтому педагог занимает центральное место в образовательном процессе, он является ключом к дальнейшему личностному росту ребенка, его успеху к познаниям. Для формирования культуры здоровья детей необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива. Существуют  разнообразные здоровьесберегающие  технологии,   направленные на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении  детский сад комбинированного вида «Колобок» муниципального образования город Ноябрьска Тюменской области одним из  приоритетных направлений является здоровье сбережение детей. В детском саду создана система мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Выполняются требования СанПиНа. В каждой группе мебель соответствует росту детей, соблюдаются гигиенические требования к составлению расписания занятий, их проведению; к режиму дня; внедрению ряда профилактических, лечебных, оздоровительных, психокоррекционных мероприятий. Для сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении созданы следующие условия: бассейн, физкультурный зал (шведская стенка, пособия для физических упражнений), музыкальный зал, зал хореографии. Кабинеты: медицинский, прививочный, физиолечения. Кабинет «БОС – здоровье», логопедический кабинет, психологический, кабинет изобразительного искусства. Кабинеты оснащены техническими средствами, наглядными пособиями. В детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности детей. Строго сочетаются интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки. Занятия построены с учетом  динамики работоспособности, обязательно используются физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики. Обеспеченны единые подходы к организации питания, сна, закаливания, формированию культурно-гигиенических навыков, соблюдению санитарно-гигиенических мер (на занятиях дети рассажены с учетом зрения, слуха, роста). В дошкольном учреждении применяются системные мероприятия для оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В системе ведется лечебно-оздоровительная и профилактическая работа. Введены схемы оздоровления для детей каждой возрастной группы, в которые вошли разнообразные технологии закаливания и оздоровления: прием детей и зарядка на свежем воздухе, прогулки (участки оснащены физическим оборудованием). Проводятся дыхательная, пальчиковая, коррекционная гимнастики. Дети занимаются в кабинете «БОС – здоровье», где учатся дышать по системе А.Сметанкина. Воздушные ванны (сон без маек). Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими профилактическими мероприятиями, корригирующими упражнениями (использование «дорожек здоровья» – ребристая доска, массажные коврики, дорожки с различными аппликаторами, влажная дорожка, сухая дорожка), босоножье – во время закаливающих мероприятий, во время физкультурных занятий в спортивном зале. Обширное умывание: постепенное умывание, начиная от пальцев рук до локтя, плеча, шеи и умывание лица. Увлажнение воздуха в группах (в каждой группе имеются увлажнители); применяется ароматерапия (группы оснащены аромалампами).

Оздоровление детей идет через общеукрепляющие и физиотерапевтические процедуры: УВЧ, КУФ, УФО, ингаляции – ингалятор «Вулкан», электрофорез. Занятия в бассейне, в секции по плаванию «Дельфиненок». Физкультурные занятия, занятия в спортивной секции «Игры с мячом». В дошкольном учреждении проходят физкультурно-массовые мероприятия: неделя здоровья, физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники, игры соревнования между возрастными группами, которые имеют оздоровительную направленность. Дети, родители и педагоги становятся активными участниками этих мероприятий. При хорошей развивающей образовательной среде, при хорошей организации воспитательно-образовательного процесса, заинтересованности всех специалистов, сотрудники дошкольного учреждения достигают положительных результатов в сохранении здоровья детей. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.